Файл: Практическое задание 3, Модуль Нейропсихологическое сопровождение школьного обучения Преподаватель Штанько Ульяна Вячеславовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1093

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)

Дисциплина: Нейропсихологические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми школьного возраста, имеющими нарушения различного генеза

Практическое задание 3, Модуль 3. Нейропсихологическое сопровождение школьного обучения


Выполнил:

Преподаватель:

Штанько Ульяна Вячеславовна

г. Москва – 2022

Задание 1. Прочитайте описания нейропсихологических особенностей детей, обучающихся во втором классе общеобразовательной школы. Исходя из приведенных характеристик, предположите, как можно оптимальным образом рассадить учащихся в классе (учитывая, что расположение парт в классе менять нельзя), заполните таблицу.

Список учащихся:

1. Маша М. Правополушарный, ПЛЛ, визуал, синдром функциональной несформированности левой височной доли. – 3 ряд, средние парты

2. Сережа С. Правополушарный, ПАА, визуал, оптическая дисграфия и дислексия. – 3 ряд, первые парты

3. Андрей Г. Левополушарный, ППП, аудиал, без нарушений, круглый отличник. – 1 ряд, средние парты

4. Соня Т. Левополушарный, АПЛ, ведущая модальность не установлена, синдром функциональной несформированности мозолистого тела. – 1 ряд, первые парты

5. Костя И. Правополушарный, ЛАА, кинестетик, СДВГ по гиперактивно-импульсивному типу. – 3 ряд, последние парты







Классная доска







1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

1-е парты

Соня Т.




Сережа С.

Средние парты

Андрей Г.




Маша М.

Последние парты







Костя И.





Задание 2. Выберите одного ребенка, описанного в задании 1. Опишите примерное содержание нейропсихологического сопровождения данного ребенка, придерживаясь следующей схемы:

Андрей Г. Левополушарный, ППП, аудиал, без нарушений, круглый отличник.

1. Нейропсихологические коррекционные занятия (форма/ы занятий, основные направления работы с примерами игр и упражнений).

Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина.

Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств.

Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.

Психофизиологические возможности учащихся

Признаки

Левополушарные учащиеся

1. Пространственная организация

Рабочая полусфера – правая

2. Цветовая организация

Темная доска, светлый мел

3. Условия необходимые для успешной учебной деятельности

Технология. Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке

4. Формирование мотивации

Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании

5. Интеллект

Вербальный, логический, теоретический

6. Деятельность

Приверженность к теории. Чувство времени

7. Речь

Синтаксис. Семантика. Смысл и структура речи

8. Эмоции

Интравертированность. Положительные эмоции (радость, чувство наслаждения, счастья)

9. Память

Произвольная, знаковая, слуховая

10. Мышление

Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное. Хитсайт

11. Коммуникативность

Ориентация на свое тело

12. Творчество

Ноты. Технология. Структура. Инструменты

13. Профессии

Человек-машина, человек-знак

Восприятие материала

Дискретное. Смысловая сторона речи

Переработка информации

Медленная, последовательная

Самоконтроль

Высокий самоконтроль речи и изложения материала

Характерные ошибки

Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных другими. Падежные окончания

Методы проверки

Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)




Признаки




Аудиалы

Используемые слова

Слушать, звуки, ритм, подробные речи и т. д.

Движения

На уровне груди

Речь

Голос средний, речь монотонная

Общая Характеристика

Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается на шум. Предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки. Обучается слушая. Хорошо читает новые слова. Разговорчивый. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Шевелит губами, проговаривая слова при чтении

Занятие. Формирование пространственных представлений

Комбинированное, индивидуальное занятие.

Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

Задачи: 1. Нормализовать состояние психических процессов;

2. развить представление о «схеме тела»;

3. развить внимание;

Оборудование: лист бумаги, карандаши, маленькая игрушка.

Литература:

1.  Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2.  Семенович А.В. «Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей». – М.: Генезис. 2004.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.

 Ход занятия:

1. Организационный этап. Приветствие ребенка. Разговор о настроении ребенка, о событиях, которые произошли за неделю.

2. Проверка домашнего задания. Психолог спрашивает у родителя (законного представителя) ребенка о возможных трудностях, связанных с выполнением упражнений.

3. Этап получения новых знаний: ребенку предлагается инструкция выполнения упражнений. В случае необходимости, психолог может сам показать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Комплекс дыхательных и глазодвигательных упражнений. Ползания (приложения 4, 6, 7).

4. Совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на регуляцию собственной психической деятельности ребенка. Игра: «Запретное движение»: психолог показывает ребенку ряд движений, одно из которых повторять нельзя. Графические диктанты разного уровня сложности. При затруднении у ребенка пространственных координат право-лево, ведущая рука ребенка маркируется красной ниточкой.


5. Игровая часть. Игра: «Найди спрятанную игрушку». Психолог прячет маленькую игрушку, ребенок ищет ее глазами, находит и МОЛЧА несет на заранее определенное место.

6. Завершение занятия. Сообщение информации о домашнем задании. Занятие. Расширение возможностей зрительно-предметной памяти

Комбинированное, индивидуальное занятие.

Цель: Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной регуляции деятельности.

Задачи: 1. Развить зрительно-предметную память;                

2. развить двигательную память;

3. научить видеть конечный результат выполняемой деятельности.

Оборудование: теннисные или резиновые мячи, различные предметы, кубики Никитина.

Литература:

1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.

3. Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 г.

Ход занятия:

1. Организационный этап. Приветствие ребенка. Разговор о настроении ребенка, о событиях, которые произошли за неделю.

2. Проверка домашнего задания. Психолог спрашивает у родителя (законного представителя) ребенка о возможных трудностях, связанных с выполнением упражнений.

3. Повторение пройденного материала. Комплекс упражнений с мячом (приложение 5).

4. Закрепление полученных знаний. Упражнения на развитие зрительно-предметной памяти: Ребенку предлагается закрыть глаза, психолог выкладывает на стол различные предметы (7-10 предметов). За тем психолог просит посмотреть на стол и запомнить, как расположены предметы на столе в течение 20 секунд. После этого ребенок отворачивается и называет те предметы, которые он запомнил. Можно усложнить упражнение, убрав со стола несколько предметов, и попросить ребенка сказать, что изменилось. 

5. Актуализация и проверка знаний. Собирание кубиков Никитина по образцу, повторение образца по памяти.

6. Завершение занятия. Сообщение информации о домашнем задании. Домашнее задание предлагается родителю (законному представителю) ребенка. Задание объясняется, так как оно включает в себя обязательное выполнение комплекса глазодвигательных и дыхательных упражнений.


2. Консультирование педагогов (составить рекомендации для классного руководителя на тему организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Левое полушарие осуществляет переработку информации логически, последовательно. Необходимо использовать логический способ рассуждений – это умение, постепенно развивающееся с детства. Дети учатся высказывать суждения, делать умозаключения, используя вначале конкретные примеры, а затем переходя к абстрактному мышлению.

ü    Прием «Классификация». Задание помогает учащимся понять, что предметы можно классифицировать по нескольким характеристикам (цвету, форме, размерам и др.).

ü    Прием «Решение проблем». Проблемное обучение тесно связано с левополушарным, поскольку решение проблемы включает логический анализ информации, имеющийся в распоряжении учащихся и касающийся данной проблемы, а также анализ полученной информации. Сделать такое обучение притягательным для учащихся можно только в том случае, если оно мотивировано и будет обладать личностной значимостью для ученика. Часто для решения проблемы учащиеся проводят исследования. Проводя опыты и эксперименты, анализирую добытую информации логически рассуждая, учащиеся находят решение поставленной проблемы.

Сочетание разных видов обучения.

Виды обучения – физико-сенсорный, правополушарный, левополушарный, эмоциональный и др. – это теоретические, искусственные категории. Необходимо использовать комбинации видов обучения. Для этого используются разнообразные интересные методы обучения: мозговая атака, сетка, синектика, латеральное мышление и др.

ü    Прием «Мозговая атака». Она означает свободное выражение идей по определенной проблеме. Это процесс, цель которого выработать выбор возможностей, альтернатив. Во время мозговой атаки учащиеся должны воздерживаться от критики и оценивания какого-то ни было предложения. Мозговая атака это один из методов решения проблем, который учащиеся могут использовать в будущем.