Файл: Практическое задание 3, Модуль Нейропсихологическое сопровождение школьного обучения Преподаватель Штанько Ульяна Вячеславовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1093
Скачиваний: 67
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)
Дисциплина: Нейропсихологические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми школьного возраста, имеющими нарушения различного генеза
Практическое задание 3, Модуль 3. Нейропсихологическое сопровождение школьного обучения
Выполнил:
Преподаватель:
Штанько Ульяна Вячеславовна
г. Москва – 2022
Задание 1. Прочитайте описания нейропсихологических особенностей детей, обучающихся во втором классе общеобразовательной школы. Исходя из приведенных характеристик, предположите, как можно оптимальным образом рассадить учащихся в классе (учитывая, что расположение парт в классе менять нельзя), заполните таблицу.
Список учащихся:
1. Маша М. Правополушарный, ПЛЛ, визуал, синдром функциональной несформированности левой височной доли. – 3 ряд, средние парты
2. Сережа С. Правополушарный, ПАА, визуал, оптическая дисграфия и дислексия. – 3 ряд, первые парты
3. Андрей Г. Левополушарный, ППП, аудиал, без нарушений, круглый отличник. – 1 ряд, средние парты
4. Соня Т. Левополушарный, АПЛ, ведущая модальность не установлена, синдром функциональной несформированности мозолистого тела. – 1 ряд, первые парты
5. Костя И. Правополушарный, ЛАА, кинестетик, СДВГ по гиперактивно-импульсивному типу. – 3 ряд, последние парты
| | Классная доска | |
| 1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
1-е парты | Соня Т. | | Сережа С. |
Средние парты | Андрей Г. | | Маша М. |
Последние парты | | | Костя И. |
Задание 2. Выберите одного ребенка, описанного в задании 1. Опишите примерное содержание нейропсихологического сопровождения данного ребенка, придерживаясь следующей схемы:
Андрей Г. Левополушарный, ППП, аудиал, без нарушений, круглый отличник.
1. Нейропсихологические коррекционные занятия (форма/ы занятий, основные направления работы с примерами игр и упражнений).
Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина.
Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств.
Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.
Психофизиологические возможности учащихся
Признаки | Левополушарные учащиеся |
1. Пространственная организация | Рабочая полусфера – правая |
2. Цветовая организация | Темная доска, светлый мел |
3. Условия необходимые для успешной учебной деятельности | Технология. Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке |
4. Формирование мотивации | Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании |
5. Интеллект | Вербальный, логический, теоретический |
6. Деятельность | Приверженность к теории. Чувство времени |
7. Речь | Синтаксис. Семантика. Смысл и структура речи |
8. Эмоции | Интравертированность. Положительные эмоции (радость, чувство наслаждения, счастья) |
9. Память | Произвольная, знаковая, слуховая |
10. Мышление | Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное. Хитсайт |
11. Коммуникативность | Ориентация на свое тело |
12. Творчество | Ноты. Технология. Структура. Инструменты |
13. Профессии | Человек-машина, человек-знак |
Восприятие материала | Дискретное. Смысловая сторона речи |
Переработка информации | Медленная, последовательная |
Самоконтроль | Высокий самоконтроль речи и изложения материала |
Характерные ошибки | Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных другими. Падежные окончания |
Методы проверки | Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа) |
Признаки | |
Аудиалы | |
Используемые слова | Слушать, звуки, ритм, подробные речи и т. д. |
Движения | На уровне груди |
Речь | Голос средний, речь монотонная |
Общая Характеристика | Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается на шум. Предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки. Обучается слушая. Хорошо читает новые слова. Разговорчивый. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Шевелит губами, проговаривая слова при чтении |
Занятие. Формирование пространственных представлений
Комбинированное, индивидуальное занятие.
Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Задачи: 1. Нормализовать состояние психических процессов;
2. развить представление о «схеме тела»;
3. развить внимание;
Оборудование: лист бумаги, карандаши, маленькая игрушка.
Литература:
1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Семенович А.В. «Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей». – М.: Генезис. 2004.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы, Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2001.
Ход занятия:
1. Организационный этап. Приветствие ребенка. Разговор о настроении ребенка, о событиях, которые произошли за неделю.
2. Проверка домашнего задания. Психолог спрашивает у родителя (законного представителя) ребенка о возможных трудностях, связанных с выполнением упражнений.
3. Этап получения новых знаний: ребенку предлагается инструкция выполнения упражнений. В случае необходимости, психолог может сам показать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Комплекс дыхательных и глазодвигательных упражнений. Ползания (приложения 4, 6, 7).
4. Совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на регуляцию собственной психической деятельности ребенка. Игра: «Запретное движение»: психолог показывает ребенку ряд движений, одно из которых повторять нельзя. Графические диктанты разного уровня сложности. При затруднении у ребенка пространственных координат право-лево, ведущая рука ребенка маркируется красной ниточкой.
5. Игровая часть. Игра: «Найди спрятанную игрушку». Психолог прячет маленькую игрушку, ребенок ищет ее глазами, находит и МОЛЧА несет на заранее определенное место.
6. Завершение занятия. Сообщение информации о домашнем задании. Занятие. Расширение возможностей зрительно-предметной памяти
Комбинированное, индивидуальное занятие.
Цель: Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной регуляции деятельности.
Задачи: 1. Развить зрительно-предметную память;
2. развить двигательную память;
3. научить видеть конечный результат выполняемой деятельности.
Оборудование: теннисные или резиновые мячи, различные предметы, кубики Никитина.
Литература:
1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000.
3. Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002 г.
Ход занятия:
1. Организационный этап. Приветствие ребенка. Разговор о настроении ребенка, о событиях, которые произошли за неделю.
2. Проверка домашнего задания. Психолог спрашивает у родителя (законного представителя) ребенка о возможных трудностях, связанных с выполнением упражнений.
3. Повторение пройденного материала. Комплекс упражнений с мячом (приложение 5).
4. Закрепление полученных знаний. Упражнения на развитие зрительно-предметной памяти: Ребенку предлагается закрыть глаза, психолог выкладывает на стол различные предметы (7-10 предметов). За тем психолог просит посмотреть на стол и запомнить, как расположены предметы на столе в течение 20 секунд. После этого ребенок отворачивается и называет те предметы, которые он запомнил. Можно усложнить упражнение, убрав со стола несколько предметов, и попросить ребенка сказать, что изменилось.
5. Актуализация и проверка знаний. Собирание кубиков Никитина по образцу, повторение образца по памяти.
6. Завершение занятия. Сообщение информации о домашнем задании. Домашнее задание предлагается родителю (законному представителю) ребенка. Задание объясняется, так как оно включает в себя обязательное выполнение комплекса глазодвигательных и дыхательных упражнений.
2. Консультирование педагогов (составить рекомендации для классного руководителя на тему организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Левое полушарие осуществляет переработку информации логически, последовательно. Необходимо использовать логический способ рассуждений – это умение, постепенно развивающееся с детства. Дети учатся высказывать суждения, делать умозаключения, используя вначале конкретные примеры, а затем переходя к абстрактному мышлению.
ü Прием «Классификация». Задание помогает учащимся понять, что предметы можно классифицировать по нескольким характеристикам (цвету, форме, размерам и др.).
ü Прием «Решение проблем». Проблемное обучение тесно связано с левополушарным, поскольку решение проблемы включает логический анализ информации, имеющийся в распоряжении учащихся и касающийся данной проблемы, а также анализ полученной информации. Сделать такое обучение притягательным для учащихся можно только в том случае, если оно мотивировано и будет обладать личностной значимостью для ученика. Часто для решения проблемы учащиеся проводят исследования. Проводя опыты и эксперименты, анализирую добытую информации логически рассуждая, учащиеся находят решение поставленной проблемы.
Сочетание разных видов обучения.
Виды обучения – физико-сенсорный, правополушарный, левополушарный, эмоциональный и др. – это теоретические, искусственные категории. Необходимо использовать комбинации видов обучения. Для этого используются разнообразные интересные методы обучения: мозговая атака, сетка, синектика, латеральное мышление и др.
ü Прием «Мозговая атака». Она означает свободное выражение идей по определенной проблеме. Это процесс, цель которого выработать выбор возможностей, альтернатив. Во время мозговой атаки учащиеся должны воздерживаться от критики и оценивания какого-то ни было предложения. Мозговая атака это один из методов решения проблем, который учащиеся могут использовать в будущем.