Файл: Методические указания для практических занятий по пм. 03.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 436
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 11. Материально-техническое обеспечение строительного
производства.
Практическое занятие № 23
3. Разработка годового графика технического обслуживания и ремонта строительных машин
Цель занятия: освоить методику составления годового плана технического обслуживания и ремонта строительных машин, определить основные виды и количество падающих на планируемый год технических обслуживаний и ремонтов.
Теоретическая часть
Строительные подразделения, на балансе которых имеются строительные дорожные машины, должны обеспечивать высокий уровень технической готовности парка, предупреждение отказов машин в процессе использования через систему планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта.
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения
105 работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Она основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов технического обслуживания и ремонта машин, находящихся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.
Планирование позволяет определить необходимый объем работ и установить время остановки машин на техническое обслуживание и ремонт.
Знание объема работ необходимо для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, топливомаслозаправщиках и оборудовании для мастерских.
В процессе эксплуатации машин проводятся следующие виды работ:
– ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), выполняемое перед началом, в течение или в конце смены;
– плановое техническое обслуживание, выполняемое через определенные периоды времени, установленные заводами-изготовителями машин;
– сезонное техническое обслуживание (СТО), выполняемое два раза в год при подготовке машин к использованию в период последующего сезона.
Плановое техническое обслуживание для конкретных машин различают по периодичности выполнения и состоянию работ, которые зависят от конструкции и сложности машин. В этом случае каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3.
В состав работ планового технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технического обслуживания, включая ежесменное.
Для строительных машин на базе тракторов или с двигателями тракторного типа устанавливают следующие виды технического обслуживания: ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО.
Периодичность проведения каждого равна: 60 ч – ТО-1, 240 ч - ТО-2,
960 ч - ТО-3.
Для строительных машин на базе автомобилей или с двигателями автомобильного типа устанавливаются следующие виды технического обслуживания: ЕТО, ТО-1, ТО-2 и СТО. Периодичность проведения ТО-1 равна 50 часам или 100 часам с двигателем последних моделей; при ТО-2 периодичность принимается равной, соответственно, 250 ч или 500 ч.
Для башенных кранов назначаются ТО-1, ТО-2 и СТО периодичностью
200 ч и 600 ч, для машин типа бетононасосов и растворонасосов - ТО с периодичностью 100 ч и 800 ч. Для машин и оборудования с электроприводом - ТО и Т с периодичностью 150 ч и 1200 ч.
Ремонт машин должен восстанавливать их работоспособность.
Плановые ремонты устанавливаются двух видов: текущий (Т) и капитальный
(К).
106
Для строительных машин на базе тракторов, автомобилей с двигателями базовых машин текущий ремонт совпадает по периодичности с
ТО-3, проводится одновременно, через 960 и 1000 ч.
Порядок выполнения работы
Исходными данными для разработки годового и месячного плана служат: данные о фактической наработке машины в часах на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания, ремонта и начала эксплуатации.
В соответствии с номером варианта задания планируемая наработка машины на год в часах принимается по табл. 1; показатели периодичности технических обслуживаний и ремонтов принимаются по табл. 2 по заданному типу машины. Необходимо определить трудоемкость проведения ТО и ремонта на год и составить годовой план технического обслуживания и ремонта.
1) Теоретический расчет количества
т.о.р.
технических обслуживаний и ремонтов на планируемый год произвести по формуле
П
т.о.р
= ((Н
ф
+ Н
пл
)/ Т
п
) – П
п
(1) где Н
ф
- фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания или ремонта, ч;
Н
пл
- планируемая наработка машины на расчетный год, принимается по табл. 1;
Т
п
- периодичность выполнения того вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, ч, принимается по таблице 9.2;
П
п
- число всех видов технического обслуживания и ремонтов, периодичность которых больше, чем периодичность того вида ТО или Р, по которому ведется расчет.
Таблица 1
Исходные данные
№ ва- рианта
Тип машины
Наработка с начала эксплуатации
Планируемая наработка на год
1
Экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу 3-й размерной группы
5060 840 2
Экскаватор ЭО-2621 6200 900 3
Экскаватор ЭО-3322 7800 1500 4
Экскаватор ЭО-4121 8200 2200 5
Экскаватор ЭО-5122 9800 2200 6
Кран КС-2571 4900 1500 7
Кран КС-3571 3700 1700 8
Кран КС-4571 4200 1900 9
Кран КС-4461 3750 2200 10
Кран на гусеничном ходу (грузоподъемность - 25 т) 3500 2500
107 11
Бульдозер (тяговый класс 3)
5300 900 12
Бульдозер (тяговый класс 10)
690 1700 13
Бульдозер (тяговый класс 25)
4080 2200 14
Скрепер на МоАЗ-529Е
5600 700 15
Скрепер на МоАЗ-546 5000 1500 16
Скрепер на БелАЗ-531 8000 1500 17
Автогрейдер легкого типа
6500 900 18
Автогрейдер среднего типа
5400 1700 19
Каток прицепной кулачковый легкий
5600 500 20
Каток на базе МоАЗ-546 5700 600 21
Каток самоходный среднего типа
5400 500 22
Каток самоходный пневмоколесный
5800 600 23
Каток вибрационный
6000 700 24
Асфальтоукладчик
6500 1500 25
Кран башенный КБ-160 11800 1700 26
Транспортер ленточный
4000 2200 27
Лебедка монтажная
5900 500 28
Бетоносмеситель передвижной
3900 2000 29
Бетононасос
1900 500 30
Погрузчик одноковшовый Т-100М
4760 1800
Таблица 2
Показатели периодичности, трудоемкости обслуживаний и ремонтов строительных машин
Тип машины
Перио- дичность
ТО-1, ч
Перио- дичность
ТО-2, ч
Перио- дичность
ТО-3, ч
Перио- дичность
Т, ч
Перио- дичность
К, ч
Экскаватор одноковшовый с механическим приводом на гусеничном ходу:
3-й размерной группы
60 240 960 960 5760 4-й размерной группы
60 240 960 960 7680 5-й размерной группы
60 240 960 960 8640
Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом: на пневмоколесном тракторном ходу, q =
0,25 60 240 960 960 5760 на пневмоходу, q =
0,4 - 0,65 м
З
60 240 960 960 7680 на гусеничном ходу: q = 0,65 - 1,25 м
З
60 240 960 960 8640 q = 1,25 - 2 м
3 100 500
-
1000 10000
108
Кран автомобильный:
Q = 4 т
50 250
-
1000 5000
Q = 6,3 т
50 250
-
1000 5000
Q = 10 т
50 250
-
1000 5000
Q = 16 т
50 250
-
1000 5000
Кран пневмоколесный:
Q=16 т
60 240
-
960 4800
Q=40 т
60 240
-
960 5760
Каток вибрационный средний (масса - 6 т)
60 240 960 960 3840
Асфальтоукладчик
(производительность до
100 т/ч)
60 240 960 960 5760
Самоход, профилировщик
(производительность до 48 м
2
/ч )
60 240 960 960 5760
Бетоноукладчик
(производительность до 55 м
З
/ч)
60 240 960 960 5760
Бетоноотделочная машина
(производительность до 25 м
2
/ч)
60 240 960 960 5760
Нарезчик швов ДШ 1000 60 240 960 960 5760
Кран башенный (грузовой момент до 1600 кН м)
200 600
-
1200 12000
Погрузчик одноковшовый: на базе Т-100 М
60 240 960 960 5760 на пневмоходу
(грузоподъемность 4 т)
60 240 960 960 5760
Транспортер ленточный длиной 10 м
150
-
-
1200 4800
Лебедки монтажные, с усилием до 50 кН
200
-
-
800 6400
Бетоносмесители: передвижные, V
= 3З0 л
150
-
-
1200 4800 стационарные,
V = 500 л
150
-
-
1200 4800
Бетононасосы
(производительность до 6 м
З
/ч)
100
-
-
800 3200
Кран на гусеничном ходу:
Q = 10 т
60 240 960 960 4800
Q =35 т
60 240 960 960 5760
Бульдозер класса:
109 30 кН (на ДТ-75)
60 240 960 960 5760 100 кН (на Т-100,
Т-130)
60 240 960 960 5760 250 кН (на ДЭТ-250М)
100 500 1000 1000 6000
Скрепер самоходный:
(на МАЗ-529Е)
50 250
-
1000 6000
(на МоАЗ-546)
100 500
-
1000 6000
(на МоАЗ-531)
100 500
-
1000 6000
Автогрейдер: легкого типа
60 240 960 960 6720 тяжелого типа
60 240 960 960 5760
Грейдер-элеватор на базе трактора Т-100М
60 240 960 960 5760
Планировщик на тракторе:
ДТ-75 60 240 960 960 5760
Т-100, Т-130 60 240 960 960 5760
Катки прицепные: кулачковые легкие на базе ДТ-75 60 240 960 960 5760 пневмоколесные легкие на базе ДТ-75 60 240 960 960 5760 на МоАЗ-546 100 500
-
-
5000 на БелАЗ-531 100 500
-
1000 5000
Сначала по формуле рассчитать число капитальных ремонтов (при этом П
п
= 0), затем текущих и ТО-3, далее число ТО-2 и ТО-1. Полученное по формуле число округлить до целого в сторону уменьшения.
Определение числа ТО и Р по формуле рекомендуется для эксплуатирующих организаций, у которых Н
ф для каждого вида технического обслуживания конкретной машины на конец отчетного года бывает известно. Чтобы найти в процессе выполнения данной работы значения Н
ф по известной наработке Н
п
(таблица 1), можно рекомендовать следующий прием: общее количество отработанных с начала эксплуатации часов Н
н следует последовательно разделить на периодичность выполнения капитального, затем текущего ремонта (следовательно, и ТО-3), далее ТО-2 и
ТО-1. Получающийся после деления Н
н на Т
п остаток числа является Н
ф
- фактической наработкой машины на начало планируемого со времени проведения последнего, аналогично расчетному, вида технического обслуживания или ремонта. Далее полученные значения наработок Н
ф используются для расчета количества ТО и Р в планируемом году.
Пример. Гидравлический экскаватор ЭО-4121 отработал с начала эксплуатации Н
н
= 10100 ч, планируемая наработка в расчетном году должна составить Н
пл
=1500 ч. По табл. 2 периодичность Т
п для данного экскаватора составляет: капитального ремонта Т
пк
=8640 ч, текущего ремонта Т
пт
= 960 ч, технического обслуживания Т
пто-2
= 240 ч, Т
пто-1
= 60 ч.
Определим фактическую наработку Н
ф от каждого вида ремонта и технического обслуживания на начало планируемого года:
110 со времени проведения капитального ремонта:
Н
Т
н пк
10100 8640 1
(остаѐтся 1460 ч), т.е. Н
фк
=1460 ч, со времени проведения последнего текущего ремонта (ТО-3)
Н
Т
н пто
3 10100 960 10
(остаѐтся 500 ч), т. е. Н
фт
=500 ч, со времени проведения последнего ТО-2
Н
Т
н пто
2 10100 240 42
(остаѐтся 20 ч), т. е. Н
фто-2
=20 ч, со времени проведения последнего ТО-1
Н
Т
н пто
1 10100 60 168
(остаѐтся 20 ч), т. е. Н
фто-1
=20 ч.
Определить необходимое число ремонтов и технического обслуживания в расчетном году: число капитальных ремонтов
П
к
=((Н
фк
+Н
пл
)/Т
пк
)–0 = ((1460+ 1500)/8640) – 0 = 0,34(приблизительно
0), т.е. в расчетном году капитальный ремонт не следует планировать; число текущих ремонтов
П
т
=((Н
фт
+Н
пл
)/Т
пт
)–П
к
= ((500+ 1500)/960) – 0 = 2,08 (приблизительно
2), т.е. в расчетном году должно быть запланировано проведение двух текущих ремонтов; число технических обслуживаний ТО-2
П
то-2
= ((Н
фто-2
+Н
пл
)/Т
пто-2
)–(П
к
+П
т
) = ((20+1500)/240)–(0+2) = 4,3
(приблизительно 4); число технических обслуживаний ТО-1
П
то-1
= ((Н
фто-1
+Н
пл
)/Т
пто-1
) – (П
к
+П
т
+П
то-2
) = ((20+1500)/60) – (0+2+4)=19.
Полученные данные занести в годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин (таблица 3).
Таблица 3
Годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин
Наиме- нование и марка машины
Фактическая наработка, ч
Нара- ботка в плани- руемом году, ч
Число ТО и ремонтов в планируемом году с нача- ла эксп- луата- ции со времени проведения
К
ТО-3
ТО-2
ТО-1
К ТО-3
ТО-2
ТО-1
ЭО -4121 10100 1460 500 20 20 1500 0
2 4
19
111 2 Составить структурный график (рисунок 1) ремонта машин в течение года.
2.1 Для составления графика ТО и Р провести временную ось, на которой отложить в определенном масштабе планируемое количество часов
Н
пл работы машины в расчетном году; в нашем случае Н
пл
=1500 ч.
За единицу масштаба целесообразно принять отрезок, равный периодичности выполнения ТО-1, ч.
2.2 Определить положение точки на временной оси, указывающей момент проведения капитального ремонта. Момент проведения капитального ремонта наступил до начала планируемого периода за 1460 ч.
По данным таблицы 1; 2 положение момента проведения капитального ремонта должно быть найдено, т. к. построение графика ведѐтся от него.
2.3 От точки капитального ремонта К отложить отрезки, равные в масштабе периодичности текущих ремонтов: если капитальный ремонт производится в расчетном году, Т
т откладывается в обе стороны от К; если капитальный ремонт не был проведен и не планируется в расчетном году, Т
т откладывается влево от мнимой точки К.
Подсчитать количество текущих ремонтов, попавших на отрезок Н
пл расчетного года; в нашем случае
т
= 2.
2.4 Подобным же образом от точки К отложить отрезки, равные Т
то-2
, и подсчитать число
то-2
= 4. Откладывая отрезки Т
то-1
от точки К, получаем количество технических обслуживаний ТО-1; в нашем случае
то-1
=19
(см. рисунок).
Сверить по табл. 3 результаты теоретического расчета по структурному графику годового ремонта и технического обслуживания машины.
Рисунок 1 – Годовой график ТО и Р строительной машины
Содержание отчета:
– цели pаботы;
– основные теоретические сведения по эксплуатации строительных машин;
– исходные данные по ваpианту задания;
– опpеделение количества видов технических обслуживаний и ремонтов в планируемом году;
112
– пpедставление pезультатов расчета в табличной фоpме (табл. 3);
– построение годового графика ТО и Р строительной машины;
– выводы по pаботе.
Контрольные вопросы
1)
Какие виды ТО и Р проводятся для строительных машин?
2)
Для чего проводятся ТО и Р?
3)
Какие данные необходимы для построения годового графика ТО и Р?
4)
Как определить количество ТО и Р?
5)
Какова последовательность построения годового графика ТО и Р строительных машин?
6)
Для чего проводится планирование ТО и Р строительных машин?
Тема 11. Материально-техническое обеспечение строительного
производства.
Практическое занятие № 31
4. Расчет транспортных средств для доставки строительных грузов.
Цель занятия: научиться рассчитывать количество транспортных средств для доставки строительных грузов.
Теоретическая часть
При выборе транспортных средств необходимо стремиться к наиболее полному использованию грузоподъѐмности машины:
Вид транспорта и его количество зависят от рода груза, объѐмов и характера грузопотоков, дорожных условий, условий погрузо-разгрузочных работ и других особенностей строительного производства.
Для расчѐта необходимого транспорта необходимо знать объѐм перевозок, грузооборот и грузопоток.
Объѐм перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах на единицу времени.
Грузооборот – это объѐм транспортной работы в тонно-километрах за определѐнный промежуток времени
(месяц, квартал, год).
Грузопоток – это часть грузооборота в определѐнном направлении.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатываются варианты рационального использования транспорта. При разработке проекта производства работ потребность в транспортных средствах определяют следующим образом:
- выявляют потребность в перевозках (в физических объѐмах);
- составляют схемы грузопотоков;
- рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам строительных грузов;
113
- составляют транспортный график завозки материалов (или заявку на автотранспорт).
Положение конструкций на транспортных средствах и способы их опирания должны быть выбраны таким образом, чтобы при их транспортировке в материале конструкций не возникало перенапряжение.
Перевозить сборные железобетонные конструкции следует, как правило, в рабочем положении: вниз плоскостью, наиболее насыщенной арматурой. При проектировании конструкций в схеме расчѐта обязательно должен присутствовать расчѐт, связанный с транспортировкой конструкций.
Внешние габариты грузового автопоезда не должны превышать габаритов, предусмотренных правилами движения по дорогам России: высота грузов не более 3,8 м, ширина не более 2,5 м, длина автопоезда не должна превышать с одним прицепом или полуприцепом 20 м, с двумя или более прицепами – 24 м.
Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий.
При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары.
Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия.
Техническая характеристика транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Транспортные средства должны соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах.
Расчет количества транспортных средств в общем виде производится исходя из суточного грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования грузоподъемности и числа рейсов в сутки: Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле где Q - грузооборот за расчетный период, т;
Кн - коэффициент неравномерности перевозок;
производства.
Практическое занятие № 23
3. Разработка годового графика технического обслуживания и ремонта строительных машин
Цель занятия: освоить методику составления годового плана технического обслуживания и ремонта строительных машин, определить основные виды и количество падающих на планируемый год технических обслуживаний и ремонтов.
Теоретическая часть
Строительные подразделения, на балансе которых имеются строительные дорожные машины, должны обеспечивать высокий уровень технической готовности парка, предупреждение отказов машин в процессе использования через систему планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта.
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения
105 работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Она основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов технического обслуживания и ремонта машин, находящихся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.
Планирование позволяет определить необходимый объем работ и установить время остановки машин на техническое обслуживание и ремонт.
Знание объема работ необходимо для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, топливомаслозаправщиках и оборудовании для мастерских.
В процессе эксплуатации машин проводятся следующие виды работ:
– ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), выполняемое перед началом, в течение или в конце смены;
– плановое техническое обслуживание, выполняемое через определенные периоды времени, установленные заводами-изготовителями машин;
– сезонное техническое обслуживание (СТО), выполняемое два раза в год при подготовке машин к использованию в период последующего сезона.
Плановое техническое обслуживание для конкретных машин различают по периодичности выполнения и состоянию работ, которые зависят от конструкции и сложности машин. В этом случае каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3.
В состав работ планового технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технического обслуживания, включая ежесменное.
Для строительных машин на базе тракторов или с двигателями тракторного типа устанавливают следующие виды технического обслуживания: ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО.
Периодичность проведения каждого равна: 60 ч – ТО-1, 240 ч - ТО-2,
960 ч - ТО-3.
Для строительных машин на базе автомобилей или с двигателями автомобильного типа устанавливаются следующие виды технического обслуживания: ЕТО, ТО-1, ТО-2 и СТО. Периодичность проведения ТО-1 равна 50 часам или 100 часам с двигателем последних моделей; при ТО-2 периодичность принимается равной, соответственно, 250 ч или 500 ч.
Для башенных кранов назначаются ТО-1, ТО-2 и СТО периодичностью
200 ч и 600 ч, для машин типа бетононасосов и растворонасосов - ТО с периодичностью 100 ч и 800 ч. Для машин и оборудования с электроприводом - ТО и Т с периодичностью 150 ч и 1200 ч.
Ремонт машин должен восстанавливать их работоспособность.
Плановые ремонты устанавливаются двух видов: текущий (Т) и капитальный
(К).
106
Для строительных машин на базе тракторов, автомобилей с двигателями базовых машин текущий ремонт совпадает по периодичности с
ТО-3, проводится одновременно, через 960 и 1000 ч.
Порядок выполнения работы
Исходными данными для разработки годового и месячного плана служат: данные о фактической наработке машины в часах на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания, ремонта и начала эксплуатации.
В соответствии с номером варианта задания планируемая наработка машины на год в часах принимается по табл. 1; показатели периодичности технических обслуживаний и ремонтов принимаются по табл. 2 по заданному типу машины. Необходимо определить трудоемкость проведения ТО и ремонта на год и составить годовой план технического обслуживания и ремонта.
1) Теоретический расчет количества
т.о.р.
технических обслуживаний и ремонтов на планируемый год произвести по формуле
П
т.о.р
= ((Н
ф
+ Н
пл
)/ Т
п
) – П
п
(1) где Н
ф
- фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания или ремонта, ч;
Н
пл
- планируемая наработка машины на расчетный год, принимается по табл. 1;
Т
п
- периодичность выполнения того вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, ч, принимается по таблице 9.2;
П
п
- число всех видов технического обслуживания и ремонтов, периодичность которых больше, чем периодичность того вида ТО или Р, по которому ведется расчет.
Таблица 1
Исходные данные
№ ва- рианта
Тип машины
Наработка с начала эксплуатации
Планируемая наработка на год
1
Экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу 3-й размерной группы
5060 840 2
Экскаватор ЭО-2621 6200 900 3
Экскаватор ЭО-3322 7800 1500 4
Экскаватор ЭО-4121 8200 2200 5
Экскаватор ЭО-5122 9800 2200 6
Кран КС-2571 4900 1500 7
Кран КС-3571 3700 1700 8
Кран КС-4571 4200 1900 9
Кран КС-4461 3750 2200 10
Кран на гусеничном ходу (грузоподъемность - 25 т) 3500 2500
107 11
Бульдозер (тяговый класс 3)
5300 900 12
Бульдозер (тяговый класс 10)
690 1700 13
Бульдозер (тяговый класс 25)
4080 2200 14
Скрепер на МоАЗ-529Е
5600 700 15
Скрепер на МоАЗ-546 5000 1500 16
Скрепер на БелАЗ-531 8000 1500 17
Автогрейдер легкого типа
6500 900 18
Автогрейдер среднего типа
5400 1700 19
Каток прицепной кулачковый легкий
5600 500 20
Каток на базе МоАЗ-546 5700 600 21
Каток самоходный среднего типа
5400 500 22
Каток самоходный пневмоколесный
5800 600 23
Каток вибрационный
6000 700 24
Асфальтоукладчик
6500 1500 25
Кран башенный КБ-160 11800 1700 26
Транспортер ленточный
4000 2200 27
Лебедка монтажная
5900 500 28
Бетоносмеситель передвижной
3900 2000 29
Бетононасос
1900 500 30
Погрузчик одноковшовый Т-100М
4760 1800
Таблица 2
Показатели периодичности, трудоемкости обслуживаний и ремонтов строительных машин
Тип машины
Перио- дичность
ТО-1, ч
Перио- дичность
ТО-2, ч
Перио- дичность
ТО-3, ч
Перио- дичность
Т, ч
Перио- дичность
К, ч
Экскаватор одноковшовый с механическим приводом на гусеничном ходу:
3-й размерной группы
60 240 960 960 5760 4-й размерной группы
60 240 960 960 7680 5-й размерной группы
60 240 960 960 8640
Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом: на пневмоколесном тракторном ходу, q =
0,25 60 240 960 960 5760 на пневмоходу, q =
0,4 - 0,65 м
З
60 240 960 960 7680 на гусеничном ходу: q = 0,65 - 1,25 м
З
60 240 960 960 8640 q = 1,25 - 2 м
3 100 500
-
1000 10000
108
Кран автомобильный:
Q = 4 т
50 250
-
1000 5000
Q = 6,3 т
50 250
-
1000 5000
Q = 10 т
50 250
-
1000 5000
Q = 16 т
50 250
-
1000 5000
Кран пневмоколесный:
Q=16 т
60 240
-
960 4800
Q=40 т
60 240
-
960 5760
Каток вибрационный средний (масса - 6 т)
60 240 960 960 3840
Асфальтоукладчик
(производительность до
100 т/ч)
60 240 960 960 5760
Самоход, профилировщик
(производительность до 48 м
2
/ч )
60 240 960 960 5760
Бетоноукладчик
(производительность до 55 м
З
/ч)
60 240 960 960 5760
Бетоноотделочная машина
(производительность до 25 м
2
/ч)
60 240 960 960 5760
Нарезчик швов ДШ 1000 60 240 960 960 5760
Кран башенный (грузовой момент до 1600 кН м)
200 600
-
1200 12000
Погрузчик одноковшовый: на базе Т-100 М
60 240 960 960 5760 на пневмоходу
(грузоподъемность 4 т)
60 240 960 960 5760
Транспортер ленточный длиной 10 м
150
-
-
1200 4800
Лебедки монтажные, с усилием до 50 кН
200
-
-
800 6400
Бетоносмесители: передвижные, V
= 3З0 л
150
-
-
1200 4800 стационарные,
V = 500 л
150
-
-
1200 4800
Бетононасосы
(производительность до 6 м
З
/ч)
100
-
-
800 3200
Кран на гусеничном ходу:
Q = 10 т
60 240 960 960 4800
Q =35 т
60 240 960 960 5760
Бульдозер класса:
109 30 кН (на ДТ-75)
60 240 960 960 5760 100 кН (на Т-100,
Т-130)
60 240 960 960 5760 250 кН (на ДЭТ-250М)
100 500 1000 1000 6000
Скрепер самоходный:
(на МАЗ-529Е)
50 250
-
1000 6000
(на МоАЗ-546)
100 500
-
1000 6000
(на МоАЗ-531)
100 500
-
1000 6000
Автогрейдер: легкого типа
60 240 960 960 6720 тяжелого типа
60 240 960 960 5760
Грейдер-элеватор на базе трактора Т-100М
60 240 960 960 5760
Планировщик на тракторе:
ДТ-75 60 240 960 960 5760
Т-100, Т-130 60 240 960 960 5760
Катки прицепные: кулачковые легкие на базе ДТ-75 60 240 960 960 5760 пневмоколесные легкие на базе ДТ-75 60 240 960 960 5760 на МоАЗ-546 100 500
-
-
5000 на БелАЗ-531 100 500
-
1000 5000
Сначала по формуле рассчитать число капитальных ремонтов (при этом П
п
= 0), затем текущих и ТО-3, далее число ТО-2 и ТО-1. Полученное по формуле число округлить до целого в сторону уменьшения.
Определение числа ТО и Р по формуле рекомендуется для эксплуатирующих организаций, у которых Н
ф для каждого вида технического обслуживания конкретной машины на конец отчетного года бывает известно. Чтобы найти в процессе выполнения данной работы значения Н
ф по известной наработке Н
п
(таблица 1), можно рекомендовать следующий прием: общее количество отработанных с начала эксплуатации часов Н
н следует последовательно разделить на периодичность выполнения капитального, затем текущего ремонта (следовательно, и ТО-3), далее ТО-2 и
ТО-1. Получающийся после деления Н
н на Т
п остаток числа является Н
ф
- фактической наработкой машины на начало планируемого со времени проведения последнего, аналогично расчетному, вида технического обслуживания или ремонта. Далее полученные значения наработок Н
ф используются для расчета количества ТО и Р в планируемом году.
Пример. Гидравлический экскаватор ЭО-4121 отработал с начала эксплуатации Н
н
= 10100 ч, планируемая наработка в расчетном году должна составить Н
пл
=1500 ч. По табл. 2 периодичность Т
п для данного экскаватора составляет: капитального ремонта Т
пк
=8640 ч, текущего ремонта Т
пт
= 960 ч, технического обслуживания Т
пто-2
= 240 ч, Т
пто-1
= 60 ч.
Определим фактическую наработку Н
ф от каждого вида ремонта и технического обслуживания на начало планируемого года:
110 со времени проведения капитального ремонта:
Н
Т
н пк
10100 8640 1
(остаѐтся 1460 ч), т.е. Н
фк
=1460 ч, со времени проведения последнего текущего ремонта (ТО-3)
Н
Т
н пто
3 10100 960 10
(остаѐтся 500 ч), т. е. Н
фт
=500 ч, со времени проведения последнего ТО-2
Н
Т
н пто
2 10100 240 42
(остаѐтся 20 ч), т. е. Н
фто-2
=20 ч, со времени проведения последнего ТО-1
Н
Т
н пто
1 10100 60 168
(остаѐтся 20 ч), т. е. Н
фто-1
=20 ч.
Определить необходимое число ремонтов и технического обслуживания в расчетном году: число капитальных ремонтов
П
к
=((Н
фк
+Н
пл
)/Т
пк
)–0 = ((1460+ 1500)/8640) – 0 = 0,34(приблизительно
0), т.е. в расчетном году капитальный ремонт не следует планировать; число текущих ремонтов
П
т
=((Н
фт
+Н
пл
)/Т
пт
)–П
к
= ((500+ 1500)/960) – 0 = 2,08 (приблизительно
2), т.е. в расчетном году должно быть запланировано проведение двух текущих ремонтов; число технических обслуживаний ТО-2
П
то-2
= ((Н
фто-2
+Н
пл
)/Т
пто-2
)–(П
к
+П
т
) = ((20+1500)/240)–(0+2) = 4,3
(приблизительно 4); число технических обслуживаний ТО-1
П
то-1
= ((Н
фто-1
+Н
пл
)/Т
пто-1
) – (П
к
+П
т
+П
то-2
) = ((20+1500)/60) – (0+2+4)=19.
Полученные данные занести в годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин (таблица 3).
Таблица 3
Годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин
Наиме- нование и марка машины
Фактическая наработка, ч
Нара- ботка в плани- руемом году, ч
Число ТО и ремонтов в планируемом году с нача- ла эксп- луата- ции со времени проведения
К
ТО-3
ТО-2
ТО-1
К ТО-3
ТО-2
ТО-1
ЭО -4121 10100 1460 500 20 20 1500 0
2 4
19
111 2 Составить структурный график (рисунок 1) ремонта машин в течение года.
2.1 Для составления графика ТО и Р провести временную ось, на которой отложить в определенном масштабе планируемое количество часов
Н
пл работы машины в расчетном году; в нашем случае Н
пл
=1500 ч.
За единицу масштаба целесообразно принять отрезок, равный периодичности выполнения ТО-1, ч.
2.2 Определить положение точки на временной оси, указывающей момент проведения капитального ремонта. Момент проведения капитального ремонта наступил до начала планируемого периода за 1460 ч.
По данным таблицы 1; 2 положение момента проведения капитального ремонта должно быть найдено, т. к. построение графика ведѐтся от него.
2.3 От точки капитального ремонта К отложить отрезки, равные в масштабе периодичности текущих ремонтов: если капитальный ремонт производится в расчетном году, Т
т откладывается в обе стороны от К; если капитальный ремонт не был проведен и не планируется в расчетном году, Т
т откладывается влево от мнимой точки К.
Подсчитать количество текущих ремонтов, попавших на отрезок Н
пл расчетного года; в нашем случае
т
= 2.
2.4 Подобным же образом от точки К отложить отрезки, равные Т
то-2
, и подсчитать число
то-2
= 4. Откладывая отрезки Т
то-1
от точки К, получаем количество технических обслуживаний ТО-1; в нашем случае
то-1
=19
(см. рисунок).
Сверить по табл. 3 результаты теоретического расчета по структурному графику годового ремонта и технического обслуживания машины.
Рисунок 1 – Годовой график ТО и Р строительной машины
Содержание отчета:
– цели pаботы;
– основные теоретические сведения по эксплуатации строительных машин;
– исходные данные по ваpианту задания;
– опpеделение количества видов технических обслуживаний и ремонтов в планируемом году;
112
– пpедставление pезультатов расчета в табличной фоpме (табл. 3);
– построение годового графика ТО и Р строительной машины;
– выводы по pаботе.
Контрольные вопросы
1)
Какие виды ТО и Р проводятся для строительных машин?
2)
Для чего проводятся ТО и Р?
3)
Какие данные необходимы для построения годового графика ТО и Р?
4)
Как определить количество ТО и Р?
5)
Какова последовательность построения годового графика ТО и Р строительных машин?
6)
Для чего проводится планирование ТО и Р строительных машин?
Тема 11. Материально-техническое обеспечение строительного
производства.
Практическое занятие № 31
4. Расчет транспортных средств для доставки строительных грузов.
Цель занятия: научиться рассчитывать количество транспортных средств для доставки строительных грузов.
Теоретическая часть
При выборе транспортных средств необходимо стремиться к наиболее полному использованию грузоподъѐмности машины:
Вид транспорта и его количество зависят от рода груза, объѐмов и характера грузопотоков, дорожных условий, условий погрузо-разгрузочных работ и других особенностей строительного производства.
Для расчѐта необходимого транспорта необходимо знать объѐм перевозок, грузооборот и грузопоток.
Объѐм перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах на единицу времени.
Грузооборот – это объѐм транспортной работы в тонно-километрах за определѐнный промежуток времени
(месяц, квартал, год).
Грузопоток – это часть грузооборота в определѐнном направлении.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатываются варианты рационального использования транспорта. При разработке проекта производства работ потребность в транспортных средствах определяют следующим образом:
- выявляют потребность в перевозках (в физических объѐмах);
- составляют схемы грузопотоков;
- рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам строительных грузов;
113
- составляют транспортный график завозки материалов (или заявку на автотранспорт).
Положение конструкций на транспортных средствах и способы их опирания должны быть выбраны таким образом, чтобы при их транспортировке в материале конструкций не возникало перенапряжение.
Перевозить сборные железобетонные конструкции следует, как правило, в рабочем положении: вниз плоскостью, наиболее насыщенной арматурой. При проектировании конструкций в схеме расчѐта обязательно должен присутствовать расчѐт, связанный с транспортировкой конструкций.
Внешние габариты грузового автопоезда не должны превышать габаритов, предусмотренных правилами движения по дорогам России: высота грузов не более 3,8 м, ширина не более 2,5 м, длина автопоезда не должна превышать с одним прицепом или полуприцепом 20 м, с двумя или более прицепами – 24 м.
Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий.
При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары.
Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия.
Техническая характеристика транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Транспортные средства должны соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах.
Расчет количества транспортных средств в общем виде производится исходя из суточного грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования грузоподъемности и числа рейсов в сутки: Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле где Q - грузооборот за расчетный период, т;
Кн - коэффициент неравномерности перевозок;