Файл: Отчет о прохождении практики ф. И. О. обучающегося Куликова Юлия Васильевна.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План должен отражать цели будущей деятельности, систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели, конкретные формы работы по решению основных воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Реальность выполнения плана обусловливается определением сроков реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены, а также ответственных за выполнение конкретных дел.
План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.
В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:
– принципы педагогического моделирования;
– принципы воспитательной работы в лагере.
К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:
· системности;
· конкретности;
· оптимальности;
· диалога;
· индивидуальности;
· научности;
· непрерывности.
Принципы воспитательной работы:
· добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
· системность в организации деятельности отряда;
· личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
· сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
· диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
· создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.
Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.
Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:
· направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
· прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;
· координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
· контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;
· воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.
По мнению М.П. Кулаченко, плане вожатого должен отвечать следующим требованиям:
- направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа на формирование качеств личности);
- учет возрастных особенностей, интересов и поотребностей детей;
- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
- посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников (по видам деятельности, по срокам).
Вся практическая работа по составлению плана проходит в несколько этапов:
1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана.
При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.
2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов.
Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:
· моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;
· определяем приоритетный вид совместной деятельности;
· продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде
3 этап. Коллективное планирование.
В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники.
Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела.
План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления
4 этап. Оформление документа – плана работы.
При планировании воспитательной деятельности вожатый наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.
В пособии Л.В. Воронковой предложены следующие формы планов:
· Характеристика отряда.
· Цель и задачи воспитательной деятельности.
· Содержание жизнедеятельности отряда.
· Индивидуальная работа с воспитанниками.
· Работа с родителями.
· Анализ воспитательной работы в отряде.
10. Техники, способствующие адаптации детей к условиям временного детского объединения.
Детские психологи советуют: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребёнка и его разочарование санаторной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдёт несколько дней, и ребёнок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой».
Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к санаторию, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с персоналом. Чем быстрее ребёнок найдёт себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдёт адаптационный период. Как правило, уже на второй – третий день ребёнок перестаёт жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в санатории.
Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к санаторию желательно, чтобы ребёнок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.
Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребёнка, тем легче ему будет в санатории.
Заботливые родители могут подготовить ребёнка к санаторию, привить ему те навыки, которые помогут быстрее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребёнка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребёнка, который отправляется в санаторий впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок дня и правила жизни в санатории и подробно рассказать о них ребёнку, чтобы он хорошо представлял себе, куда едет. Не желательно отправлять ребёнка в санаторий, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.
Перед поездкой родителям следует поговорить с ребёнком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребёнка, что даже будучи далеко от дома, он не окажется брошенным, у него всё равно будет защита и опора – это персонал санатория.
Очень важно, чтобы родители объяснили ребёнку, что в любой ситуации он может обратиться к персоналу санатория за помощью или советом.
Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребёнку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на её покупку, чтобы ребёнок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребёнок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой. Ребёнок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому поводу, даже самому незначительному. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад. Частые звонки родителей не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребёнка, который по несколько раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».
В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребёнка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт, как со сверстниками ,так и с воспитателями, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствуют себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в коллектив в санаторную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь. Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявлять инициативу, поэтому в первые дни, пока воспитатель знакомится со своими подопечными и отряд начинает сплачиваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Воспитателям требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в санаторную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период у них может длиться 5-7 дней. Если ваш ребёнок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в санаторий вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.
Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко.
Адаптация – естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слёзные просьбы ребёнка забрать его из санатория. Напротив, надо расспросить ребёнка о том, что именно не нравится в санатории, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к воспитателю, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдёт новых друзей, в общем, следует настроить ребёнка на хороший отдых и лечение. Ни в коем случае не обещайте забрать ребёнка из санатория, если не готовы сделать это. Если ребёнок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с воспитателем и попросить прояснить ситуацию, можно по