Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 570
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 развитии. При этом организации должны провести инвентаризацию своих ресурсов, выделив те, которые требуют модернизации. На этом этапе может даже потребоваться пересмотр приоритетов в проектах с учетом новых биз- нес-потребностей, а также выявление недостатков и пробелов, которые могут стать препятствием на пути цифровой трансформации.
2. Обучение сотрудников навыкам работы с новыми технологиями.
Этот процесс может вызвать множество трудностей, поскольку при традици- онных моделях бизнеса сотрудники должны были знать только определенные системы, которые планировалось использовать еще многие годы. Для успеха цифровой трансформации сотрудники быть готовы к любым изменениям ра- бочих процессов, если эти изменения необходимы для повышения эффектив- ности и продуктивности. Такая готовность означает и умение мыслить твор- чески, и знание потенциала новых технологий, и умение использовать их с максимальной эффективностью.
3. Отказ от устаревших технологий в пользу инновационных. Очень часто организации тратят огромные деньги только для поддержки и обслу- живания своих устаревших технологий, которые уже не приносят прибыли и не способны поддержать цифровые процессы, востребованные на рынке. Это объясняется тем, что модернизация старых технологий отличается большой сложностью и обходится слишком дорого. Сохранение старых технологий также препятствует развитию организации в целом. На обслуживание старых технологий тратится множество ценных ресурсов, которые можно было бы потратить на технологии, более простые в использовании, повышающие ка- чество обслуживания заказчиков и/или ускоряющие анализ данных.
Систематизация и обобщение существующих в теории и практике взглядов на сущность и содержание цифровой трансформации, позволили нам сформировать авторское представление и толкование такого феномена
современности как «цифровая трансформация», раскрыть его сущность и определить роль в развитии экономических систем.
31
Во-первых, важно подчеркнуть, что цифровая трансформация социаль- но-экономической системы любо уровня – это сложный и длительный про- цесс с долгосрочной отдачей от инвестиций. Для нее необходима стратегия, пересмотр бизнес-моделей и процессов, новая инфраструктура, новое про- граммное обеспечение, оптимизация набора услуг, эффективные механизмы внедрения, программы обучения и надежная текущая поддержка. Во-вторых, цифровая трансформация требует сильного и профессионального руково- дства – только оно может быть драйвером серьезных изменений. В-третьих, требуется четкое понимание того, какие элементы социально-экономической системы требуют преобразования. Организации во всем мире идут на экспе- рименты – и получают преимущества от цифровой трансформации.
В авторском понимании цифровая трансформация – это процесс ко- ренного преобразования концепции и формата функционирования социаль- но-экономических систем всех уровней, посредством оцифровки – перевода всех ресурсов в цифровой формат, внедрения и формирования пула цифро- вых технологий, цифровизации – создания сетевых платформ интеграции и взаимодействия пользователей цифровых технологий, в целях достижения устойчивого и долгосрочного существования в динамичных условиях цифро- вого пространства. Цифровая трансформация является элементом более гло- бальной тенденции сервисизации экономики, т.к. взаимодействие в рамках цифровизованных сегментов экономики происходит преимущественно путем обмена услугами и сопроизводства услуг его субъектами.
Применительно к российским организациям данное определение пред- полагает преобразование бизнес-моделей и процессов, организационной и культурной среды и прочих элементов организации как социально- экономической системы, на основе эффектов от использования потенциала цифровых технологий с целью революционного изменения потребительской ценности и доступности производимых продуктов и услуг.
Нами предлагается несколько разграничить зачастую отождествляемые понятия «цифровая трансформация» и «цифровизация», и под цифровизаци-
32 ей в дальнейшем понимать социально-экономический процесс предшест- вующий цифровой трансформации и формирующий его основу, суть которо- го заключается в реструктуризации и преобразовании каналов коммуникаций вокруг используемых цифровых технологий (настройка так называемого цифрового взаимодействия).
Изложенные выше взгляды автора на содержание процесса цифровой трансформации схематически представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Содержание процесса цифровой трансформации (составлено автором).
В заключение нашего анализа отметим, что «гонка цифровизации» в современной экономике идет полным ходом, а, соответственно, цифровая трансформация бизнеса и общества неизбежна, это только вопрос времени.
Поэтому те хозяйственные структуры, которые первыми начнут цифровую трансформацию, получат неоспоримые конкурентные преимущества уже в ближайшем будущем.
Внедрение циф-
ровых техноло-
гий
-формирование
пула цифровых
технологий
Ц
ИФРОВАЯ ИНФРА-
СТРУКТУРА
Цифровизация
- настройка и рест-
руктуризация каналов
коммуникаций пользо-
вателей цифровых
технологий (формиро-
вание цифрового про-
странства взаимодей-
ствия пользователей
цифровых технологий)
Цифровая транс-
формация
- перестройка концепции
и формата бизнеса (пе-
ревод всех возможных
элементов социально-
экономической системы
в цифровое пространст-
во и на цифровое взаи-
модействие с макси-
мальным использовани-
ем потенциала внедрен-
ных цифровых техноло-
гий)
Ц
ИФРОВЫЕ МО-
ДЕЛИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
Ц
ИФРОВАЯ
ЭКОНОМИКА
Оцифровка
– все данные в циф-
ровом формате
Ц
ИФРОВЫЕ ДАН-
НЫЕ
Оптимизация
Эффективность
Партнерство
Эволюция
33
1.2. Ключевые аспекты теории цифровой трансформации социально-
экономических систем
Глобальная идея всеобщей цифровизации и перехода к цифровой эко- номике возникла отнюдь не спонтанно. Эволюция цифровизации имеет прочную теоретическую основу в виде цифрового языка математики, поло- жившего начало точным наукам и прикладным разработкам в технике. Счи- тается, что зарождение информационно-цифровой эпохи было инициировано появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), обеспечивших вы- полнение цифровых преобразований, обработку и передачу информации без участия человека. В этом заключается принципиальное отличие ЭВМ от ма- шин с автоматическим управлением. Возникновение искусственного интел- лекта еще более усилило самостоятельность в решении и расширило класс решаемых ЭВМ задач.
Академик С. Глазьев совершенно справедливо отмечает, что «повсеме- стная компьютеризация и масштабное расширение сфер применения компь- ютерных систем инициировало возникновение актуальной сегодня темы цифровой революции»
11
Цифровая трансформация, с момента возникновения ЭВМ и до на- стоящего времени прошла существенный путь, на протяжении которого про- изошла смена нескольких технологических укладов (Приложение А), сегодня данное понятие ассоциируют с интенсивным развитием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) и началом периода второго поколения информатизации
12
. Это, как полагают многие ученые и специалисты- практики, является основой формирующегося VI технологического уклада.
Как промышленная революция превратила аграрную экономику в ин- дустриальную, так сейчас технологическая революция приводит к ее цифро-
11
Глазьев С. Великая цифровая экономика: вызовы и перспективы для экономики XXI века [Электронный ресурс] / Авторский блог С. Глазьева. URL: http://zavtra.ru/blogs/velikaya_tcifrovaya_ekonomik
12
Комарова А.И. Цифровая экономика в России: программно-правовые источники / Созидание общества социальной справедливости. Социально-экономический аспект. М., 2018.
34 визации
13
. В конце 1950-х годов появилось понятие «постиндустриальное общество», которое подробно нашло свое описание в книге «Грядущее по- стиндустриальное общество» Д. Белла
14
. В своем труде Белл первым усом- нился в результативности предшествующих социально-экономических моде- лей в современных условиях. Его мысль получила развитие в идеях
М. Кастельса, высказанных во во второй половине 1990х гг., относительно информационной эпохи
15
. Кастельс сформулировал основную причину изме- нения привычной до того периода социально-экономической модели. Причи- на заключается в формировании нового общества и обретением информацией новой роли.
С целью определение базиса формируемой новой модели рассмотрим эволюцию социально-экономических отношений (таблица 1.1).
В процессе эволюции социально-экономических систем произошла пе- ренастройка их составных частей. Важное в предыдущем этапе стало состав- ной частью последующего и престало быть основным источником благосос- тояния. Следовательно, если рассматривать цифровую экономику как эволю- ционный этап развития экономики, то можно выделить взаимосвязь процесса ее становления с эволюцией основных источников богатств (рис. 1.3).
Условно этапы становления цифровой экономики можно сформулиро- вать следующим образом:
13
Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., Дмитриева В.В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики. – Курск, 2017; Бодрунов С.Д., Демиденко Д.С., Плотников В.А.
Реиндустриализация и становление "цифровой экономики": гармонизация тенденций через процесс иннова- ционного развития // Управленческое консультирование. – 2018. – № 2 (110). – С. 43-54; Кощеев В.А., Цвет- ков Ю.А. Цифровая трансформация банковского сектора // Теория и практика сервиса: экономика, социаль- ная сфера, технологии. – 2018. – № 4 (38). – С. 40-44.
14
Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Fore casting. Harmondsworth: Penguin
Books, 1973 15
Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford: Blackwell, 1996-1998. (Рус. перевод:
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культра. – М.: ГУ ВШЭ, 2000).
35
Таблица 1.1 – Эволюция социально-экономических отношений
16
А
ГРАРНАЯ ЭКОНОМИ-
КА
И
НДУСТРИАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА
Э
КОНОМИКА
ЗНАНИЙ
Основа соци- ально- экономических отношений
Традиционное обще- ство;
Сообщества, поме- стья, города.
Общество модерна;
Свободный рынок труда.
Постиндустриальное общество;
Коммуникации на основе информационных техно- логий.
Основной ис- точник благо- состояния
Земля, зарождение ремесленничества;
Аграрное производ- ство (основная доля населения занята в первичном секторе – сельском хозяйстве).
Ресурсы (на поверх- ности и в недрах земли;
Промышленность
(основная доля на- селения занята во вторичном секторе – промышленном производстве).
Масштабируемые знания
(формирование глобаль- ного мышления); Эконо- мика знаний (основной
% населения занят в тре- тичном секторе – сфере услуг).
Важный эконо- мический фак- тор
Земля
Капитал
Знания
Рисунок 1.3 – Эволюция основных источников богатств в контексте станов- ления цифровой экономики.
16
Голубецкая Н.П., Грибанов Ю.И., Репин Н.В.
Трансформационные процессы: от индустриальной эконо- мики до цифровой. // Экономика и управление. №2 (148), 2018. стр. 29-35.
36 1.
Эпоха логистики. Главным способом получения дохода была доставка товара до покупателя. Именно это обстоятельство заставляло куп- цов (предпринимателей) организовывать рискованные экспедиции в геогра- фически удаленные страны, что, кстати, привело к совершению Великих гео- графических открытий. Транспортные расходы в структуре ценообразования в тот период составляли более 95%. Героями эпохи можно считать Джакомо
Медичи, Фернана Магеллана, Дж. П. Моргана.
2.
Эпоха ритейла. Данная эпоха началась с развитием механизиро- ванного транспорта. Основная концепция получения дохода заключалась в доведении товара непосредственно до конечного потребителя. Главным ме- стом формирования дохода стали торговые сети. Наиболее яркие представи- тели эпохи – Ингвар Кампард, Сэм Уолтон, Ричард Брэнсон.
3.
Эпоха информации. Появление Интернета сделало покупателя еще ближе к бизнесу. Изменилось как покупательское поведение, так и мето- ды его изучения. Производители получили новые инструменты и научились по-новому изучать поведение потребителя. Таргетирование в интернет-сети позволяет предложить конкретному покупателю необходимый именно ему товар в данный момент времени. Примеры бизнес-успеха в эту эпоху проде- монстрировали Пьер Омидьяр, Джеф Безос и Джек Ма.
4.
Эпоха знаний. Новейшая экономическая история пишется компа- ниями под руководством Ларри Пейджа, Марка Цукерберга и Аркадия Во- лож. Их компании, собирая в сети информацию и изучая ее, создают базу знаний о поведении потребителя для формирования его цифрового профиля с целью управления им.
Таким образом, цифровую экономику можно рассматривать как эволю- ционное развитие экономики, в которой «обмен данными между участника- ми процессов в режиме онлайн пришел на смену аналоговому взаимодейст- вию и затрагивает все отрасли экономики, а также способствует экономиче- скому росту, предоставлению качественных услуг и неограниченной мас-
37 штабируемости бизнес-модели на основе применения новых технологий»
17
При этом, как мы указывали ранее, происходит неуклонная сервисизация всей хозяйственной деятельности за счет постепенного отхода от модели удовлетворения потребностей за счет поставки товаров к модели их удовле- творения за счет оказания все более персонализированных услуг, техниче- скую основу для чего создает именно цифровая экономика.
«Подтверждением этого также является концепция технологической сингулярности, которая была представлена в 1993 году математиком Верно- ром Винджем на симпозиуме Vision-21. Согласно данной концепции, придет момент, когда технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется не доступным для понимания. Именно этот процесс связан с развитием информационных технологий, биотехнологий, нано-технологий и когнитивных технологий. Взаимодействие всех этих технологий создаст сверхчеловеческий интеллект, своеобразное сетевое сознание»
18
Словосочетание «цифровая экономика» также часто употребляется как характеристика уровня развития глобальной социально-экономической сис- темы на этапе перехода к четвертому технологическому укладу, когда веду- щей становится тенденция к «автоматизации» интеллектуальных процессов с использованием ИКТ. Некоторые авторы считают, что это совсем не новая экономика, а очередной этап развития существующей. Считается также, что отсталой экономике цифровизация и цифровая трансформации не нужны. И с этими позициями можно согласиться. Действительно, в привязке к классиче- скому определению термина «экономика», можно сказать, что это система отношений по производству, распределению, обмену и потреблению, вы- строенная на базе использования ИКТ
19 17
Грибанов Ю.И., Репин Н.В. Перспективы IT-аутсорсинга в цифровой экономике. [Электронный ресурс].
URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Gribanov_Repin.pdf
18
Грибанов Ю.И., Репин Н.В. Перспективы IT-аутсорсинга в цифровой экономике. [Электронный ресурс].
URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Gribanov_Repin.pdf
19
Ластович Б. ИКТ-инфраструктура цифровой экономики. Простые истины // ИКС Медиа. URL: http://www.iksmedia.ru/articles/5434122-IKTinfrastruktura-cifrovoj-ekonomik.html#ixzz5HrJBmiVr
38
В научной среде бытует мнение, что явление, описываемое понятием
«цифровая экономика» начало формироваться в 90-е годы XX века
20
. Сам термин «цифровая экономика» был введен в употребление в 1995 году аме- риканским информатиком Николасом Негропонте. В 1995 году Негропонте опубликовал свою книгу Being Digital
21
, в которой высказал предположение, что цифровые медиа займут существенное место и станут неотъемлемой ча- стью нашей повседневной жизни. Обработка данных станет определять нашу жизнь, не замыкаясь только на компьютерах. Именно Негропонте заявил, что параллельность между органическим миром и миром, созданным человеком, стирается, и они взаимопроникают друг в друга, становясь единой средой существования человека.
В одной из своих лекции Негропонте использовал аналогию, что «от обработки атомов, из которых состоят все вещества, материалы и предметы, человечество переходит к обработке битов данных, из которых строится вся информация и цифровая реальность. Новые цифровые сервисы строятся в конечном итоге из битов так же, как традиционные – из атомов и молекул»
22
Следует отметить, что в зарубежной теории идеи исследования сути цифро- вой экономики, цифровизации и цифровой трансформации восходят к кон- цепциям, изложенным в трудах Д. Белла
23
и Э.Т оффлера
24
в 1960-х гг. В то же время, в работе Д. Тапскотта впервые было использовано определение
«цифровой экономики»
25
«Дон Тапскотт приводит 10 основных причин, которые развитие ин- формационного пространства трансформируют в новую экономику. Несо- мненно, ключевые изменения обусловлены переходом от аналоговой техники
20
Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Индикаторы оценки цифровой трансформации эко- номики // Экономика и управление. – 2018. – № 10 (156). – С. 14-20; Вишнивецкая А.И., Аблязов Т.Х. Клю- чевые направления цифровой трансформации строительных организаций // Теория и практика сервиса: эко- номика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 4 (38). – С. 31-36.
21
Negroponte N. Being Digital / N. Negroponte. – NY : Knopf, 1995.
22
Negroponte, N. (1995). Being Digital. Knopf. / Paperback edition, 1996, Vintage Books.
23
Bell D. The Coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. N.Y.: Basic Books Publ., 1999.
507 p.
24
Toffler A. The third wave. N.Y.: Bantam Books, 1980. 560 p.
25
Don Tapscott. Growing up digital. Harvard Business Press, 1997.