Файл: Курсовая работа участие медицинской сестры в лфк и массаже при гипертонической болезни.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 547
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности методики ЛФК и массажа при гипертонической болезни
1.1. Этиология и факторы риска развития артериальной гипертензии
1.2. Стадии и клиническая симптоматика артериальной гипертензии
1.3 Осложнения при артериальной гипертензии
1.4. Диагностика артериальной гипертензии
1.5 Особенности профилактики артериальной гипертензии
1.6 Роль ЛФК при гипертонической болезни
1.7 Значение массажа при гипертонической болезни
1.8 Участие медицинской сестры в ЛФК и массаже при гипертонической болезни
• определяет медицинские, психологические, духовные, социальные, в том числе бытовые, проблемы пациента;
• выявляет и оценивает факторы риска для здоровья пациента и членов его семьи, консультирует по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
• диагностирует нарушение основных потребностей пациента при гипертонической болезни и помогает врачу строить программы реабилитационного ухода по лечебно-физической культуре и массажа на основе диагностических, корригирующих и информационно обучающих методик в соответствии с указаниями врача;
• готовит пациента к реабилитационным мероприятиям, оказывает помощь врачу при их проведении;
• выполняет предусмотренные в рамках специальности реабилитационные мероприятия и сестринские манипуляции с обеспечением безопасной среды для пациента и персонала;
• осуществляет мероприятия по восстановлению адаптационных возможностей пациента с учетом его психофизиологического состояния, обучает приспособлению к условиям ограниченных возможностей, самообслуживанию и самооуходу;
• консультирует пациента и его семью по вопросам организации диетического питания, соблюдения рекомендаций лечебно-оздоровительного режима, назначаемых на период восстановления организма;
• осуществляет контроль за пациентами с гипертонической болезнью при выполнении ими рекомендаций по восстановлению нарушенных потребностей, физического и психического здоровья, социального статуса [15].
На 1-м этапе медицинской реабилитации она направлена на определение функционального дефицита и сохранных возможностей пациента, улучшение его общего физического состояния, предупреждение и организацию лечения осложнений при гипертонической болезни, выявление и коррекцию психоэмоциональных расстройств. При этом используется мобильное оборудование по ЛФК, физиотерапии, психотерапии, рефлексотерапии, логопедии.
Роль медсестры на данном этапе заключается в строгом выполнении врачебных назначений, динамическом наблюдении за психологическим и функциональным состоянием пациента, контролирует терморегуляцию, измеряет артериальное давление, обеспечивает адекватное питание и потребление жидкости.
На 2-м этапе медицинской реабилитации в реабилитационном процессе задействованы кабинеты ЛФК, медицинского массажа, психотерапии, физиотерапии, рефлексотерапии.
Роль медсестры в снижении риска травматизма заключается в организации окружающей среды, обеспечении вспомогательными средствами передвижения. Чтобы предупредить падения, следует не ограничивать круг движений, а сделать все виды деятельности пациента как можно более безопасными.
При наличии проблем дезориентации медсестра организует сопровождение пациента к местам приема процедур, информирует пациента, проводит с ним беседы.
Последний этап медицинской реабилитации – 3-й – осуществляется в амбулаторных условиях в отделениях (кабинетах) ЛФК, физиотерапии, рефлексотерапии, психотерапии, медицинской психологии, дефектологии (логопедии). Амбулаторный этап предусмотрен для пациентов, которые в повседневной жизни независимы от окружающих, у которых не нарушена способность общаться и перемещаться. Используются также такие формы амбулаторной реабилитации, как дневной стационар, а для тяжелых, плохо ходящих больных, – реабилитация на дому.
Внедрение сестринского процесса в реабилитацию пациентов – необходимое условие осуществления профессионального ухода, поскольку позволяет улучшить качество сестринской помощи и положительно влияет на качество жизни пациента, связанное со здоровьем [13].
Заключение
Таким образом, на основании изученной литературы, были рассмотрены теоретические основы гипертонической болезни.
Наиболее значимым является информация об актуальных проблемах гипертонической болезни.
Выбор темы гипертоническая болезнь для исследования обусловлена тем, что данная патология является одной из сложных проблем.
Несмотря на всеобщие усилия, АГ остается одной из наиболее значимых медицинских и социальных проблем. Последнее обстоятельство связано как с широким распространением этого заболевания, так и с тем, что повышенное давление способствует развитию важнейших сердечно — сосудистых катастроф, приводящих к высокой смертности в России (инфаркт миокарда и мозговой инсульт).
В курсовой работе было рассмотрено понятие артериальной гипертензии, вопросы этиологии, патогенеза. Подробно изучено клиническое течение данного заболевания. Рост числа пациентов с гипертонической болезнью вызывает беспокойство и требует принятия мер по профилактике и лечению этого состояния. Поскольку артериальная гипертензия связана с повышением риска сердечно-сосудистых заболеваний, жизненно важно пропагандировать эффективные вмешательства для снижения общей заболеваемости и смертности.
Хотя фармакологические методы лечения могут быть дорогостоящими и необходимыми для лечения некоторых состояний АД, по возможности следует также вносить изменения в образ жизни. Было показано, что упражнения имеют важное значение в снижении как систолического, так и диастолического АД.
Аэробные тренировки, так и тренировки с отягощениями способствуют развитию антигипертензивных реакций, хотя аэробные упражнения более подробно изучены. Особенности оптимальной интенсивности и продолжительности программы упражнений еще предстоит полностью определить, однако упражнения средней интенсивности, выполняемые в течение не менее 30 минут в большинство дней недели, по-прежнему остаются «минимальными», но эффективными рекомендациями, необходимыми для профилактики и лечения гипертонии, а также для улучшения общего состояния здоровья.
Массаж в комплексном лечении сердечно-сосудистых заболеваний направлен на нормализацию функционального состояния нервной, сосудистой системы, устранение застойных явлений и улучшение кровообращения в малых и больших кругах, активизацию обменных и трофических процессов в тканях, повышение тонуса сердечной мышцы и ее восстановительная функция способствуют развитию механизмов адаптации. Массаж устраняет застойные явления в тканях, удаляя застойную кровь из стянутой области и наполняя ее новой свежей кровью. Увеличение кровообращения может повысить внутрисосудистое давление.
Рассмотрели участие медицинской сестры в реабилитационной деятельности пациента. Медсестра играет важную роль, наблюдает за психологическим и физическим состоянием пациента, измеряет артериальное давление и контролирует терморегуляцию. Внедрение сестринского процесса в реабилитацию пациентов – необходимое условие осуществления профессионального ухода, поскольку позволяет улучшить качество сестринской помощи и положительно влияет на качество жизни пациента, связанное со здоровьем.
Библиографический список
-
Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан: Федеральный закон № 323-ФЗ: [принят Государственной думой 01 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 09 ноября 2011 года]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 05.03.2023); -
Клинические рекомендации. Артериальная гипертензия у взрослых. [утвержден Минздравом России 2020г.] - URL: https://diseases.medelement.com/disease/артериальная-гипертензия-у-взрослых-кр-рф-2020/16525 (дата обращения: 05.03.2023); -
Артериальная гипертензия: учеб. пособие/ В.В.Мадаев ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра факультетской терапии. – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 50c.; -
Атеросклероз, гипертоническая болезнь/ В.В. Свистунов, А.Е. Макарова, М.В. Воронцова. ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2018. – 70 с.; -
Джанаева В.С. Влияние упражнений лечебной физической культуры при гипертонической болезни // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uprazhneniy-lechebnoy-fizicheskoy-kultury-pri-gipertonicheskoy-bolezni (дата обращения: 05.03.2023); -
Зотин В.В. Лечебная и адаптивная физическая культура» / В.В. Зотин, А.И. Иванова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы поиски, решения». - Томск, 2016.; -
Чирин А.С. Артериальная гипертензия как социально-значимая проблема современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. № 1. - С. 85.;
-
Балицкая О.П. Методика определения оценки качества жизни больных на артериальную гипертензию / Балицкая О.П., Артемчук М.А., Коваль А.И. // Национальная Ассоциация Ученых. - 2016. - № 9 (25). - С. 49-51.; -
Ананьева О.В. Гипертония. Лучшие методы лечения. - М.: Вектор, 2016. – 128 с.; -
Денека, И.Э. Резистентная артериальная гипертензия: эпидемиология и факторы риска / Денека И.Э., Светанкова А.А., Родионов А.В. // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. - 2016. - Т. 12. № 4. - С. 459-464.; -
Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. — М.: КНОРУС, 2016. — 680 с.; -
Фролова Е.В. Артериальная гипертензия // Российский семейный врач. - 2016. - Т. 20, № 2. - С. 1-18.; -
Хечумян А.Ф. Современные аспекты медицинской реабилитации / А.Ф. Хечумян // Современные вопросы биомедицины. — 2017. — Т. 1. — № 1 (1). ; -
Хорошева, Т.А. Лечебная физическая культура и массаж: электронное учебно-методическое пособие / Т.А. Хорошева, А.В. Рева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021; -
Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2019. № 6.
Приложение А
Примерные комплексы упражнений при гипертонической болезни
Комплекс 1. Режим щадящий
И. п. – сидя.
1. Ходьба 20–40 с.
2. Руки вверх – вдох, вниз – выдох. 4–6 раз.
3. И. п. – руки на поясе. Медленно отводить плечи и локти назад – вдох, прогнуть спину. И. п. – выдох. 4–6 раз.
4. И. п. – руки на поясе. Выпрямлять поочередно ноги, не отрывая пяток от пола. 5–8 раз.
5. Медленно, на вдохе, сгибать руки, отводя локти в стороны. И. п. – выдох. 5–7 раз.
6. И. п. – ладони на бедрах. Медленно, на вдохе, делать поворот влево, левую руку в сторону. И. п. – выдох. 2–5 раз.
7. И. п. – ноги вперед, руки на поясе. Разводить ноги врозь, скользя по полу. 5–8 раз. Дыхание свободное.
8. Поднимание рук в стороны – вдох. И. п. – выдох. 5–7 раз.
9. И. п. – ноги расставлены, руки на бедрах. Наклон вперед – выдох. И. п. – вдох. 4–6 раз.
10. Встать со стула – вдох, одной рукой опереться о стол. И. п. – выдох. 5–6 раз.
11. Медленно, на вдохе, отвести руки назад. И. п. – выдох. 4–6 раз.
12. Отдых сидя 2–3 мин.
Комплекс 2. Режим полупостельный
И. п. – сидя на стуле.
Руки в стороны – вдох, и. п. – выдох. 4–5 раз.
1. И. п. – то же, руки на плечах, локти в стороны. Вращение рук в плечевых суставах в разные стороны. 12–16 раз. Дыхание произвольное.
2. И. п. – сидя на стуле, ноги выпрямлены вперед, пятки на полу. Вращение стоп 6–8 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
3. И. п. – сидя на стуле. Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левой рукой коснуться спинки стула справа – выдох, и. п. – вдох. То же в другую сторону. По 4–6 раз в каждую сторону.
4. И. п. – то же. Правая нога выпрямлена вперед, левая согнута в коленном суставе. Смена положения ног. 8—12 раз. Дыхание произвольное.
5. И. п. – сидя на краю стула, облокотившись на спинку, ноги выпрямлены вперед, правая рука на груди, левая на животе. Диафрагмально-грудное дыхание. 3–4 раза.
6. Ходьба обычная, с высоким подниманием коленей. 1–1,5 мин.
7. И. п. – о. с. Расслабленное потряхивание мышц ног. 2–3 раза каждой ногой.
8. И. п. – то же. Поднимание на носки, руки скользят вдоль туловища к подмышечным впадинам – вдох. И. п. – выдох.
9. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Перенести тяжесть тела на одну ногу, сгибая ее в коленном суставе, одноименную руку в сторону – вдох. И. п. – выдох. 4–6 раз в каждую сторону.
10. И. п. – то же. Наклон вправо, левую руку за голову – вдох. И. п. – выдох. 4–6 раз в каждую сторону.
11. И. п. – стоя, одной рукой держась за спинку стула. Махи ногой вперед – назад с расслаблением мышц ног. 5–8 раз каждой ногой.
12. Ходьба 1–1,5 мин.
13. И. п. – лежа на спине с высоким изголовьем, правая рука на груди, левая на животе. Диафрагмально-грудное дыхание. 3 раза.
14. И. п. – лежа на спине. Согнуть ногу в коленном суставе и подтянуть колено к животу – выдох. И. п. – вдох. 8—10 раз каждой ногой.
15. И. п. – то же. Сгибание рук в локтевых суставах, с одновременным сжиманием пальцев в кулак и сгибанием стоп – вдох. И. п. – выдох. 8—12 раз.
16. И. п. – то же. Поочередное поднимание ног. 6–8 раз каждой ногой. Дыхание произвольное.
| | |