Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 528
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно Конституции, все граждане, как отмечалось, имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим методом участвовать в определении национальной политики. Запрещается создание фашистской партии.
Политические партии играют основную роль при формировании Правительства. В условиях многопартийности партии вынуждены объединяться в коалиции для того, чтобы войти в Правительство.
Политическая система характеризуется наличием двух политических сил – Христианско-демократической партии (ХДП), и Итальянской коммунистической партии (ИКП).
Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ); партия пользовалась влиянием в кооперативном движении, доминировала в центральных областях Италии. После разрушения коммунистических мифов партия в значительной мере потеряла поддержку избирателей.
ИКП прекратила свое существование и на ее основе была создана Демократическая партия левых сил (ДПЛС), взявшая вскоре курс на традиционные идеалы социал-демократии.
Итальянская социалистическая партия (ИСП) находится левее центра. Партия опирается на средние слои населения. Выступает за гражданские права населения, за свободу и социальную справедливость.
Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) занимает несколько более правые позиции, более тесно сотрудничает с ХДП.
Правее центра расположена наиболее влиятельная партия этой части политического спектра – «Вперед, Италия!». Еще правее находится образованная Северная лига, выступающая за отделение, а точнее отбрасывание слаборазвитого Юга, за передачу ресурсов страны под контроль областных правительств.
Национальная федерация зеленых выступает за охрану окружающей среды и за антиядерную политику Италии.
Конституция провозгласила: «организация профсоюзов свободна». На профсоюзы не могут возлагаться никакие обязанности, кроме регистрации в местных или центральных органах согласно нормам закона.
Действуют национальные объединения профсоюзов: Всеобщая итальянская конфедерация труда; Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов; Итальянский союз труда и др.
Действуют отраслевые объединения предпринимателей, которые объединяются во Всеобщую конфедерацию итальянской промышленности. Эта Конфедерация включает 106 территориальных объединений и 104 отраслевых союза – всего 109 тыс. фирм. Кроме того, существуют более мелкие объединения предпринимателей.
Реальным весом в политике Италии обладает католическая церковь. Согласно ст. 7 Конституции, государство и католическая церковь в отношении своего собственного устройства независимы и суверенны. Значение католической церкви подчеркивается тем обстоятельством, что 90 % населения Италии исповедуют именно эту религию.
54. Государственные органы Италии
Система государственных органов определяется парламентской формой правления и принципом разделения властей.
Важная и ответственная роль принадлежит двухпалатному Парламенту – Палате депутатов и Сенату. Они избираются сроком на пять лет.
Палаты депутатов избираются всеобщим и прямым голосованием по мажоритарно-пропорциональной системе. Число депутатов нижней палаты – 630. Активное избирательное право предоставляется с 18 лет, пассивное – с 25-летнего возраста.
Сенат – верхняя палата – избирается по областям и выражает их интересы. Всего в Италии 20 областей. Общее число избираемых сенаторов – 315. Активное избирательное право по выборам в верхнюю палату предоставляется с 25 лет, пассивное избирательное право – с 40 лет.
Каждый бывший Президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой привилегии.
Парламент широко использует такие формы контроля за деятельностью исполнительной власти как резолюция недоверия правительству, интерпелляция, право депутатского запроса.
Руководящими органами палат являются председатель и бюро конкретной палаты. Парламент и его палаты осуществляют разнообразные и ответственные законодательные, финансово-бюджетные и организационно-контрольные полномочия. Существует институт народной правотворческой инициативы.
Законы промульгируются Президентом в течение месяца со дня его утверждения. Президент избирается парламентом с участием представителей областей. Избрание производится тайным голосованием большинством в две трети голосов.
По Конституции Президент «является главой государства и представляет национальное единство». Он выполняет главным образом церемониально-представительные функции и полномочия. В отношении Парламента у него две основные прерогативы – право требовать повторного рассмотрения законопроектов и право роспуска одной или обеих палат Парламента. Президент является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны и Высшем совете магистратуры.
Правительство (Совет министров) является высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят Председатель Совета министров и министры.
Правительство должно получить доверие обеих палат парламента – Палаты депутатов и Сената.
Совет министров широко использует право законодательной инициативы в парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия парламента.
Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально – за деятельность своих ведомств.
Полномочия Председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств.
Конституционный суд рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Конституции. Он выносит решения по следующим делам: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями; обвинения, выдвинутые в соответствии с конституционными нормами против Президента Республики.
В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи.
Существуют вспомогательные государственные органы (Национальный совет экономики и труда, образуемый на корпоративной основе из экспертов, представителей профсоюзов, предпринимателей, объединений лиц свободных профессий).
55. Политико-территориальное устройство Италии
В административно-территориальном отношении Италия делится на области, провинции и коммуны. Автономная область представляет высший эшелон территориального деления. Области были созданы как ответная реакция против фашистского авторитаризма и центризма, существовавшего в Италии в прошлом веке послеее объединения. Областная автономия была одним из требований ХДС – католической партии.
Все области разделены на две категории – обычные и специальные. Специальных областей всего пять: Третино-Альто-Адидже, Валле д'Аоста, Фриули-Венеция Джулия, в которых живут национальные меньшинства, и два острова – Сицилия и Сардиния.
Полномочия областей включают организацию своих органов, своих ведомств, установление границ коммун, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи; в их ведении находится градостроительство,
туризм и гостиничное дело, охота и рыбная ловля, сельское хозяйство и леса, ремесла, городская и сельская полиция, а также другие вопросы.
Области осуществляют административную деятельность в сферах, в которых они принимают законы. Областисо специальным статусом обладают более широкими полномочиями и у них есть права, превышающие компетенцию обычных областей в специфической для каждой из них сфере.
На национальном уровне области участвуют в выборах Президента республики, обладают инициативой при проведении голосований в форме народного вето и конституционных референдумов, правом законодательной инициативы. Области создают источники права, которые распространяются на всех проживающих на их территории лиц, а также на входящие в их состав провинции и коммуны. В своих взаимоотношениях с государством области правомочны оспаривать его решения и отстаивать свою компетенцию, обращаясь в Конституционный суд. Они осуществляют опеку над провинциями и коммунами, контролируя законность их актов.
Органами областей с обычным и специальным статусом являются советы, джунты и председатели джунты. Советсо своим председателем является законодательным органом, он контролирует деятельность исполнительной власти. Джунта – исполнительный орган. Председатель джунты представляет область во внешних сношениях, промульгирует законы, издаваемые советом, и принимаемые им регламенты.
Средствами контроля со стороны совета за исполнительными Органами области являются вопросы, интерпелляции, резолюции Порицания, следственные комиссии.
Административными единицами являются провинции и коммуны. Они имеют выборные органы (советы) и органы исполнительной власти (джунты и мэр).
Провинции икоммуны обладают самостоятельностью в решении конкретных вопросов, отнесенных к их компетенции.
Области делегируют свои полномочия в сфере межкоммунальных отношений (сельское хозяйство, защита окружающей среды, водные и энергетические ресурсы, санитарная служба, дорожное строительство и транспорт и др.).
На коммуны возложены функции так называемого «прямого регулирования». Это: внутрикоммунальные территориальные разграничения, социальное обеспечение, здравоохранение, градостроительство, землепользование, включая создание местных индустриальных зон.