Файл: липецкий государственный педагогический университет имени п. П. Семеноватяншанского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Борис Сушков в книге «Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе» (1989) обозначает основные идеи комедии — это «консервативный конформизм „отцов“ и разбойничья „беззаконность“ молодости». Внутренний же конфликт связан с тем девизом, который провозглашён Профессором из пьесы Карела Чапека «Разбойник»: «Молодость нужно сломить!»
Репников, по мнению литературоведа, в своё время прошёл тот же путь, недаром он в разговоре с Колесовым признаётся: «У нас с вами есть нечто общее… Когда я рвался в науку с таким же нетерпением, со мной случилось нечто подобное».
В момент откровенности Золотуев рассказывает Колесову историю о мяснике, которому довелось столкнуться с неподкупным ревизором: тот отказался от взятки и отправил «грешника» за решётку. Спустя годы мясник решил разбогатеть, принести ревизору 20 тысяч рублей и заставить в ответ произнести одну фразу: зря я человека посадил.
Этот монолог Золотуева, поведавшего на самом деле о собственной житейской драме, необходим для того, чтобы «подвести действие комедии к сверхидее». Речь идёт об искушении, о «мефистофельской сделке»: «Твердость убеждения Золотуева заразила Колесова — и состоялась сделка студента и ректора, и молодой человек, не имеющий собственных убеждений, готов начать бесчестную жизнь. Именно после исповеди Золотуева о взяточничестве, о том, что каждый человек — товар, к Николаю Колесову приходит Репников».
В 1965 году, по воспоминаниям писателя Вячеслава Шугаева, состоялось знакомство Вампилова с Алексеем Арбузовым, который прочитал пьесу «Ярмарка» и хорошо о ней отозвался. Однако никаких рекомендаций от именитого драматурга в столичные театры не последовало.
За пьесу пыталась хлопотать Елена Якушкина, но главный режиссёр театра имени Ермоловой отказался от комедии под предлогом, что «это не для нашего театра». В письме Вампилову Якушкина также сообщает, что она лично разговаривала с Анатолием Эфросом, возглавлявшим в ту пору театр Ленинского комсомола, и тот обещал ознакомиться с пьесой.
Наконец, в 1966 году главный режиссёр Клайпедского драматического театра Повилас Гайдис рискнул взять комедию. Это стало сигналом для других трупп, и через четыре года «Прощание в июне» шло уже в восьми театрах страны.
Первая московская постановка «Прощания в июне» состоялась в 1971 году на сцене драматического театра имени Станиславского. Приглашённый режиссёр Александр Товстоногов доверил роль Колесова Эммануилу Виторгану, который, по утверждению Елены Гушанской, «был идеально полным воплощением социального героя, олицетворением сильного, упорного, целеустремленного человека». Однако Вампилова выбор режиссёра не устроил. В письме Елене Якушкиной он сообщил: «Я стал настаивать на замене или назначении второго исполнителя». В результате Колесова сыграл другой актёр – Василий Бочкарев.
Спектакль «Прощание в июне» поставлен по одноименной пьесе Александра Вампилова и исполняется в основном молодыми актерами, весело, задорно и легко. При минимуме декораций им удалось очень точно передать атмосферу 60-х годов. Получилась очень добрая и жизненная постановка с открытым концом, поэтому после окончания спектакля по дороге к метро я слышала бурные обсуждения и различные варианты дальнейшего развития событий от зрителей, которые были в зале вместе с нами. Основные темы спектакля извечны. Этот спектакль о любви и о необходимости выбора между любовью и карьерой, о взаимопонимании и умении уступить в нужный момент, о непростых взаимоотношении отцов и детей, о естественном желании родителей защитить своих детей и выбрать для них лучшее и о нежелании детьми того, чтобы за них решали их судьбу, о первых самостоятельных решениях, радостях и разочарованиях, ссорах и примирениях. Все играют замечательно, но особенно хотелось бы выделить старшее поколение – актеров, сыгравших роли Репникова и Золотуева. Созданные ими образы показались мне наиболее яркими и убедительными.
Другой многоактной пьесой является «Старший сын».
«Старший сын» — комедия в двух действиях Александра Вампилова, написанная в 1967 году. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название — «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Андрей Григорьевич — полковник в отставке, Эмма — его дочь, Вася — его сын, десятиклассник, Забродин — студент на каникулах, Кемеровская — машинистка, Чистяков — инженер.
Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин — студент на каникулах, физик (22 года), босяк и нонконформист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов — настройщик (старше 50 лет), добряк, жизнелюб, всё понял и всё простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова — девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и так далее. Грета Комаровская — женщина, которая ждёт случая, секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов — инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков — инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.
Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».
В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.
Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:
«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он всё время тяготится этим обманом, и не только потому, что — Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата — центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным»
Премьера состоялась 18 ноября 1969 года в Иркутском драматическом театре, режиссёр В. Симоновский. В создании спектакля участвовал и сам драматург Александр Вампилов.
Существует устойчивое выражение «книга лучше». Выражение вполне обоснованное, так как книга наиболее точно раскрывает характеры героев, описывает обстановку, скрупулёзно объясняет каждую деталь и сюжетную линию. Фильм, если речь идёт о полном метре, ограничен временными рамками, и постановщик вынужден резать книгу в угоду правилам большого кино. Подобные ножницы дают разный результат, всё зависит от мастерства режущего, но в любом случае как бы хороша экранизация не была, звучат голоса о несоответствиях, упущенных нюансах, обрезанных линиях. С пьесами дела обстоят проще, собственно пьеса и есть готовый сценарий, подогнанный под живого зрителя, а значит, и резать ничего не надо. Хотя и здесь без упрёков трудно обойтись. «Старший сын» редкий случай, когда фильм лучше книги/пьесы, и мне кажется, что даже от чувства противоречия спорить с этим утверждение никто не будет.
Молодые ребята Владимир Бусыгин (Николай Караченцов) и «Сильва» (Михаил Боярский), неудачно проводили девушек, в результате чего опоздали на последнюю электричку. Места незнакомые
, на улице осень, и перед парнями встаёт насущный вопрос, где переночевать. Естественно никто не хочет пускать двух незнакомцев и тогда в ход идёт жестокая и в то же время судьбоносная затея. Выбор пал на пожилого музыканта Сарафанова (Евгений Леонов) и его детей. Пьеса Александра Вампилова, кроме захватывающей завязки, не заключает между строк ничего особенного, после прочтения вы не схватитесь за голову, вскрикнув, о боже, это гениально. Хорошая история, поданная грамотным литературным языком, причём в некоторых моментах пьесы заметна попытка нагромождения автором лишних сцен для придания проседающему сюжету ускользающего нерва. Например, сцена с попыткой Нины и Бусыгина поцеловаться. У Вампилова этот момент подан довольно топорно, совсем другое дело Мельников. У маэстро режиссёрских наук, сцена на кухне одновременно интимна и целомудренна, отсутствует и намёк на близость, тем не менее за нейтральным разговором чувствуется взаимное притяжение Нины и Бусыгина. Герои сходят со страниц, проникновенность истории во многом достигнута за счёт фантастически точного подбора актёров. И раз в основу положена пьеса, то и фильм превращён в спектакль, в котором напрочь отсутствует всё лишнее, действие происходит в одной квартире, даже скорее в двух комнатах. Всё внимание сконцентрировано на нескольких персонажах, остальные люди подчёркнуто безлики.
«Старший сын» жемчужина отечественного и мирового кинематографа, причём жемчужина особо редкой формы и значения. Достаточно прикоснуться к ней, чувствуешь, как твой собственный культурный уровень незаметно повышается. Я очень рад, тому, что массовый зритель в полной мере смог прикоснуться к этой жемчужине, о чём свидетельствуют высокие оценки на киноресурсах и общий тон отзывов. И это при том, что фильм Виталия Мельникова не частый гость на телеэкранах. Как известно если жемчуг перестают носить он «умирает», и чтобы такого не произошло, жизненно необходимо как можно чаще демонстрировать наши великие фильмы. Это пойдёт на пользу, как самим фильмам, так и нам зрителям, особенно молодым.
«Утиная охота» — пьеса Александра Вампилова, написанная летом 1967 года. Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.
«Утиная охота» впервые была опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает. Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.
Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак), и его служащие обвинили автора в клевете. В 1972 году, уже после смерти Вампилова, Марк Сергеев попытался издать однотомник произведений писателя. Директор Восточно-Сибирского издательства, куда была передана рукопись, соглашался печатать, но — без «Утиной охоты». Сергеев забрал рукопись и передал её в московское издательство «Искусство» — и в 1975 году сборник «Избранное» А. Вампилова вышел в свет вместе с крамольной пьесой.
По пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Театр «Мастерская», реж. Г. Козлов.
Зилов – герой, о котором написано множество статей и поставлено множество спектаклей. Человек, о котором сказаны тысячи слов. Он перед нами – джинсы, кеды, спрятанные руки в карманах. Такой понятный и близкий, знакомый каждому из нас – простой обычный парень. Вовсе Зилов (Е. Шумейко) не «простой» и вовсе не «обычный». Может, мы его особенным и не назовем, но сам герой уверен, что способен на многое и «силы необъятные» у него в душе есть. И вот, мечтавший с детства стать футболистом «номер 1» Зилов спит, а во сне видит тех, кто, в отличие от него самого, сумел угадать и выполнить «назначение высокое». Действительно, сколько великих людей было на свете: Бродский, Высоцкий, Шукшин, Брежнев, Гагарин, Пьеха. Несмотря на всю скрытую в Зилове незаурядность, проблемы у него самые обыкновенные: раздоры с женой, сложности на работе, недовольство друзьями, жизнью и собой. Почему, например, простой официант (С. Интяков) может выстрелить и попасть в цель одним только взглядом, а у Зилова это не получается? Что мешает ему, не дает достичь высот? Он вспоминает; пытается найти ответ, и всё время сильно волнуется: нервно поправляет свитер, дергает ногами, не знает, какое принять положение. Может, в вечном беспокойстве и кроется причина всех неудач Зилова.
Итак, Зилов живет в пространстве нескончаемых дождей, которые идут не только за окном, но и в его воспоминаниях. Он воссоздает в памяти события последних дней, ищет момент, когда счастье разрушилось; ищет в ссорах с женой (М. Валешная), в проблемах с начальством (А. Ведерников), с друзьями (В. Щипицын, Н. Куглянт), в мимолетной любви (Н. Шулина). Но находит в себе.