Файл: Отчет о прохождении практики ф. И. О. обучающегося Куликова Юлия Васильевна.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы, чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и меж предметные связи.
Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.
Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированной, единства её составляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.
Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. к. они всегда условны и относительны.
7. Права и обязанности ребенка в организациях отдыха и оздоровления
Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
1. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:
по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
2. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана:
создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 16.10.2019 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 16.10.2019 N 336-ФЗ)
3. Общественный контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере защиты прав детей на отдых и оздоровление.
4. Обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети "Интернет". Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей. Законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также иные положения, дополняющие гарантии права граждан на обращение, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(п. 4 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 85-ФЗ)
8. Определение базовых национальных ценностей
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
ФГОС. 18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
9. Направления деятельности вожатого в организациях отдыха и оздоровления.
Организационный период вожатый должен решить следующие задачи:
· Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
· Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.
· Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.
· Сформировать органы самоупраления.
· Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.
· Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.
· Подготовить отряд к открытию лагерной смены.
Содержание деятельности вожатого в организационный период:
· заезд детей;
· знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;
· выработка плана жизнедеятельности в отряде;
· выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;
· Формирование органов самоуправления;
· планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере;
· благоустройство жилых помещений и территории отряда;
· подготовка к открытию лагерной смены.
Среди примерных организационных форм работы можно назвать: сбор отряда «Давайте познакомимся», тест-игра «Рейтинг», экскурсия по лагерю, операция «Уют», круглый стол «Хочу, могу и надо», оформление отрядного уголка и выпуск газеты, диспут «Мой верный и надежный друг», сбор отряда (определение задач на смену, выбор актива, план работы), вечерние «огоньки».
Планирование воспитательной работы в отряде
Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. Анализ отчетной документации студентов-практикантов позволил выявить, что планирование воспитательной работы вызывает большие сложности. За составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.
Исходными данными для планирования (по М.П. Кулаченко):
– государственные и местные нормативно-правовые документы по организации летнего отдыха воспитанников;
– приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в соответствии с методическими рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха;
– календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе, лагере;
– режим дня и традиции оздоровительного лагеря;
– информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);
– природно-погодные условия, в которых будет реализовываться задуманное;
– модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;
– опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал вожатого.
План воспитательной работы – это:
· основа деятельности отряда;
· конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы отряда;
· содержательные ориентиры деятельности вожатого, определяющий порядок, объем и временные границы его деятельности.
План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. Он служит средством повышения качества воспитательной работы отрядного вожатого, поэтому план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию.
Вожатый в соответствии с планом оказывает определенную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим и социальным здоровьем, с эффективностью в общении.
Вместе с тем план работы в деятельности отрядного вожатого является нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной работы в отряде.