Файл: 24 I. Из истории вопроса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение______________________________________________2-4

I. Из истории вопроса

1.1. . Особенности   возраста_______________________________ 4-6

1.2. Особенности современной литературы для подростков________6-8

II. Взаимоотношения подростка со «взрослым» миром в современной русской прозе

2.1. Подросток и семья______________________________________9-13

2.2. Подросток и школа______________________________________14-20_ Выводы ___________________________________________________ 21

Литература__________________________________________________22

Введение

Под Детство и отрочество является важнейшей нравственно-философской темой в творче­стве многих крупных писателей, таких как: Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, А.П. Чехов, Ф.М Достоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, И.А. Бунин, Н.Г. Гагарин-Михайловский, М. Горький. и др.

 Особое внимание писатели-классики уделяли внутреннему миру ребенка: его чувствам, мыслям, отношению к окружающему миру. Современные пи­сатели, следуя традициям писателей-классиков уделяют большое внимание подростковой литературе, где главными героями ста­новятся подростки, а в центре внимания писателя – внутренний мир героев, про­блемы, которые их волнуют: кон­фликты внутри школы, семьи, проблемы в учебе, завоевание автори­тета  в коллективе сверстников, первая любовь, заниженная самооценка и т.д

Цель работы – выяснить, как в современной литературе показаны взаимоот­ношения ребенка и окружающего мира.

Для достижения цели нам необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить психологическую и теоретическую литературу по данному во­просу;

  2. Подобрать и систематизировать художественные произведения совре­менных авторов, в которых отражены интересующие нас темы и про­блемы;

  3. Проанализировать тексты произведений;

  4. Сделать выводы.

Гипотеза: современная литература о детях и подростках- точное отражение взаимоотношений ребенка с миром.

Объект исследования – детская и подростковая современная литература.

Актуальность темы состоит в том, что многие из анализируемых нами про­изведений, написаны писателями-психологами, которые много работают с детьми и подростками, не понаслышке знают проблемы, с которыми сталки­ваются современные дети, хорошо знают психологию детей и могут помочь им разобраться в своих трудностях и причинах их возникновения, а взрослым - лучше понять своих детей и свои ошибки в их воспитании. Думается, что произведения современных писателей детях и подростках в первую очередь нужно читать взрослым людям, чтобы избежать многих ошибок и даже тра­гедий.


Практической ценностью данной работы является возможность использо­вания материалов на уроках литературы, внеклассных занятиях, а также в ка­честве рекомендательного чтения для родителей, которые хотят понимать своих детей, причины их поступков.

I. Из истории вопроса

1.1. Особенности   возраста

Подростковый возраст является началом переходного периода от дет­ства к взрослому состоянию в жизни человека. Подросток - это еще не взрос­лый и уже не ребенок

До XVII века подростковый период не выделялся как особый этап в развитии человека. Я.А. Коменский первый, кто обратил внимание на под­ростковый период, но он считал его частью детства.1 Позднее его выделение становилось все более очевидным из-за накопившихся отличий, которые по­являлись в период между детством и взрослостью.

С. Холл в 1904 году предложил концепцию подросткового возраста. Его принято считать «отцом» подросткового периода. Именно его взгляды об отрочестве, сопровождающемся стрессами, конфликтами, нестабильностью, смятением и легли в основу возникновения различных концепций о подростковом возрасте. Он впервые говорит о амбивалентности и парадоксальности в характере подростков. Чрезмерная активность сменяется изнурением, веселость переходит в уныние, уверенность сменяет застенчивость, трусость, низкие побуждения приходят на смену высоким нравственным стремлениям, замкнутость заменяет страсть к общению. В связи с этим С. Холл называет это время в развитии ребенка периодом бури и натиска. Необходимо отметить, что ценность его работы заключается в характеристике подросткового возраста как переходного, промежуточного и во введении понятия «кризис». Исследователь выде­лил возрастные границы этого этапа: с 10 - 11 до 15 лет. Э. Эриксон подрост­ковый период определил в рамках 12 - 18 лет.2

В отечественной психологии выделяются два этапа подростничества: с 12 - 15 лет - средний школьный возраст, 15 - 17 лет - старший школьный воз­раст. Изучением особенностей этого периода занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Подростковый период ученые трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых

 Д.Б. Эльконин в качестве кризисных выделяет только границы вступ­ления и выхода из подросткового возраста. В целом считает этот период ста­бильным. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятель­ность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отсту­пает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Элько­нин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится об­щение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятель­ность общения, сознательное экспериментирование с собственными отноше­ниями с другими людьми, поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

3

Главная задача подростка - показать свою значимость среди сверстни­ков. Они обращают на себя внимание с помощью занятий и интересов.

Вместе с тем возникает новое качество отношений с семьей, школой, ровесниками. Ребенка уже воспринимают как сформировавшуюся личность. С него требуют ответа за какие-либо действия, он ответственен за послед­ствия. В этот период появляются обязанности, связанные с домом, учебой, общением с друзьями. 

Повышенная ответственность перед окружающими усугубляется фи­зиологическими изменениями тела. Могут проявляться проблемы со здоро­вьем. Этот процесс не контролируется со стороны подростка. Подобные нагрузки на тело и психику приводят к негативным последствиям: раздражи­тельности, агрессии, обидчивости, тревоге. Это временно, впоследствии наступает позитивный этап, когда подросток начинает высказывать свою точку зрения, испытывать радость от общения, у него развивается наблюда­тельность, появляется интерес к творчеству.

Справиться с возникшими трудностями абсолютно самостоятельно подросток не в силах. Родители же зачастую навязывают свои взгляды на различные ситуации, не видят разницы в восприятии мира в сложный для ре­бенка период, поэтому подростки предпочитают не афишировать свои про­блемы в семье. Они находят выход в общении со старшими товарищами, ко­торые могут повлиять на выбор неправильного пути в жизни.

1.2. Особенности современной литературы для детей и подростков

Среди типичных отличительных признаков подростковой литературы выделяют:

  • социальную направленность и отражает настоящие проблемы де­тей (сложные темы – буллинг, развод, смерть, «инаковость»);

  • повествование от первого лица;

  • языковые особенности молодежной речи;

  • эксперименты с композицией;

  • жизненный типичный герой, похожий на читателей;

  • непридуманные, узнаваемые, значимые для героя и читателя про­блемы, с которыми сталкиваются герои и которые пытаются ре­шить;

  •  жизнеподобие изображаемого;

  • типичность;

  • динамика развития характеров главных героев;

  • психологизм раскрытия образа (путь духовных исканий персона­жей);

  • нравственная доминанта, иногда выраженная в авторской пози­ции и позиции ряда персонажей.

В подростковых книгах поднимаются самые важные вопросы о жизни молодых людей в современном обществе, говорится об отношениях подрост­ков и родителей, подростков и учителей, об отношениях со сверстниками, о проблеме нравственного выбора. В центре повествования – ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных – с одной стороны, стремление разобраться в себе, в своем собственном мире – с другой. Именно это противоречие опре­деляет особенности душевного мира героев-подрост­ков современной литературы. Недаром многие из проанализированных нами произведений написаны от лица подростка или даже одна и та же ситуация дается в восприятии разных рассказчиков, что позволяет авторам глубже рас­крыть внутренний мир героев. Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: из морально неокрепшего, неуверенного в себе, оценивающего окружающих лишь из соображений сво­его «эго» герой-подросток превращается в личность, способную нести ответ­ственность за свои поступки. Важнейший аспект нравственного становления личности — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.


Чтение и анализ подростковой литературы показывает, что в освеще­нии школьной тематики в последние годы наблюдается тенденция изображе­ния в первую очередь негативных явлений. Конфликтующими сторонами становятся, как правило, одинокий герой-подросток и не понимающие его одноклассники. Отображаются неблагоприятные отношения внутри класса, подростки конкурируют, завидуют, совершают подлости, объявляют бой­коты, проявляют жестокость. Зачастую эти действия поддерживают учи­теля. Часто подростки, не находя выхода из создавшейся ситуации, готовы к суициду, или уходят из дома, подвергая свою жизнь опасности, или, испытав унижение и насилие, ожесточаются и становятся циничными и жестокими.

 Распад семьи, утрата свойственного образа жизни ставят ребенка в си­туацию выбора. Для героя он становится мучительным. Мотив выбора - устойчивое и повторяющееся явление в подростковых текстах. Герой-подро­сток психологически не готов принимать категоричные явления, но обстоя­тельства вынуждают. Ситуация выбора приносит герою-подростку большие душевные терзания, но, пережив их, он формируется как личность.

Не обделена вниманием авторов и традиционная для литературы тема любви. Писатели изображают зарождение и развитие этого чувства по-раз­ному, но всегда это шаг к взрослению, пониманию истинных и ложных цен­ностей.

Подводя итог, можно сказать, что подростковая литература - сложная тематическая структура, в которой соединяются «вечные» и остро-актуаль­ные темы, подростковые и вневозрастные проблемы.

II. Взаимоотношения подростка с окружающим миром

2.1 Подросток и семья

Если классическая литература демонстрирует огромную роль семьи в формировании личности молодого человека, показывает образцы положительного влияния родителей на детей, их интерес к проблемам своих детей, то в современной литературе чаще встречается обратное: нравственная глухота родителей.

В рассказе Л. Романовой «Огонек»4 перед нами семья, где папа, бабушка и внучка любят друг друга, но гибель мамы сделала отца замкнутым и одиноким. Он старается заглушить свои страдания работой, дочь напоминает ему о жене, и это становится для него болью. Он не говорит об этом девочке, но она чувствует состояние отца, и это ранит ее и делает одинокой: «Папа до девяти, а то и до одиннадцати работает в своем институте. Ему так проще: дома слишком многое напоминает о маме. Даже я. Особенно я. У нас с  ним сговор: я  не рассказываю бабушке, когда он приходит домой, папа не  разрешает ей покупать мне одежду. Мы с ним делаем это вместе, в выходные. Иногда ходим в кино. Только редко. По-моему, эти походы тоже напоминают ему о маме». Трагические события заставили отца по-другому взглянуть на свою дочь и отношения между ними. Он увидел доброго, отзывчивого, смелого, бесстрашного, порядочного, целеустремленного человека, способного на Поступок и в то же время беззащитного и ранимого, нуждающегося в поддержке и любви. И этот человек - его дочь.  Это открытие сблизило героев: «Мои подвальные приключения изменили не только Богдана. Папу тоже. Он вдруг вернулся из мира грез, где пребывал почти три года, и, что с сегодняшнего дня, прямо с этой минуты, все пойдет по-другому. Во-первых, он начнет приходить домой не позже семи. Во-вторых, станет посещать школьные собрания и уроки. В-третьих, будет контролировать каждый мой шаг. В-четвертых, клянется по выходным водить меня в кино. Я жутко обрадовалась.»
5

Совсем другие отношения между отцом и сыном в семье Богдана. После того, как мальчика поставили на учет за угрозу огнестрельным оружием, по словам Саши, его отец не расстроился, наоборот, он гордился поступком своего сына, который смог защитить девочку от матерых уголовников: «Я защищала Богдана. Только не очень-то это помогло. Богдана все равно поставили на учет в детской комнате милиции. Как сказал его отец, смешливый бородач дядя Дима, «за стрельбу по мерзавцам в неположенном месте»6. «Вообще дядя Дима страшно гордился нашими с Богданом обстоятельствами». Это говорит о том, что отец воспитывает сына настоящим мужчиной, между ними доверительные отношения, мальчика с детства воспитывают настоящим мужчиной, внушая правильные ценности. Такой никогда не смирится с подлостью и жестокостью, не оставит в беде слабого и беззащитного. В этом небольшом рассказе есть еще одна семья: Сашина подруга Альбина и ее родители дядя Юра и тетя Лана, которые души не чают в своей избалованной дочке. Они выполняют любые ее прихоти, не очень задумываясь о том, кого они растят. А в итоге вырастили жестокую эгоистку, которая ради приобретения гламурной собачки, не задумываясь, сбрасывает с 13 этажа своего преданного чухуахуа Огонька. После разоблачения и вопроса Саши, не было ли ей жалко смешного, преданного, доброго пса, Альбина заявила: « Почему не было? Было! Я что, зверь, по-твоему? – в ее голосе появились визгливые нотки, на щеках вспыхнули два свекольных пятна, рот изогнулся некрасивым саквояжем. – Знаешь, сколько я после этого плакала? Почти два дня! И есть ничего не могла…» 7 Мама девочки скажет отцу: «Что же мы, Юра, наделали?»

Слишком поздно родители поняли, к чему привела их забота об имидже дочери, чтобы она всегда была лучше всех. Читая этот рассказ, мы понимаем, что главное в воспитании все-таки – духовная близость детей и родителей, необходимость понимать своего ребенка, знать, «чем он дышит», нельзя откупаться от своих детей вещами и дорогими подарками. Это может привести к тяжелым последствиям. Родители сдали Альбину в школу-интернат.

Непростые отношения с родителями и у героя рассказа А. Геласимова «Нежный возраст». Родители на грани развода, свои проблемы решают скандалами на глазах у подростка. Им попросту нет дела до психологического состояния сына. Мальчик обеспечен материально – этого вполне достаточно. Все отцовское воспитание сводится к упрекам, а то и к рукоприкладству. В кризисный подростковый период мать оставляет его, устраивая личную жизнь с другим мужчиной. Неудивительно, что герою, от лица которого ведется повествование, часто хочется взять автомат и всех расстрелять.