Файл: Цель формирование умений определять цели и задачи урока, планировать его с учетом учебного предмета, возраста и класса умений оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 стадия. Предельное свертывание выполнения операций: учащиеся выполняют все операции в свернутом плане, предельно быстро, без проговаривания, т. е. они овладевают вычислительным навыком. Это достигается в результате выполнения достаточного числа тренировочных упражнений.

В случае затруднения при выполнении арифметических действий учитель должен вернуться к любому из этапов формирования навыка, к любой форме, любой стадии с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Задание 5.Выполните сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам (УМК по выбору). Результаты сравнения оформите в виде таблицы 4.



Таблица 4. – Сравнительный анализ обучения табличному сложению и вычитанию по различным вариативным программам





1   2   3   4


Задание 6. Разработайте три ситуации с интересными сюжетами на все виды предметных действий, которые можно использовать для формирования у учащихся представлений о смысле сложения и вычитания.
ОТВЕТ: для разъяснения действия сложения используются предмет­ные, вербальные, графические и символические модели, между которыми устанав­ливается соответствие.

1. Например, детям предлагается картинка, на которой Миша и Маша запускают рыбок в один аквариум, и дается задание: «Расскажи, что делают Миша и Маша». Организуя деятельность учащихся с этой картинкой, педагог ориентируется на такую последовательность в работе: дети разглядывают картинку, которая служит предметной моделью. Выполняют задание, выражая свои наблюдения в словах (вербальная мо­дель, соответствующая картинке)

Ответы учеников обычно выглядят так: «Запускают рыбок в один аквариум; за­пускают рыбок вместе в аквариум, объединяют рыбок; Миша запускает в аквари­ум 2 рыбок, Маша - 3». Ответы могут быть разными, важно, чтобы класс обратил внимание на то, сколько рыбок запускает в аквариум Миша, а сколько Маша, и что рыбки Миши и Маши объединяются вместе в одном аквариуме. Затем учитель обращает внимание первоклассников на записи под картин­ками (это числовые выражения) и предлагает им найти ту запись, которая, по их мнению, подойдет к картинке. Анализируя выражения и ориентируясь на числа, имеющиеся в них, дети находят подходящие (2+3 и 3+2).

Выясняется, чем похожи эти выражения (в каждом два числа и знак «+») и как можно прочитать их по-разному (2 плюс 3, к двум прибавить три, сложить числа 2 и 3). Дети упражняются в чтении выражений.

Помимо выражений к рассматриваемой картинке можно поставить в соот­ветствие определенное число. (Об этом ученики также могут догадаться, пересчи­тав предметы на ней.)

В результате проведенной работы дети записывают равенства, а также знако­мятся с названиями результата сложения и его компонентов.

После этого числовые равенства интерпретируются на числовом луче.



Можно условно выделить три вида ситуаций, связанных с операцией объеди­нения:

а) составление одного предметного множества из двух данных: такая ситуация рассмотрена выше;

б) увеличение данного предметного множества на несколько предметов. Указанием к выполнению предметных действий в этом случае может стать за­дание: «Покажи ...».

Например, учитель предлагает задание: «У Коли было 4 марки. Ему подарили еще 2. Покажи, сколько марок стало у Коли».

Дети выкладывают 4 марки (круга, квадрата, треугольника) и движением руки показывают, сколько марок было у Коли. Затем добавляют 2 марки. И движением руки показывают, сколько марок стало у Коли. Далее выясняется, как можно запи­сать выполненное предметное действие математическими знаками, используя для этой цели цифры, знаки «плюс» и «равно» (4+2=6). Целесообразно уже на этом эта­пе употреблять термины «выражение» и «равенство».

Ситуации вида б) фактически можно свести к ситуациям вида а), рассматривая марки, которые были у Коли, как одно предметное множество, а марки, которые ему подарили, как другое предметное множество.

Для разъяснения смысла сложения можно также опираться на представления детей о соотношении целого и его частей. В данной ситуации все марки Коли (це­лое) будут состоять из двух частей: марки, которые у него «были», и марки, которые ему «подарили».

Обозначая части их числовыми значениями, дети получают выражение (4+2), или целое, значение которого равно 6 (4+2=6).

в) увеличение на несколько предметов множества, равночисленного дан­ному:

В этом случае деятельность учащихся можно так же, как при увеличении данного множества предметов, организовать с помощью задания «Покажи...»

Например: «На одной тарелке 5 яблок, а на другой на 3 яблока больше. Покажи, сколько яблок на второй тарелке».

В процессе выполнения предметных действий, соответствующих ситуаци­ям вида в), у школьников формируется понятие «больше на...» («увеличить на...»), представления о котором связаны с построением совокупности, равночисленной данной («взять столько же»), и ее увеличением на несколько предметов («и еще»), то есть объединяются совокупности «столько же» и «еще».


Задание 1. Формирование у уча­щихся представлений о смысле действия сложения.

А) С дерева сначала улетели 5 синиц, затем еще 3. Покажи, сколько синиц уле­тело с дерева.

Б) Маша съела утром 3 яблока, вечером еще 2. Покажи, сколько всего яблок съе­ла Маша.

В) У Коли было 4 марки, у Пети — на две марки больше. Покажи, сколько марок у Пети.

Г) С одного дерева улетели 5 синиц, с другого на 3 больше. Покажи, сколько си­ниц улетело со второго дерева.

Д) У Коли было 4 марки, у Пети — 2. Покажи, сколько марок было у них вместе.

Е) В гараже стояли грузовые и легковые машины. После того как З грузовые ма­шины уехали, осталось 4 легковых. Покажи, сколько всего машин стояло в гараже.

Задание 2 . Усвоение смысла действия сложения.

Рассмотрим конкретный пример: «У Маши было шесть шаров. Два она пода­рила Тане. Покажи шары, которые у нее остались». Дети рисуют 6 шаров, зачерки­вают 2 из них и показывают движением руки те шары, которые остались у Маши.

Для разъяснения смысла вычитания, так же как и сложения, можно использо­вать представления детей о соотношении целого и части. В этом случае шары, кото­рые были у Маши («целое»), состоят из двух частей: «шары, которые она подарила» и «шары, которые у нее остались».Часть всегда меньше целого, поэтому нахождение части связано с вычитани­ем. Обозначая целое и части их числовыми значениями, дети получают выражение (6-2) или равенство (6-2=4).

Задание 3. Ситуация для формирования представлений о смысле вычитания.

- В гараже стояло шесть машин. После того, как несколько машин выехало, осталось 2. Покажи, сколько машин выехало из гаража.

- Зайчику дали 5 морковок. Две он съел. Покажи, сколько морковок осталось у зайчика.

- В одной вазе 6 апельсинов, в другой на 2 меньше. Покажи, сколько апельси­нов во второй вазе.

- В одной коробке 10 карандашей, в другой 6. Покажи, на сколько карандашей в одной коробке больше (меньше), чем в другой.
Задания по теме 4.3 Методика формирования навыка устных внетабличных вычислений

Цель: формирование умений анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям задачам; умений оценивать результаты деятельности обучающихся.




Задание 7. Познакомьтесь с фрагментом урока математики.





Этап урока




Деятельность учителя и учеников




1.Устный счёт. Целеполагание.




1. Ребята, к нам на урок прилетел наш помощник. Попугай Прошка. Он очень хочет научиться летать. Давайте ему поможем? Для этого решим примеры устно.

10 + 30 = , 50 + 10 = , 50 + 50 =

2. Птички хотят поселиться в эти домики, для этого мы решим примеры и узнаем какой птичке какой домик принадлежит.

24+50 = 74

,96+4= 100

,46+40= 86

,20+14= 34

,30-7=?

8+61=69.

Домик какой птички лишний, почему (во всех сложение, а тут вычитание.) вы уже решали такие выражения? Вам легко было решить его? Тогда какую задачу мы можем поставить сегодня на урок? (научиться решать примеры такого вида). И тема нашего урока, приём вычисления 30-7. Чтобы научиться этому приёму мы отправимся в путешествие и побываем в очень интересном месте. А где!? Вы узнаете, когда выполните несколько очень интересных заданий.

Что слышите?

Но перед началом путешествия нужно немного расслабиться. Закройте глаза (звучат голоса птиц).

- А вот и цель нашего путешествия - «Птичий остров». Здесь живут разные птицы, но очень много попугаев.




2.Открытие новых знаний.




- Давайте прогуляемся по острову, познакомимся с его обитателями. А вот и первый очень грустный волнистый попугайчик. В домашних условиях эти попугайчики живут около 15 лет. Практически это самые маленькие пернатые среди попугаев: длина тела не превышает 18-20 см. Величиной волнистый попугайнемного больше наших воробьев, но из-за длинного хвоста, кажется длиннее.

Он мне сказал, что учится во 2 классе птичьей школыи ему задали решить примеры вида 30 – 7, а он не смог и получил двойку. Ребята, давайте поможем ему решить.

Учитель птичьей школы дала попугайчику такое выражение.

а) 30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23

Объясните нашему другу, как решался этот пример.

Итак, в числе 30 – 3 десятка. Для того, чтобы решать примеры такого вида нужно обязательно раскладывать уменьшаемое на сумму двух чисел, одно из которых будет 10. Из 30 – 7, необходимо число 30 разложить на сумму чисел 20 и 10:

Давайте поможем попугайчику решить еще примеры такого вида

б) 50 – 6 = (40+10)-6=40+(10 -6)=40+4= 44 в) 70 – 4 = (60 + 10) – 4 = 60 + (10 - 4) = 60 + 6 = 66 ,

Удобна ли эта запись? Как мы можем её сократить?

90 – 3, 100 – 9 – учащиеся у доски объясняют, выполняют запись, записывают в тетрадь.

г) 50 –7, 30 – 8 – самостоятельно, проверка.

- Посмотрите, наш друг повеселел, спешит в школу сдать выполненную работу, отпускаем его!?

Пусть летит (физкультминутка для глаз)