Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 583
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
230
Apple и Google – ARKit и ARCore. При возрастающем внимании со стороны бизнеса и созревании готовых девайсов в 2018 году на рынке может быть за- метен переход от простого интереса к технологии к реализации проектов с понятным экономическим эффектом. И если новые девайсы покажут реаль- ные результаты, то к концу года станет возможным и рост числа проектов.
5. Интересной тенденцией развития цифровых сервисов представляется
«Падение» информационной системы (Faas) как услуга. Это новый компо- нент облачных услуг с постфиксом «...as-a-Service» - сервис по предупрежде- нию критических проблем в информационных системах – то есть профилак- тика и прогнозирование так называемых failure - «падений» системы, под ко- торыми понимается «авария, повреждение; отказ в работе, остановка или пе- рерыв в действии». По сути, речь идѐт о банальном тестировании отказо- устойчивости систем, предлагаемом в формате услуги. И если раньше эмуля- ция хакерской атаки, возможно, была скорее сюжетом шпионского боевика, то теперь, когда каждый второй SMB раздумывает над размещением прило- жения по управлению предприятием в облаке, она становится насущной не- обходимостью.
В сообществе отечественных сервисных интеграторов эта технология прижилась под названием «сбой-как-услуга». Внедрение FaaS-сервисов, по- зволяющих оценить ущерб и последствия от сбоев, а также моделировать и предсказывать такие сбои, станет хорошим решением многих проблем для бизнеса. По мнению экспертов, в будущем FaaS может стать востребованной услугой у компаний, обеспечв им конкурентное преимущество. Однако, опять же в настоящее время российский рынок не готов к внедрению этой технологии, что обусловлено отсутствием у компаний высокой степени ав- томатизации процесса разработки. В частности, использование решений для автоматизированного анализа кода и компетентных специалистов на местах.
Поэтому на сегодняшний день российские компании, реализующие процессы цифровой трансформации, больше озадачиваются повышением
231 зрелости процессов и автоматизацией процессов разработки и эксплуатации
ПО. В систематизированном виде рассмотренные тенденции цифровой трансформации сервисных интеграторов и развития цифровых технологий представлены на рисунке 5.1.
Последние годы стали поворотным для рынка и поставили перед мно- гими отраслями-потребителями ИТ вызов цифровой трансформации. Это путь, на который должна встать любая компания, которая хочет остаться на рынке, не говоря уже о лидерстве на нем. Для B2B-сегмента – это оцифровка бизнес-процессов для оптимизации нагрузки на персонал и оперативности коммуникаций, как внутренних, так и с бизнес-партнерами. Для B2C- компаний – это перевод сервисов в онлайн, клиентоориентированность и ра- бота с Big Data. Для обоих сегментов ключевым аспектом цифровизации должна стать подготовка цифровой инфраструктуры.
Тенденции цифровой трансформации сервисных интеграторов
Распространение сервисной модели
Быстрая разработка, Big Data и наращивание внутренней экспертизы
Смена роли сервисных ин- теграторов в цепочке поль- зователь-вендор
Импортозамещение, развитие отечествен- ного ПО
Рост кастомизации и отраслевой специфи- кации решений
Перенос ИТ- инфраструктур в ЦОДы
Создание интеграторами новых собствен- ных продуктов
Переход сервисов от инте- граторов облачным про- вайдерам
Возникновение у заказчи- ков множества точек за- купки ИТ
Рост востребованности консалтинга в сфере цифровой трансформации
Непрерывное наращивание компетенций персонала в сфере цифрового менеджмента
Рост важности и значимости уникального опыта сервисного интегратора
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19
Цифровая трансформация и развитие сервисных интеграторов в России
232
Рисунок 5.1 – Тенденции развития сервисных интеграторов и цифровых тех- нологий
Это либо гибкая во всех отношениях облачная платформа, либо нара- щивание вычислительных мощностей за счет капитальных затрат, которые сегодня далеко не все могут себе позволить. Заказчики уже высказали по- требность в изменениях. Ведь цифровая трансформация – это не только про- никновение новых технологий в традиционные сферы бизнеса и жизни, но и изменения в сознании людей. Для полноценной трансформации нужно ме- нять бизнес-процессы и подходы даже к рутинным действиям, научиться мыслить в «цифровом ритме».
В целом, с точки зрения Индустрии 4.0, Интернета вещей, блокчейна и других цифровых технологий главной задачей сервисных интеграторов будет наработка базы успешных практических способов их использования. Уро- вень цифровизации самой ИТ-компании в ближайшем будущем станет одним из ее главных конкурентных преимуществ. Важно научиться использовать цифровые инструменты не просто в ответ на тренды. Главная цель – повы-
233 шение эффективности бизнеса и снижение расходов. В свою очередь, ин- формационные технологии призваны помочь искать новые формы и способы создания прибыли. Цифровая культура – готовность той или иной социально- экономической системы к развитию и гибкость во внедрении новых техноло- гий – будет определять ее жизнеспособность и конкурентоспособность в лю- бой сфере деятельности. Таким образом, цифровая трансформация станет для любого бизнеса, в том числе и ИТ-сервисов, не только модным термином, но и жизненной необходимостью.
234
5.2. Организационно-институциональное обеспечение платформы
цифровой трансформации
Взятый Правительством РФ курс на цифровую экономику, предполага- ет активное государственное управление и поддержку ускоренной цифрови- зации и цифровой трансформации социально-экономических систем всех уровней, которые должны основываться на консолидации инфраструктурных единиц государственного управления на базе единой цифровой (облачной) платформы. В условиях, когда процессы информатизации приобретают гло- бальный характер, а цифровые технологии получают массовое распростране- ние, актуальность развития механизмов государственного регулирования цифровой экономики значительно увеличились. «Место государства в новой экономической реальности во многом будет определяться способностью ка- чественно и оперативно влиться в глобальные процессы, связанные с созда- нием нового технологического уклада»
150
Условно существующие подходы к решению проблемы цифровизации экономики можно разделить на два основных направления:
1.
Распределенная цифровизация каждого сегмента экономки по от- дельности с последовательным подключением к сетевой структуре;
2.
Централизованная цифровизация всей экономической системы, с созданием единой цифровой платформы на базе консолидированного коор- динационного центра.
При том, что первый путь выглядит более рациональным и прибли- женным к запросам сегодняшнего дня, концепция создания единой нацио- нальной цифровой платформы в перспективе гораздо более оправданна. Тен- денции развития информационно-коммуникационных технологий также ука- зывают, что, в перспективе создание единой цифровой платформы вполне
150
Грибанов Ю.И. Методология формирования цифрового ядра межотраслевой интеграции // Современная
Наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. / Москва: Научные технологии,
4/2018. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/162-Экономика-и-право
, свободный.
235 возможно. Единственными существенными препятствиями для реализации такой идеи являются следующие обстоятельства: различные степени цифровизации сфер общественной жизни, - от весьма умеренной до абсолютной; проблема выбора единого стандарта цифровизации и цифровой транс- формации; большое количество людей, которые крайне плохо овладевают новыми технологиями, поэтому для них подобное решение может обернуться «циф- ровым барьером».
Как мы отмечали ранее
151
, «аналитические обзоры перспектив развития технологий (в частности, Accenture Technology Vision 2017 152
) демонстриру- ют, что государственное управление и бизнес все в большей степени стано- вятся цифровыми. Переход к цифровой экономике означает не создание но- вых экономических отраслей, а построение своего рода концептуальной ос- новы для развития новых моделей бизнеса цифровой среде».
На сегодняшний день, новые цифровые технологии активно применя- ются в таких государственных ведомствах, как ФНС, Роструд, Минэкономи- ки и Минпром и других. Работают онлайн-сервисы в сфере государственных услуг, дистанционного образования, медицины, электронных закупок. Доля видов надзора, по которым доступно взаимодействие через «личный каби- нет», в 2017 году составила 14,7%, в 2018-м должна достигнуть 50%, а в
2020-м – 100%
153
Сегодня весьма актуальна тенденция масштабной диверсификации взаимоотношений общества с правительствами. Последним нужно не только
151
Грибанов Ю.И. Методология формирования цифрового ядра межотраслевой интеграции // Современная
Наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. / Москва: Научные технологии,
4/201. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/162-Экономика-и-право
, сводный.
152
Accenture:
Technology
Vision
2017.
[Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.accenture.com/t20170530T164033Z__w__/us-en/_acnmedia/Accenture/next-gen-4/tech-vision-
2017/pdf/Accenture-TV17-Full.pdf
, свободный.
153
Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции
[Текст] // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2017. - № 8 (572). – С. 78-100.
236 найти способ взаимодействия с гражданским обществом в целом, но и нау- читься взаимодействовать с каждым гражданином индивидуально. Исполь- зование цифровых технологий для аналитики и выявления достоверной и ре- левантной информации в конечном итоге должно стать тем инструментом в руках правительств, который позволит отказаться от «ручного управления» и повысить качество принимаемых решений
154
Например, цифровая аналитика может использоваться для выявления случаев махинаций с налогами или уклонения от налогов, а социальные ме- диа могут помочь бороться с преступностью. Наконец, тренд создания соци- альных каналов сотрудничества граждан и государства лежит в одном русле с желанием объединить министерства и ведомства в «одну команду», в кото- рой встраивание социальных технологий в бизнес-процессы и совместное использование технологий, которые эти бизнес-процессы поддерживают, должно привести к росту производительности (эффективности) работы само- го правительства
155
Естественным социальным явлением в России считается «сопротивле- ние инновациям», существующее во всех областях человеческой деятельно- сти, и являющееся, если можно так выразиться, «пережитками прошлого» в сознании. К сожалению, оно проявляется не только у отдельных индивидуу- мов, но и в коллективах, и в госаппарате
156
. Так, например, внедрение элек- тронного документооборота в российских госструктурах ставило основной целью автоматизацию делопроизводства, увеличение эффективности обслу- живания физических и юридических лиц, упрощение ведения дел и оптими-
154
Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом [Текст] // Цифро- вая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 19-25.
155
Грибанов Ю.И., Шатров А.А. Совершенствование систем технического регулирования в целях решения задач развития цифровой экономики в России [Текст] // Развитие менеджмента организаций в условиях пе- рехода к цифровой экономике: сб. ст. по матер. рос. науч.-практ. конф. Пермь: изд-во ПГНИУ, 2017.
156
Мысляева И.Н. Социально-экономические последствия развития цифровой экономики в условиях глоба- лизации [Текст] // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. Т. 2. - № 9. – С. 93-97.
237 зацию процедур прохождения документов, а также развитие системы межве- домственного электронного взаимодействия.
В перспективе электронный документооборот должен стать основой единого информационного пространства органов власти.
157
При этом Госу- дарственная программа Российской Федерации «Информационное общество
(2011–2020 годы)»
158
предусматривала увеличение доли электронного доку- ментооборота между органами государственной власти в общем объеме до- кументооборота с 10% в 2011 г. до 70 % в 2015 г. После 2015 г. документ ут- ратил силу, и сразу же после этого, по данным официальной статистики, доля внедрения электронного документооборота по РФ упала на треть, и состави- ла всего лишь 40,4% на 2016 год» (таблица 5.1).
Таблица 5.1 – Динамика увеличения доли электронного документооборота по
РФ и некоторым федеральным округам
159 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация
49,3 61,7 44,9 40,4
Центральный федеральный округ
58,5 66,1 54,6 54,3
Северо-Западный федеральный округ
48,4 58 41,1 41,6
Южный федеральный округ (с 2010 года)
41,3 63,4 45,5
Южный федеральный округ (с 29.07.2016)
45,2
Северо-Кавказский федеральный округ
50,9 50,1 59,6 54,6
Приволжский федеральный округ
45,3 59,1 53,2 27,0
Уральский федеральный округ
53,2 52 36,3 30,3
Сибирский федеральный округ
39,1 68,5 26,5 28,3
Дальневосточный федеральный округ
55,6 62,7 43,8 42,2
Крымский федеральный округ
80,3 24,2 157
Василенко Н.В., Кудрявцева К.В. Становление экономики нового типа: взаимообусловленность ее циф- ровизации и сервизации // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспекти- вы. Санкт-Петербург, 2017. С. 67-91.
158
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», ут- вержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
159
Современное состояние российской экономки: задачи и перспективы. Сборник трудов научно- практической конференции // Финансовый университет при Правительстве РФ. Москва, 2017. Режим досту- па: http://fa.ru:80/dep/economic_theory/news/Documents/Современное состояние российской экономки_задачи и перспективы.pdf, свободный.
238
Снижение показателей можно толковать двояко – с одной стороны, представляется, что программа внедрения электронного документооборота в госструктурах выполнялась «для галочки» – и как только правительственный документ утратил силу, и более не требовалось «рапортовать» о выполнении поручений Правительства, то о внедрении электронного документооборота сразу же забыли.
С другой стороны, существуют реальные правовые и законодательные проблемы, на данный момент еще недостаточно проработанные. Так, напри- мер, хотя ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
160
дает определение электронного документа, однако в нем от- сутствует законодательно четкое закрепление его статуса, что приводит к не- определенности и сомнениям в юридической силе электронных документов.
Также существуют определенные сложности с обеспечением необходимого разграничения доступа и обеспечения секретности документации ограничен- ного пользования, сертификацией систем электронной подписи и обеспече- нием защиты обмена информацией между ведомствами. При этом, в связи со сложной политической обстановкой, возникает дополнительная проблема – госструктуры должны по возможности пользоваться российским программ- ным обеспечением, чего на данный момент российская ИКТ-отрасль обеспе- чить в полном объеме еще не может
161
Государственное регулирование отношений, в которых переплетается право и технологии, нельзя признать сформированным в полной мере ни в одном государстве. Регулирование в подобных областях запутанно, недоста- точно или вовсе отсутствует. Такая ситуация создается в том числе и потому, что вопросы использования ИКТ связаны со сложностью правильного пони-
160
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
161
Нестеренко Е.С. Институционально-инновационные предпосылки цифровизации экономики в регионах
России [Текст] // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студен- тов и молодых ученых. – 2017. – С. 89-91.
239 мания их функционирования, эффекта и реального воздействия на общест- венные отношения. В связи с этим первостепенное значение при принятии государственных регулятивных мер в области цифровизации приобретают последовательность и осторожность внедрения
162
В то же время темп развития цифровых технологий настолько высок, что государственное регулирование просто не успевает за ним. Тем не менее, государственное и правовое регулирование правоотношений в сфере ИКТ необходимо в наше время, поскольку именно государство должно взять на себя функцию по синхронизации, оптимизации и обеспечению безопасности реализуемых в цифровом экономическом сообществе операций
163
Так, в российских реалиях, в частности, государственное регулирова- ние должно содействовать установлению горизонтальных связей и развитию отраслевого и профессионального саморегулирования, поскольку уровень доверия между хозяйствующими субъектами в России, к сожалению, весьма низок. С другой стороны, государственное регулирование должно закреплять критически значимые принципы и условия реализации правоотношений ме- жду участниками цифровой экономики. В рамках правового регулирования необходима проработка типовых законодательных моделей правоотношений с определением базовых прав и обязанностей субъектов.
164
Постепенное приобретение цифровой зрелости может стимулировать правительства не только использовать преимущества более передовых тех- нологий, но также и получить широкий спектр потенциальных выгод от циф- ровизации и платформизации всей государственной службы, экономики и
162
Пичков О.Б., Уланов А.А. Риски и несовершенства развития цифровой экономики на современном этапе
[Текст] // Страховое дело. 2017. - № 11 (296). – С. 3-8.
163
Юдина Т.Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики Российской Федерации: pro и contra [Текст] // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. - № 3 –
С. 139-143.
164
Бодрунов С.Д. Некоторые аспекты евразийской интеграции и процессы новой индустриализации России
[Текст] // Экономическое возрождение России. 2017. - № 1 (51). – С. 12-16.
240 жизни общества
165
. Реализация программы создания цифрового правительст- ва может помочь обществу получить четыре жизненно важных социально- экономических результата:
1. Удовлетворение требований избирателей к удобству взаимодействия с государством, прозрачности процессов и отсутствия коррупции.
2. Вовлечение граждан в процессы государственного управления.
3. Повышение экономической конкурентоспособности страны на миро- вой арене.
4. Повышение продуктивности правительства страны
166
В отечественной практике большинство новаций в данной сфере в на- стоящее время, к сожалению, реализовать крайне сложно либо невозможно.
В России нет политики работы с открытым кодом, практически невозможно формирование проектных ИТ-команд в госсекторе, поскольку Закон о гос- службе и другие ограничительные законодательные нормы в этой области слабо приспособлены к современным реалиям.
Государственные заказы в России – это весьма архаичная конструкция, которая была целесообразна при плановой экономике, но является совершен- но негибкой в современных условиях, несмотря на все попытки его законода- тельного преображения. К тому же здесь возникает множество правовых, экономических и аналитических коллизий в связи с обеспечением безопасно- сти информации
167
Так, российским законодательством установлены отдельные специаль- ные правовые режимы обработки информации, имеющей особую ценность, т.е. информации ограниченного доступа (государственная тайна, коммерче-
165
Калюжный Е., Кулакова Т.А., Михайлов В.Н. Развитие цифровой экономики в России [Текст] // Компью- терные технологии в моделировании, управлении и экономике. Сборник материалов IХ-й международной научно-практической конференции. 2017. – С. 215-217.
166
Зотова Т.С., Мирошниченко М.А. Перспективы развития цифровой экономики в России и ее влияние на конфигурацию глобальных рынков [Текст] // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2017.
- С. 120-127 167
Берберов А.Б. На пути к цифровизации российской экономики: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. - № 7 (101). – С. 30.