ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В повести Ирины Мышковой «Мальчики не плачут» можно увидеть простую семью, где родители и бабушка, конечно, любят Лёшу – главного героя этой истории. Они ограждают его от дурного влияния окружающих всевозможными запретами. Казалось бы, благополучный мальчик, отличника, любимец учителей, кроме обычной школы он ходит в музыкальную, где учится играть на ненавистной ему скрипке, кружок по шахматам и в изостудию.Но никто не знает, какие муки испытывает подросток, какой комплекс неполноценности взращивают в нем ничего не желающие видеть родители. Близкие желают ему только добра. Но почему-то ведут себя с Лёшей так, что он однажды решает просто уйти из дома куда глаза глядят.
Лёше, как и многим другим подросткам, не хватает того самого родительского тепла. Из-за чрезмерной опеки у него нет друзей, а родители, сосредоточенные на Лёшином благе, не желают ничего слушать. Правда, когда и каким образом наступит это «благо», непонятно, а пока Лёша слышит лишь: «Неуч!», «До инфаркта доведёшь!», «Что из тебя вырастет!». Папа общается с ним мало, ведь бабушка говорит, что возиться с ребёнком – «не мужское дело». У Лёши нет никакого свободного времени и никаких развлечений. Он в этом мире абсолютно одинок. Но, несмотря на очень спорные способы воспитания, отсутствие у взрослых членов семьи интереса к внутреннему миру мальчика, его интересам, самые теплые воспоминания в критические моменты жизни Леши связаны с родителями: «До сих пор помню. Папа на диване лежал, я рядом с ним. Он меня обнял одной рукой, и я весь у него под мышкой поместился. Пахло от него неприятно. Кислятиной какой-то. Но я просто старался в другую сторону дышать и не уходил. Потому что когда ещё можно у папы в подмышке полежать, чтобы он не орал. И чтобы никто не орал вообще. Мама с бабкой тогда на кухне сидели, а мы лежали и фильм смотрели. Я потом ещё часто об этом вспоминал. Каждый раз, когда он начинал на меня кричать. Хотелось снова лежать у него в подмышке и смотреть, как эльфы с орками рубятся»8. Замерзая в ледяной ловушке, мальчик вспоминает маму, переживает, что она сейчас беспокоится за него и не находит себе места. Мама, которая не знает, с кем дружит ее сын, чего ему на самом деле хочется, все равно остается для ребенка самым главным человеком в жизни.
Одиночество, сформированный родителями комплекс неполноценности, чувство вины и страха толкают героя на отчаянный поступок: он просто пошёл – как в сказках – куда глаза глядят. Однако перед нами, конечно, не сказка, и вскоре Лёша оказался за чертой города, на городской помойке, где провалился в ледяную яму. Родители в свою очередь не сразу поняли, что его нужно искать. Мальчик был на грани смерти, но общими усилиями его удалось спасти, а грозящая опасность помогла родителям опомниться: «
Татьяна опомнилась. Так же внезапно, как заревела».
Корень проблемы в данной повести заключается в том, что взрослые, не решив своих проблем из детства, ломают жизнь своим детям. Они получили психологические травмы от своих родителей, хранят их в себе и передают , сами того не замечая, своим детям, ломая их психику и жизнь.
В повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» раскрывается тема детдомовских детей. Автор показывает, как ребенок становится одиноким, ненужным своим родным и - как результат - детдомовским. Девочка Рита родилась в полной семье, но родители не выполняли свои обязанности по воспитанию детей. Они выпивали, дрались, распродавали все из дома. Несмотря на отношение родителей, девочка их любила и в мыслях сохраняла надежду на счастливое будущее, она не осуждала их: «Много у Ритки любимого в жизни. Пирог с малиной и чай в гостях у Муратовны. Ходить в Каменный лог за земляникой. Игрушечная собачка Гвоздик. Когда пылью пахнет перед дождем. Козлята маленькие - у них рожки смешные. Сметана - только редко она достается Ритке. Петь песни громко, во весь голос. Татка - когда он в хорошем настроении. Мамка…» 9
На долю главной героини повести выпадает предательство не только родной семьи, но и приемной. Все эти обстоятельства не ожесточили душу ребенка, но пошатнули надежду на семейное счастье, заставили совершать взрослые поступки. Девочка берет ответственность не только за себя, но и за жизнь взрослых и самоотверженно уходит из приемной семьи, тем самым освобождает их от взятых обязательств.
Если попытаться создать собирательный портрет семьи в анализируемых нами текстах, то почти всех их объединяет одно – равнодушие к тому, чем живёт взрослеющая личность. Так что же конфликт поколений не изжит? И по чьей вине? Ответ писателей однозначен: дети всегда хорошие, если у взрослых есть на них время, чтобы с ними поговорить.
2.2. Подросток и школа.
Вторым домом для учеников является школа. В ней подросток проводит большую часть своего времени, его учат, воспитывают, он социализируется, взаимодействует со взрослыми(учителями) и сверстниками. Может быть, в школе он находит понимание и поддержку? Что об этом говорит современная литература?
Всегда большую роль в жизни учеников играл учитель, и в произведениях классиков и писателей советского периода мы встречаем положительные образы учителей. Анализируя произведения современных писателей, приходится констатировать тот факт, что и здесь произошли изменения. Поскольку подавляющее большинство рассмотренных произведений написаны от первого лица (монолог героя, или дневник, или записи в твиттере), то можно судить, какими видят учителей современные подростки.
Книги показывают нам несколько типов учителей нашего времени:
1.Те, кто не любит своих учеников, считает позволительным называть их "придурками", говорить, что они "никто".
2. Равнодушные учителя, им безразлична судьба учеников, главное - успеваемость и грамотность.
3. Неравнодушные учителя, которые по-настоящему любят своих воспитанников и искренне переживают за них, пытаются понять и помочь.
Таня Беринг в рассказе «Мой любимый тролль» показывает престижную гимназию, в которой работают разные учителя. Среди них классная руководительница 9класса, 26-летняя Марго, как называют ее ученики, беспринципная, жестокая и циничная, позволяющая себе вместе с учеником этой же школы «троллить» в сетях директора, выкладывать отвратительные видео, компрометировать и унижать учеников. Перед читателем образ безнравственного человека, для которого не существует понятия совесть, такт, приличия. В романе Е. Некрасовой «Калечина-малечина» учительница Вероника Евгеньевна уже немолодой, опытный учитель, но в ней нет любви к детям, они ее раздражают. Особенно главная героиня Катя, девочка запуганная, одинокая, с неустойчивой психикой. Чтобы не возиться с проблемной ученицей, учительница хочет отправить ее в школу для умственно отсталых детей. Разговаривая с Катей, она даже не скрывает своего к ней негативного отношения: «– Не волнуйся. Тебе будет гораздо комфортней учиться среди детей твоего уровня. Ещё отличницей станешь, – выпустила Вероника Евгеньевна изо рта вместе с овалом дыма.
Катя закашлялась от напавшего на неё облака. Вероника Евгеньевна сделала вид, что пытается отвести сигарету в сторону.
– А так… ну ты же видишь, какие ребята у нас учатся: дети учителей, инженеров, художников, врачей, бизнесменов. Особенные ребята, с особенным воспитанием. В моих классах всегда так было. И здесь недопустимо так относиться к учёбе, как относишься ты. Хотя я понимаю, что это не отношение, а скорее твои способности.»10 Кроме того, она поддерживает учеников класса, когда они издеваются над девочкой.
Учителя видятся ученикам бездушными существами, подобиями роботов, страх заполняет все детские мысли: «Я чувствовала, что происходит самое страшное - язык отказывался служить, и все вокруг становится, как в тумане. От исторички исходила злая энергия, парализовавшая меня. Будто передо мною стоял робот-завоеватель. Лоб начал пылать, и я, казалось, потеряла способность разговаривать вообще»11
Равнодушные учителя показаны в рассказе «Мы приговариваем тебя к смерти» Л.Романовой. Разве никто из них не видел, что Миша Нефедов – изгой среди одноклассников? Где был учитель физкультуры, когда одноклассники устроили «казнь» Нюфы?
В рассказе «Мой любимый тролль» одна из героинь дает такую характеристику учителям: «Биологичка стала совсем неуправляемая. Её муж бросил, и она теперь на всех зло срывает. А Мариванна беременная, и ей теперь всё пофиг, только и твердит: как вы меня все достали, какое счастье, что мне скоро в декрет.»12
В повести «Пилюля на палочке» учителю физкультуры не важно, что чувствует девочка, которой он насмешливо- уверенно говорит о том, что она ни на что не способна.
Но есть в этих произведениях и образы неравнодушных учителей, понимающих или пытающихся понять своих учеников. И подростки ценят их профессионализм и человеческие качества. Такова Алина Алексеевна из романа «Калечина-малечина»: «И Кате нравилась Алина Алексеевна. Та радостно улыбалась, красиво одевалась, вкусно готовила, говорила со всеми невыросшими, даже с Катей, как с выросшими и равными ей людьми.»13 А ведь подростку так важно, чтобы с ним говорили на равных. Старается помочь Варе Снежиной в ее непростой ситуации учительница химии Алла Алексеевна, которую « ребята всех поколений обожали за весёлый нрав и умение
рассказывать о скучном предмете с юмором». С благодарностью вспоминает Варя и учителя истории Николая Ивановича: «Она любила Николая Ивановича. Он вёл у них историю и часто рассказывал о своём военном детстве сына полка. Это были такие захватывающие приключения! Жаль, что Николай Иванович не написал об этом книгу»14. Неравнодушный и порядочный человек учительница истории в повести И.Мышковой «Мальчики не плачут». Именно она встревожилась, когда Леша не пришел на репетицию, где играл главную роль. Учительница хорошо знала характер мальчика и понимала, что просто так он не прийти не мог. Это она убеждает родителей подать заявление в полицию, поднимает на поиски волонтерский отряд. Именно благодаря ей удалось спасти мальчика.
Делая вывод, можно сказать, что в современной литературе о подростках отражается неблагополучие в обществе, переоценка ценностей, утрата нравственных ориентиров в первую очередь взрослыми людьми, живущими по двойным стандартам. Но даже жесткие, порой трагические произведения не оставляют ощущения безысходности. Мир не без добрых людей, а значит есть надежда на спасение.
В школе подросток находится среди своих сверстников. Для него это сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми, поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Какие же отношения между подростками показаны в анализируемых произведениях? В рассказе «Мы приговариваем тебя к смерти» в престижной «французской» гимназии подростки под руководством своего лидера Сани Морозова открыто издеваются над своим одноклассником-мягким и беззащитным толстяком Мишей Нефедовым. Доходит до того, что ради развлечения Саня устраивает казнь Нюфы. Почему так ведет себя Мороз? Ему нужно было самоутверждение за счет того, кто морально и физически был слабее. Второе: повысить свой авторитет перед сверстниками. Но когда он так поступал, не задумывался о чувствах другого, не пытался поставить себя на его место, он почти не чувствовал одиночества и дискомфорта в обществе. А когда все от Мороза отвернулись, то он просто этого не пережил и ушел из жизни.
В результате этой ситуации все герои изменились. Морозов погиб, потерпев фиаско среди своих сверстников. Нюфа же, наоборот, стал жёстким и безразличным к другим людям. Тот случай убил в нем покладистого, доброго и романтичного Нюфу, превратив в бесстрашного, жестокого и циничного подростка, которого интересует только, вывалился ли у Мороза язык, когда он повесился. "Человек, лишенный страха, так же заметен в толпе, как матерый кобель в стае щенков. Они поджимают хвосты и льнут к нему, признавая за главного. Суки - такие же. Им наплевать на размер кошелька, их, будто скрепку магнит, притягивает сила. Тупая, холодная сила."15 Равнодушие и цинизм теперь звучат в его мыслях: « Я не пошел на его похороны. Нужно было готовиться к лабораторной по химии. Событие не бог весть, какой важности, но заваливать не хотелось. К чему? Ему все равно, а мне еще поступать. Поэтому я быстро свернул разговор с Зайцевой, которая взяла на себя роль погонщика мулов и теперь методично опрашивала, кто из класса пойдет на кладбище — сказал, что не с кем оставить сестру. Оделся и вышел из гимназии.»16
Жестокость современных подростков вызывает страх за будущее общества.
В рассказе Тани Беринг «Мой любимый тролль» Одноклассница Вари Аля подружилась с ней только потому, что подруга уехала в Америку, а по словам Али, «за кого-то держаться в школе все равно надо». Девушка не понимает, что такое дружба и на чем она строится, для нее главное- выгода для себя. Ведь Варя-отличница. Но стоит только влиятельным девушкам в классе начать унижать Варю, издеваться над ее одеждой, Аля тут же переходит на сторону большинства: