Файл: Практическое задание 3, Модуль Нейропсихологическое сопровождение школьного обучения Преподаватель Штанько Ульяна Вячеславовна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1094
Скачиваний: 67
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ü Прием «Сетка». Эта форма мозговой атаки предназначена на нахождение связей между отдельными положениями. Ядро сети – установление связей. При построении сети проблему записывают в центре листа бумаги и проводят ответвления во все стороны, где записывают сеть проблем исходящих из исходной.
ü Прием «Синектика». Это процесс использования в рассуждениях метафор, аналогий, чтобы незнакомое сделать знакомым. При использовании данного приема у учащихся развивается умение создавать свои собственные связующие метафоры и аналогии.
ü Прием «Латеральное мышление». Такое мышление связано с инсайтом, творчеством, юмором. В его основе лежит перестройка информации, отход от жестких образцов, установленных практикой. Этот прием помогает ученикам создавать новые идеи, выделять и решать проблемы, изучать научные концепции. Такое мышление позволяет научиться мыслить гибко, разрушать старые схемы.
Эмоциональное обучение.
Холистический подход считает развитие эмоций учеников таким же важным, как и способность решать проблемы, логически думать и внимательно наблюдать. Эмоциональный компонент обучения можно включать в каждый урок, задавая тот или иной эмоциональный вопрос.
ü Прием «Дилемма». Это ситуация, которая требует выбора альтернатив. Умение перебирать варианты, видеть и выбирать альтернативу необходимо для формирования творческой личности. Чтобы помочь ученикам справиться с дилеммой предлагаются ведомости ценностей. Они содержат описание дилеммы и вопросы для учащихся. Учащиеся знакомятся с ведомостью ценностей, обсуждают ее, отвечают на вопросы.
ü Прием «Занятие позиций». Есть проблемы в жизни и в науке, которые могут вызвать глубокие чувства. Но ученики не могут проанализировать и выразить свою позицию. В данном приеме учащиеся отмечают крайние позиции по обсуждаемой теме, и дать им возможность объяснить эти позиции.
3. Консультирование родителей (составить рекомендации для родителей на тему учета индивидуальных особенностей ребенка в семейном воспитании).
В нейрокоррекционные занятия входят несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность:
-
дыхательные (концентрация на дыхании не только помогает научиться расслабляться и успокаиваться, но и тренирует способность сосредотачивать внимание на других, более важных, вещах); -
глазодвигательные (улучшают кровообращение, тренируют глазные мышцы и способствуют снятию напряжения с глаз); -
упражнения на развитие артикуляционного аппарата (так как речь — это одна из высших психических функций, то воздействие на артикуляционный аппарат активизирует развитие других психических функций — мышления, внимания, воображения, памяти); -
упражнения на развитие межполушарной асимметрии головного мозга (межполушарная асимметрия — различия между ведущими функциями левого и правого полушарий мозга, МА отвечает за проявление высокого интеллекта); -
упражнения на развитие мелкой моторики (оказывают положительное воздействие на развитие речи, логики и работу левого полушария); -
массаж (помогает снять напряжение и тонус); -
релаксация, снятие мышечного напряжения (данные упражнения помогают устранить мышечные зажимы; они будут полезны и взрослым тоже).
Также в нейрокоррекции могут применяться методы арт- и музыкотерапии. Поэтому ее можно использовать просто как прием в работе с «трудными» детьми (особенно с теми, у кого наблюдаются поведенческие нарушения).
Заниматься полностью дома обычно можно после закрепления первых результатов. В любом случае, врач даст необходимые рекомендации. Торопиться в вопросах здоровья своего ребенка не стоит.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Следует знать, что у данного метода есть противопоказания. Нейрокоррекцию нельзя использовать при эпилепсии (особенно осложненных формах), при некоторых психических заболеваниях (шизофрения, биполярное расстройство личности). Также важно проконсультироваться с врачом, если у ребенка диагностировали астму и сердечную недостаточность.
Теперь рассмотрим комплекс упражнений. Можете сначала испробовать их на себе.
-
Вакуум (дыхательное). Лежа на спине, сделайте глубокий вдох, при этом живот должен надуться. Задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем медленно выдыхайте воздух. Повторите упражнение не больше 3 раз. -
Ветер (дыхательное). Сделайте губы трубочкой и медленно выпускайте струю воздуха, а затем создайте ей препятствие из пальца или ладони. Концентрируйтесь на получившемся звуке. Струю попеременно усиливайте, а скорость движения руки увеличивайте. -
Моем голову (массаж). Имитируйте движения, которые вы используете при нанесении шампуня. Массируйте области лба, затылка, макушки, ушей, шеи, височную область. -
Хождение по камушкам (массаж). Разложите фасоль или нут на коврике и медленно пройдитесь по импровизированной гальке. Выполняйте 1 минуту. -
Змея (растяжка). Лягте на живот, обопритесь при этом на ладони, голову опустите вниз. Затем медленно выпрямляйте руки и поднимайте при этом голову, спину прогибайте. Вернитесь в исходную позицию и повторите снова. -
Злая кошка (растяжка, релаксация). Стоя на четвереньках, изобразите кошку, которая злится (спину выгните дугой). Потом вернитесь в исходную позицию и изобразите кошку, которая потягивается после сна: руки вытяните вперед и положите ладони на пол, таз отведите назад и потянитесь. -
Тренажер для глаз (глазодвигательные). Используйте картинку, где изображены стрелки движения: вперед, назад, по кругу, вверх, вниз. Не поворачивайте голову! Следить за стрелками можно только глазами. -
Подъем-счет (развитие межполушарного взаимодействия). Поднимайте правую руку и левую ногу медленно на счет пять, т. е. с каждым счетом вы все выше и выше. Повторите то же самое с левой рукой и правой ногой. -
Ползем к цели (развитие асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия). Нужно поставить в одном конце комнаты предмет, затем лечь на живот и ползти к предмету по-пластунски, чередуя ноги и руки. -
Шаг (развитие асимметрии мозга). Делаете шаг правой ногой и хлопок правой рукой по левому плечу, затем наоборот – шаг левой, хлопок левой рукой по правому плечу. Постепенно увеличивайте темп.
Форма описания коррекционной работы и составления рекомендаций свободная.
Общие требования к рекомендациям для родителей:
1. Доступный для понимания язык рекомендаций, учитывающий особенности родителей ребенка (уровень образования, «включенность» в тему нейропсихологической коррекции).
2. Практикоориентированность. Постарайтесь избегать общих формулировок. Приведите конкретные приемы работы с ребенком, игры и упражнения для проведения в домашних условиях.
3. Рекомендации должны касаться ТОЛЬКО нейропсихологической коррекции. Не нужно прописывать рекомендации по медикаментозному лечению, возможно указание необходимости обратиться к профильному специалисту.