Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 573

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 контексте вызывают методология, модели и механизм цифровой трансфор- мации социально-экономических систем на пути формирования цифровой экономики, детерминация ее составляющих, выявление основных тенденций и сложностей развития в России и мире.
Наиболее сложный для отечественных социально-экономических сис- тем момент цифровой трансформации – это смена рабочей модели: цикл
«планировать - осуществлять - проводить оценку выполнения плана» сменяет более быстрый цикл экспериментов и обучения. Первый шаг на пути к цифровизации и цифровой трансформации – сдвиг в мышлении – организа- циям требуются поворотливость, приспособляемость к конкурентной дина- мике, умение рассчитывать свои силы и готовность удовлетворить ожидания клиентов. Достижение такой организационной гибкости представляется не- простой задачей. Предварительно нужно устранить любые трения в бизнес- процессах, вооружиться инструментами и знаниями, которые позволят авто- матизировать рутинные процессы.
В отечественной науке еще в 60-80е года ХХ века были генерированы и проектно проработаны идеи, актуальные к внедрению в эпоху тотальной цифровой трансформации современного общества, что свидетельствует о го- товности отечественной фундаментальной науки соответствовать вызовам цифровой трансформации на пути формирования цифровой экономики. В свое время в результате промышленной революции ряду стран удалось до- биться опережающих темпов роста экономики, что вывело их на лидирую- щие позиции в мировой экономике и позволило сохранять это лидерство многие десятилетия. В эпоху цифровой революции у России появился уни- кальный шанс реализовать свой накопленный и невостребованный потенциал в цифровой экономике и занять достойное место среди ее лидеров.

50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

1.3. Факторы и условия цифровой трансформации социально-
экономических систем
В ходе рассмотренной в предыдущих материалах диссертации эволю- ции социально-экономических систем, связанной с их цифровизацией и сер- висизацией, выяснилось, что в ходе этого развития происходит постепенная смена приоритетов и ключевых факторов развития. Процесс трансформации, преимущественно, определяется следующим:
1. Экономика знаний помимо традиционных экономических факторов, таких как труд, капитал, предпринимательская способность и земля, включа- ет в себя такой новый фактор, как знание. Знание начинает занимать лиди- рующую позицию среди остальных экономических переменных в процессе создания конкурентных преимуществ компаний, регионов, отраслей, стран и формирования стоимости продукта и/или услуги.
2. Развитие информационных технологий повлияло на то, что знания очень быстро проходят путь от своей уникальности до превращения в обще- ственное благо, сохраняя конкурентное преимущество на короткий период.
То есть, длительность инновационного цикла, связанного с новыми знания- ми, сокращается. Конкурентные преимущества могут быть получены только при возникновении знаний, так как в процессе собственного распространения знания очень быстро трансформируются вплоть до превращения в общест- венное благо. Таким образом, необходимо понимать, что в экономике знаний конкурентное преимущество формируется не за счет обладания знанием, а за счет способности быстро создавать и эффективно внедрять это уникальное знание.
3. Новая роль знаний в целом обусловлена не только доступностью, но и расширением возможностей их использования и создания. Благодаря ин- формационным технологиям, появилась возможность в глобальном масштабе формировать социальные сети, что придает обществу динамику (заметим, не всегда предсказуемую). В связи с этим очень быстро распространяются раз-

51 личные инновации, а на первый план выходит удовлетворение потребностей посредством оказания разнообразных услуг.
Данные трансформации – от индустриальной экономики, основывав- шейся на товарном производстве, к экономике знаний, основанной на накоп- лении и формировании ключевых компетенций, а также на росте значения услуг в хозяйственной и социальной действительности, отразились и на ха- рактере конкуренции. Сетевые отношения формируют новые условия со- трудничества компаний, что приводит к повышению привлекательности сети в глазах потребителя, а также создают конкуренцию внутри сети между ее представителями, основанную на способности генерировать уникальные зна- ния (на креативности).
Человечество достигло настолько высокого уровня развития техноло- гической инфраструктуры, что возможности хранения, передачи, а также скорость обработки данных постоянно растут и в перспективе продолжат расти экспоненциально. «Существует несколько ключевых одновременно развивающихся тенденций. Избежать их воздействия не удастся, и мы стал- киваемся с их последствиями уже сейчас. Успеха добьются организации, способные приспособится к этим тенденциям и понять, как превратить их в перспективы», – утверждает Блэр Шеппард, руководитель группы стратегии и лидерства PwC в США.
Россия стоит на пороге глобальных изменений – трансформации и пе- реформатирования экономического мирового порядка. Страны мира одна за другой объявляют о курсе на строительство цифровой экономики, экономи- ки, в которой ключевыми силами развития выступают знания и человеческий капитал, о переходе к Индустрии 4.0, Обществу 5.0 и т.д. Российская Феде- рация также не остаѐтся в стороне от зародившейся цифровой гонки. Основ- ными предпосылками организации перехода к цифровой экономике в России стали: развитие физической инфраструктуры доступа к Интернету; рост чис- ла пользователей сети Интернет (на март 2017 порядка 71% пользователей);


52 развитие электронной коммерции; развитие ИТ-отрасли страны; развитие на- циональной системы электронного правительства.
Создание цифровой экономики в России обрело статус государствен- ной задачи. В июле 2017 года распоряжением правительства утверждена гос- программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках этой программы, рассчитанной к реализации до 2035 года, цифровая трансформа- ция экономики определяется как:
1. Изменение модели управления экономикой от программно-целевой к программно-прогностической;
2. Смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанные с проник- новением в них цифровых технологий;
3. Принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
4. Переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах
46
В отчете Министерства экономического развития РФ ключевыми ре- зультатами 2017 года в части развития цифровой экономики названы норма- тивное регулирование соответствующей госпрограммы и создание плана ме- роприятий, предусматривающего разработку в 2018–2019 годах пятидесяти трех законопроектов и двух основополагающих концепций. Первая концеп- ция будет касаться комплексного правового регулирования вопросов цифро- визации. Вторая относится к организации процесса управления изменениями.
В 2018 году, после выборов Президента Российской Федерации и ут- верждения в его инаугурационном указе (№ 204 от 07.05.2018 «О националь- ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на пе- риод до 2024 года») новых стратегических целей национального развития, в
46
Развитие цифровой экономики в
России.
Программа до
2035 года.
URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf

53
России была запущена система национальных проектов. В частности,
24.12.2018 г., был утвержден паспорт национального проекта «Цифровая экономика», согласно которому на цифровую экономику планируется выде- ление финансирования в сумме 1 634,9 млрд руб., в т.ч. 1 099,6 млрд руб. средств федерального бюджета и 535,3 млрд руб. из внебюджетных источни- ков.
Сроки реализации национального проекта «Цифровая экономика» ус- тановлены с 01.10.2018 по 31.12.2024 гг. Он имеет три целевых показателя:
(1) увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в три раза по сравнению с
2017 г.; (2) создание устойчивой и безопасной информационно-телеком- муникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объѐмов данных, доступной для всех организаций и домо- хозяйств; (3) использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправле- ния и организациями
47
Мы особо хотим остановиться на втором из указанных выше целевом показателе, связанном с развитием цифровой инфраструктуры, на достиже- ние которого выделяется 772,4 млрд руб. В результате, например, доля домо- хозяйств, располагающих широкополосным доступом в Интернет, увеличит- ся с 72,6% в базовом году (2017) до 97,0% в целевом (2024). Аналогичные изменения произойдут и в бизнесе, и в государственном и муниципальном правлении. Безусловно, это приведет к опережающему росту сектора сферы услуг, связанному с цифровой инфраструктурой (услуги связи, доступа в ин- тернет, хранения данных, обеспечения информационной безопасности и др.).
В ВШЭ по результатам исследования практик российских компаний, отмечают, что отечественный бизнес в целом уже включился в глобальную цифровую трансформацию. Специалисты и руководители компаний пони-
47
Нацпроект «Цифровая экономика» — в цифрах и фактах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=133614


54 мают, что без использования цифровых технологий они не смогут успешно конкурировать, в компаниях достаточно высоко оценивают эффективность уже внедренных цифровых решений, но подходят к этим технологиям очень прагматично, выбирая то, без чего уже невозможно вести бизнес
48
В этих условиях в качестве основных технологических трендов в циф- ровой трансформации социально-экономических систем в России определя- ются:
«массовое внедрение интеллектуальных (квантовых) датчиков в обору- дование и производственные линии (технологии индустриального Интернета вещей); переход на безлюдное производство и массовое внедрение роботизиро- ванных технологий; переход на хранение информации и проведение вычислений с собст- венных мощностей на распределенные ресурсы (облачные технологии); сквозная автоматизация и интеграция производственных и управленче- ских процессов в единую информационную Систему (от оборудования до министерства); переход на обязательную оцифрованную техническую документацию и электронный документооборот (безбумажные технологии); цифровое проектирование и моделирование технологических процес- сов, объектов, изделий на всем жизненном цикле от идеи до эксплуатации
(применение инженерного программного обеспечения); применение технологий наращивания материалов взамен среза (адди- тивные технологии, 3D-принтинг); применение мобильных технологий для мониторинга, контроля и управления процессов в жизни и на производстве; развитие технологий промышленной аналитики;
48
По данным опроса российских компаний, НИУ ВШЭ, апрель 2017 года. Шмелев П. Цифровая трансфор- мация: время первых. // Онлайн журнал «Сибирская нефть». 2018. - № 151 (май 2018). [Электронный ре- сурс]. URL: http://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2018-may/1589540/

55 переход на реализацию промышленных товаров через Интернет; массовое индивидуальное производство (персонификация товаров не будет увеличивать стоимость за счет использования аддитивных техноло- гий); сервисная бизнес-модель; прогнозное обслуживание; прогнозирование качества; отслеживание состояния; совместное использование ресурсов; мгновенное реагирование; цифровое рабочее место;
100% утилизация и переработка; промышленный интернет вещей»
49
Но переход к чему-то новому – это не только процесс, направленный на достижение поставленного результата или цели. Это еще и оценка рисков, связанных с предполагаемыми изменениями, разработка способностей и воз- можностей управления условиями и факторами, определяющими успешность и эффективность процессов цифровой трансформации. Группа авторов под руководством профессора А.В. Бабкина выделяет следующие основные тен- денции, меняющие технологическое, инновационное и экономическое разви- тие в условиях 4-ой промышленной революции
50
:
1) дигитализация (digitalization) – развитие цифровых технологий; объ- единение реального и виртуального мира; (все цифруется, все объединяется в сети);
2) возвращение филиалов и компаний, которые были вынесены страна- ми-технологическими лидерами в другие страны из-за дешевой рабочей си- лы, снова в развитые страны в результате развития и преимуществ дигитали-
49
Развитие цифровой экономики в
России.
Программа до
2035 года.
URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf
50
Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 807 с.


56 зации (значительно сокращаются затраты на заработную плату, фокус – на новые компетенции);
3) возможность создавать совместные инновации (Klaus Schwab), но- вые формы организации производства; новые технологии меняют спрос и предложения, создают новые потребности и возможности.
Указанные тенденции инициируют вызовы глобального уровня и со- путствующие им угрозы, представленные в системном виде в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Глобальные вызовы и угрозы развития общества в условиях Индустрии 4.0 51
Г
РУППА
В
ЫЗОВЫ
1 группа: социально-экономические вызовы, связанные с потенциальным сокращением рабочих мест
- к 2020г. около 5 млн. человек в 15 ведущих странах мира лишатся своих рабочих мест (Klaus
Schwab);
- есть риск, что женщины наиболее пострадают от сокращения рабочих мест (Klaus Schwab);
- к 2025г. роботы и автоматизированное про- граммное обеспечение будут в состоянии заме- нить работу 140 млн. «белых воротничков» по всему миру (прогноз Mckinsey&Co).
Угрозы: могут спровоцировать соци- альную и экономическую нестабиль- ность.
2 группа: усиление разрыва в уров- нях технологического развития меж- ду странами, а также между различ- ными экономическими группами в зависимости от доступа и эффектив- ности использования интеллектуаль- ных ресурсов
- роботизация увеличит разрыв между развитыми и развивающимися странами (доклад VBS-
VBSG.VX);
- невозможно предсказать насколько равномерно искусственный интеллект будет распространяться в различных экономических слоях даже в разви- тых странах (исполнительный директор «Майкро- софт» Сатья Надела);
- усиление влияния геополитических факторов, сложность их прогнозирования.
Угрозы: усиливают вероятность реа- лизации негативных тенденций
«технологической пропасти».
3 группа: технологические риски и их последствия
- технологические риски, возникающие в резуль- тате дигитализации и возможности создания ин- теллектуальных систем, способных решать твор- ческие и интеллектуальные задачи быстрее и ка- чественнее, чем человек, что увеличивает риск безработицы в сфере интеллектуального труда; возникает необходимость создания системы обра- зования, обеспечивающей формирование новых компетенций у занятых в индустрии 4.0 (новая угроза – возможность не создания адекватной
Угрозы: рост вероятности возникно- вения техногенных катастроф, не- способность человека лидировать в принятии управленческих решений по сравнению с интеллектуальными системами.
51
Составлено автором по материалам: Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017.