Файл: липецкий государственный педагогический университет имени п. П. Семеноватяншанского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П.П. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО»
Институт филологии
Кафедра русского языка и литературы
Фролова Елизавета Геннадьевна
«Александр Вампилов на телеэкране»
(проектная работа)
выполнена в рамках изучения курса по выбору
«Литература и кино»
Направление подготовки
44.03.05 − Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Профиль подготовки
Филологическое образование и дополнительное
образование (в области медиаобразования)
Год набора
2017
| Научный руководитель: Стюфляева Н. В. |
Липецк 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..…....3
Биография А.В. Вампилова……...................................…………………...…..4
Творчество…….………………………………………...…………………...…..6
Многоактные пьесы………………………………………………………….....8
Прощание в июне……………………………………………………..….8
Старший сын………………………………………………………...….12
Утиная охота………………………………………………………..….15
Одноактные пьесы…………………………………………………………..…16
Заключение………………………………………………………………….…..19
Список литературы………………………………………………………....….21
Введение
Александр Вампилов родился в 1937 году. Год этот в нашей памяти остался как время трудное, неоднозначное, полное противоречий. С одной стороны – грандиозный исторический поворот, укрепление советской власти, люди полны коммунистического вдохновения, стремятся вперёд и верят. С другой стороны – это год репрессий и страха, который управлял жизнью. Может быть, именно условия такой яркой противоречивости стали причиной появления на свет в 1937 году сразу нескольких десятков ярчайших в будущем талантов, которых в расцвет их творческой деятельности назовут шестидесятниками. Белла Ахмадуллина, Эдуард Успенский, Андрей Битов, Валентин Распутин, Александр Вампилов. Поколение прозаиков, драматургов и поэтов, писавших в шестидесятые, замкнуло цепь развития всей русской литературы воедино.
Неслучайно, наверно, что именно в 1937 году учеными была отмечена небывалая солнечная активность. В этом же году праздновали столетний юбилей со дня гибели великого поэта Александра Пушкина. В честь него и был назван Вампилов.
Биография
Вампилов Александр Валентинович – советский драматург, сценарист. Родился 19 августа 1937 года в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей.
Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик, а до этого три года — в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Хотя часто местом рождения А. В. Вампилова называют посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово. Считал своей малой родиной село Аларь. Отец — Валентин Никитич Вампилов (1898—1938) — бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Мать — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906—1992), оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.
Детские и юношеские годы прошли в родном доме. В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры. Позже, в 1955 году, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А. Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, А. В. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки». Пока он работал в газете «Советская молодёжь», он публиковал свои рассказы.
В 1960 году женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 году развелся с ней. В 1963 году женился на Ольге Ивановской. В 1966 году у них родилась дочь Елена.
В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссёрами (А.Т. Твардовским и В.С. Розовым и др., О.Н. Ефремовым и Г.А. Товстоноговым и др.).
После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединённые под общим названием «Провинциальные анекдоты»).
Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей А. В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.
17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов погиб — лодка с ним перевернулась у берега Байкала, он поплыл к берегу и умер в воде, вероятно, от переохлаждения. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места смерти на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.
Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник — камень с автографом.
Творчество
Первый рассказ Вампилова — тогда студента третьего курса — «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин)1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.
В 1962 году Вампилов написал одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно. Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр — Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так, в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в восьми театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.
В 1965 году Александр Вампилов написал комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург закончил пьесу «Утиная охота». В её сценической судьбе решающую роль сыграл министр культуры Латвийской ССР В.И. Каупуж: пьесу, запрещённую к постановке в Москве, впервые поставили в латышском переводе на сцене Латвийского Национального театра в Риге. Потом пьесу взял к постановке Рижский театр русской драмы, а за ним и московские театры.
В 1968 году Вампилов написал одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединённая с пьесой «Двадцать минут с ангелом», образует пьесу «Провинциальные анекдоты».
В 1971 году Вампилов завершил работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
При жизни не был по достоинству оценен современниками. По словам актёра Николая Чиндяйкина, «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали».
Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.
За время литературной работы Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п. Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, иврит, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.
Многоактные пьесы
«Прощание в июне» — комедия в двух действиях Александра Вампилова, написанная в 1964 году. С этой многоактной пьесы, по мнению исследователей, Вампилов «начинается как драматург». Впервые была опубликована в журналах «Ангара» (№ 1 за 1966 год) и «Театр» (№ 8 за 1966 год).
Первая постановка спектакля «Прощание в июне» состоялась в 1966 году в Клайпедском драматическом театре (режиссёр Вадим Допкюнас). По словам литературоведа Елены Гушанской, фабула пьесы была подсказана драматургу самой жизнью. Будучи студентом-филологом, Вампилов написал едкую эпиграмму на ректора вуза, которая быстро стала популярной. Спустя некоторое время в одной из общежитских комнат, куда нередко захаживал Вампилов, были найдены пустые бутылки. Автору сатирических стихов грозило исключение, и если бы не вмешательство факультетской общественности, его уход из Иркутского университета оказался бы неизбежным.
Первоначально комедия называлась «Ярмарка». Точное количество её вариантов неизвестно — в разных театрах сохранилось множество редакций пьесы с авторской правкой. Так, иркутский товарищ драматурга Алексей Симуков утверждает, что ему известно о 17 вариантах. Вампилов менял коллизию, добавлял и удалял персонажей. К примеру, в одной из ранних версий сюжет построен вокруг конфликта Колесова с музыкантом Шафранским, требовавшим с героя выкуп за травмированную руку.
В письме заведующей литературной частью Московского театра имени Ермоловой Елене Якушкиной, датированном 1970 годом, Вампилов сообщал, что переработал пьесу «процентов на 75». Менялись и названия: «Ночь в июне», «Свидание в предместье», «Середина лета», «Прощание в июне». В итоге была признана та редакция пьесы, которая уже после смерти Вампилова вошла в сборник «Избранное», выпущенный в 1975 году издательством «Искусство».
Первое знакомство с пьесой создаёт впечатление, что в ней рассказывается о любви и предательстве. Однако в предисловии к сборнику «Вампилов. Избранное» (1975) театральный критик Александр Демидов писал, что «не следует переоценивать масштабы любви героев и искать в пьесе тему предательства чувства, драматического заблуждения, роковой ошибки. <…> О любви героев в строгом смысле слова в пьесе нет и речи».
С этой точкой зрения согласна и Елена Гушанская, которая в книге «Вампилов. Очерк творчества» (1990) утверждает, что «к моменту расплаты за своё мелкое хулиганство, явившееся, впрочем, последней каплей в застарелом конфликте героя с ректором, Колесов не только не успел полюбить Таню, но даже навряд ли успел разглядеть её как следует. Образ темы — история любви Колесова и Тани — и её, так сказать, реальное, конкретное воплощение не совпадают. Любви Колесова и Тани в пьесе попросту почти нет, хотя, казалось бы, пьеса посвящена именно ей». Литературовед Ирина Канунникова, отметив кольцевую композицию и притчевый характер пьесы, подчёркивает, что Колесов предаёт не Таню, а свои собственные убеждения: «В финале он рвёт злополучный диплом, за который так дорого заплатил. Спасёт ли это разрушенные отношения, вернёт ли душевный покой и былую уверенность в своих силах? Этот вопрос Вампилов оставляет открытым».