Файл: Сибирь Автотранс Анализ ценовой политики, системы ценообразования и динамики цен предприятия.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
например, какие у потребителя есть альтернативы, какое товар или услуга имеют значение, является ли товар или услуга престижным и так далее; структуру рынка, на котором действует предприятие; ценовую эластичность спроса.
Этап анализа и оценки издержек обращения предполагает изучение предпринимателем величины и динамики собственных затрат, определяющих нижнюю границу цены: в условиях рынка предприятие должно по меньшей мере покрыть расходы, возникшие в процессе производства и реализации товаров, а в реальности еще и получить прибыль, как вознаграждение за предпринимательство и риск [11].
Разница между верхней границей цены, определяемой спросом, и нижней, образуемой издержками, представляет собой диапазон для установления цен. Внутри данной области основными становятся следующие факторы: позиции и поведение конкурентов, цены и качество их товаров.
Изучая продукцию и прейскуранты на товары и услуги конкурентов, производя сравнительные покупки для сопоставления цен и качества, опрашивая покупателей об их отношении к этим факторам, предприятие проводит тщательный анализ цен продукции и ее качества, что позволяет сопоставлять позиции своих товаров и услуг с продукцией конкурентов. Полученная информация может использоваться предприятием как исходная база для ценообразования и определения своего места среди конкурентов [20].
После реализации описанных выше действий в процессе разработки политики ценообразования, ответственные за ценовую политику люди, либо руководство организации, приступают к выбору методов ценообразования.
Применяются следующие основные методы ценообразования, представленные на рисунке 3. В зависимости от специфики товара, размеров и финансового положения фирмы, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Стоит отметить, что их можно использовать как изолированно, так и в различных комбинациях друг с другом.
20
Минимально возможная цена определяется исходя из себестоимости продукции, а максимально возможная — наличием уникальных достоинств товара. Средний уровень цены, как правило, характеризуется ценами товаров- конкурентов и товаров-заменителей. Следовательно, при выборе метода ценообразования необходимо учитывать, как внутренние факторы (издержки и прибыль), так и внешние (цены товаров-конкурентов, покупательная способность и т.д.).
Конечная цена, рассчитанная каким-либо методом, представляет собой величину, позволяющую реализовать какую-либо цель и оценить ситуацию.
В дальнейшем уровень цены корректируется с учетом государственной политики в области ценообразования, а также действующей системы налогообложения, скидок и надбавок.
Итогом сложного и многоступенчатого процесса формирования ценовой политики является окончательно сформированная цена.
В общем виде цена – это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар или цена есть денежное выражение стоимости единицы товара.
Рисунок 3 – Классификация методов ценообразования
21
Некоторые экономисты и исследователи в области ценообразования рассматривают цену, как экономический процесс, который выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем [5].
Следующее определение цены имеет более широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Цена выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Наиболее оптимальной, с практической точки зрения, классификацией цен является группировка сорока трех видов цен по десяти признакам и приведенная в таблице 5 [29].
Таблица 5 - Классификация цен
Признак
Вид цен
Сфера торговли
Оптовая цена, розничная цена, закупочная цена, цена строительства, цена промышленности, транспортные тарифы, тарифы бытового и коммунального обслуживания, тарифы тепло- и энергоснабжения, цены внешнеторговом обороте, цены в учете и статистике
Оптовая цена
Рыночная цена, регулируемая цена, фиксированная цена, паритетная цена
Степень и способ государственного регулирования цен
Твердая цена, подвижная цена, скользящая цена, текущая цена
Способ установки
Постоянная цена, сезонная цена, ступенчатая цена
Фактор времени
Опубликованная цена, расчетная цена, справочная цена
Способ предоставления информации о цене
Аукционные цены, биржевые котировки, цены торгов, комиссионные цены
Вид рынка
Трансфертные цены
Внутрифирменные цены Цена-нетто, цена брутто
22
Окончание таблицы 5
Признак
Вид цен
Условия поставки
Франко завод, франко-станция отправителя, франко граница, франко порт, франко борт судна, франко судо-порт назначения, франко-судно порт назначения и страхования, франко порт назначения, франко-склад потребителя
Порядок возмещения транспортных расходов
Единая цена, зональная цена, цена базисного пункта
Более подробная классификация цен по различным признакам представлена в приложении В.
Для правильного понимания категории «цена» следует различать понятия
«состав цены» и «структура цены». Состав цены характеризуется ее экономическими элементами, выраженными их абсолютными значениями.
В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Основные элементы цены представлены на рисунке 4.
Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. На каждой стадии реализации товара или услуги, в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз, который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара.
Являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем.
Рисунок 4 – Виды цен и их составные элементы
23
На пути к потребителю, товар или услуга проходят несколько стадий, на которых происходит формирование различных видов цен. Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущей [30].
При формировании цены определяют:
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, так как полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Однако, предметом ценовой политики выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов – торговая надбавка (рисунок 5).
Рисунок 5 – Состав торговой надбавки предприятия торговли
Торговая надбавка – это элемент цены продавца, позволяющий покрыть издержки обращения и получить экономические выгоды [38].
Именно этот элемент цены характеризует цену услуг, предлагаемых предприятием при его реализации покупателю. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно.
Размер уровня торговой надбавки зависит от следующих факторов:
1. От уровня цен закупки товаров у поставщиков. В рамках товарного предложения на потребительском рынке эти цены обычно варьируются в определенном диапазоне. Выбор наиболее приемлемых для торгового
24
предприятия цен закупки в увязке с другими условиями поставки осуществляется в процессе обоснования эффективности коммерческих сделок по закупке товаров у различных поставщиков.
2. От уровня цен реализации товаров покупателям. Этот уровень торговые предприятия устанавливаю дифференцированно по отдельным товарам с учетом состояния спроса на них, уровня издержек обращения по их реализации, уровня их налогооблагаемости, необходимости обеспечения целевой суммы прибыли и ряда других факторов. Многообразие этих факторов и сложность их комплексного учета определяют необходимость разработки в этих целях ценовой политики на торговом предприятии.
3. От объема реализуемых товаров. Обоснование размеров торговых надбавок представляет определенные сложности. Завышение их размеров может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств и недополученною прибылью. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что цена - это выраженный в денежной форме эквивалент единицы товара; ценообразование - процесс формирования и установления цен, а формирование цены является механизмом определения уровня цены товара.
Таким образом, процесс формирования ценовой политики представляет собой логически обоснованную последовательность определенных действий по обоснованию дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и услуги и разработки мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на рынке и условий хозяйствования.
25
1 2 3 4
1.3 Научно-методические подходы к формированию цены на
транспортные услуги
Рынок автотранспортных услуг, где осуществляют деятельность автотранспортные предприятия (АТП), обладает рядом важных особенностей, которые оказывают влияние на понимание рыночных задач этих предприятий и тех методов, которые должны осваиваться специалистами в процессе ценообразования.
С одной стороны, транспорт физически реализует обращение товаров и услуг, с другой – сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, то есть образует транспортный рынок. Продукцией транспорта является перемещение, а конечный результат – доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная продукция, то есть услуга транспорта, имеющая невещественную форму потребления. Обеспечение высокого уровня транспортного обслуживания, сроков доставки и определенных удобств и безопасности клиентов требует значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, транспортные услуги имеют определенную стоимость, которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления [40].
В ходе анализа научных работ таких авторов, как Абалонин С.М., Беляева
И.Ю., Бурдина Е.В., Голощапов А.Н., Туревский И.С., были определены главные особенности автотранспортного рынка.
Во-первых, это наличие интенсивной конкуренции между АТП; автомобильные перевозки грузов легкодоступны для предпринимателей, так как аренда небольшого легкового автопарка не требует значительного капитала, а персонал, осуществляющий большинство не специальных перевозок, не требует высокой квалификации. По данным экспертов национального исследовательского центра «Высшей школы экономики», профессия
«водитель» является самой распространенной среди россиян [1].
26
Поэтому, на рынке автомобильных перевозок России действует множество предприятий-перевозчиков и экспедиторов, а предложение превышает спрос. Кроме того, в секторах международных и междугородних перевозок создается дополнительное давление со стороны предприятий других видов транспорта (морской, воздушный, железнодорожный), а также со стороны крупных зарубежных логистических провайдеров, использующих современное техническое оснащение в своей деятельности.
Во-вторых, свободное ценообразование на автотранспортные услуги. В большинстве стран, в том числе в Российской Федерации, в настоящее время тарифы не ограничены. Государство ограничивает уровень тарифов лишь на отдельные виды грузовых автомобильных перевозок, а также социально- значимых пассажирских перевозок. Предприятия устанавливают цены по своему усмотрению, учитывая собственные издержки, уровень платежеспособности, качество оказываемых услуг и цены конкурентов, а также иные условия. Данная особенность обязывает автотранспортные предприятия постоянно решать задачу выбора оптимального уровня тарифов.
В-третьих, высокая дифференциация потребителей. Обслуживание каждого клиента имеет свои особенности, которые учитываются при заключении договоров на перевозки.
В-четвертых, тесная взаимозависимость рынка автотранспортных услуг с товарными рынками. Требования к качеству услуги перевозки диктуются объективными рыночными потребностями грузовладельца, поэтому для эффективной деятельности АТП приходится изучать состояние рынков товаров и услуг, на которых работают их потребители.
Таким образом, вся коммерческая деятельность, в том числе вопросы ценообразования на предприятиях автотранспорта зависит от целого комплекса рыночных условий, в которых действует не только транспортная компания, но и потребители ее услуг [19].
Процесс и методы ценообразования, стратегия ценообразования и ее цели для автотранспортных предприятий аналогичны общенаучным для других