Файл: липецкий государственный педагогический университет имени п. П. Семеноватяншанского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одноактные пьесы

Дом окнами в поле — пьеса Александра Вампилова, написанная в 1963 году, обозначенная автором как комедия. Первое опубликованное драматическое произведение Вампилова. В одноактной пьесе два действующих лица, кроме того, часть реплик и пение хора доносятся из-за сцены.

Пьеса представляет собой диалог одинокой сельской жительницы Астафьевой и неженатого учителя Третьякова, приезжавшего в село, чтобы отработать в местной школе 3 года. Ему пришло время уезжать. И вот, он ходит и прощается со всеми знакомыми людьми и в конце решил зайти к Астафьевой. На протяжении всей пьесы молодые люди выясняют отношения. Хор, слышимый героями через раскрытую дверь, выводящий то деревенскую песню о диалоге влюблённых, то частушки, служит так называемой «рамкой» (то есть возникает и в начале, и в конце повествования) для действия пьесы. Сама пьеса в некоторых местах сравнивает жизнь в селе и в городе, а также затрагивает тему любви.

Произведение свидетельствует, что уже на раннем этапе творческой биографии Вампилов мог в небольшой по объёму лирической сценке, продолжая чеховскую драматургическую традицию, создать точными деталями цельное представление о персонаже со всей его предысторией, обрисовать серьёзный внутренний нравственный конфликт героя при внешне ироничном, лёгком, достоверном действии. Выбор героев и места действия характерен для писателя с его постоянным интересом к чаяниям и быту жителей российской провинции.

Е.М. Гушанская отмечает излишнюю простоту и наивность исполнения пьесы, однако указывает и на самобытность автора, проявляющуюся даже при разработке банальной, стереотипной для современной ему литературы темы. При том что основную фабулу пьесы составляет любовная игра между женщиной-лидером и охотно подчиняющимся ей мужчиной, социальные конфликты «человек и долг», «горожанин и село» неожиданно легко разрешаются настойчивостью героини, атакующей инерционные представления героя об устройстве личного будущего. Цели и ценности, предлагаемые человеку обществом, оказываются у Вампилова изменчивой, необязательной величиной.

В книге «Георгий Товстоногов репетирует и учит» приведена текстовая расшифровка разбора пьесы, выполненного Г.А. Товстоноговым, А.И. Кацманом и их студентами в 1974 году. Чуть выше Кацман даёт пьесе чёткую сравнительную характеристику
, предвосхищая её востребованность для учебных спектаклей:

Очень мало доброкачественной одноактной литературы. Пожалуй, только у Вампилова, из советских авторов, хорошая одноактовка «Дом окнами в поле».

Заключение

Пьесы Вампилова соединяют комическое и драматическое, лирику и сатиру, динамику психологически напряженного действия и объемность характеров. Это стихотворение его институтского друга:

Ах, Саня, дружище славный!

Как сердце моё щемит.

Казалось совсем недавно

Приехал я в твой Кутулик.

Тогда нам по двадцать было.

Мы пили сухое вино,

И столько весёлой силы

Давало тогда нам оно!

О многом мы говорили:

О Блоке, планиде его,

Стихи Беранже хвалили…

Сейчас и не вспомнишь всего.

“Чтоб жизнь веселей казалась,

Надо глядеть на восток.

Где солнце б нам улыбалось –

Солнца боится РОК” –

Так говорил ты в тот вечер.

Вечер второй я был в шоке.

Сижу, не смыкая глаз

Грустные мысли о РОКе

В душу вошли сейчас.

…Ты помнишь, друзей ватага

Всегда тебя окружала.

До славы осталось полшага…

Ах, Саня, ты прожил так мало!

А жизнь так зовёт и манит

Своим ласкающим взглядом.

Ах, Саня, дружище Саня!

Не сядешь ты больше рядом…

(В. Зоркин)

Друзья отзывались о нем как об очень общительном товарище и душе любой компании. С детских лет он был уверен в своем литературном жизненном пути. Он писал не только для людей, но и для родственников. Его трогательные письма доступны любому человеку, который хотел бы их прочесть.

Друзья говорят, что он любил ходить «по острию лезвия». В своих произведениях он никогда не использовал слова «социализм», «партия», «Ленин» и прочие идеологические термины.

В ноябре 1972 года Александр Вампилов был награжден премией Иркутского комсомола им. И.Уткина (посмертно). После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы ("Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

Неподалеку от места гибели на Байкальском берегу был установлен памятник драматургу. В Иркутске на доме по улице Дальневосточная, где последние годы жил Вампилов, была открыта мемориальная доска. Улица Бажова в Иркутске была переименована (в год 50-летия со дня рождения) и носит его имя. Его имя носит и библиотека в его родном поселке Кутулике. Там же открыт дом-музей А. Вампилова. С 1987 года Иркутский областной театр юного зрителя носит его имя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года проводятся фестивали «Байкальские встречи у Вампилова», и с 2001 года – Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А.В. Вампилова.



В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыбжитова.

Список литературы

  1. А. В. Вампилов: библ. указатель / сост. Э. Д. Елизарова. — Иркутск, 1989.

  2. Антипьев Н. Герой сопротивляется канонам: «Утиная охота» Александра Вампилова // Антипьев Н. Наедине с совестью. Иркутск, 1981.

  3. Гушанская Е. Александр Вампилов. Л., 1990; Сушков Б. Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., 1989.

  4. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. — М., 1990.

  5. Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда. 1989.

  6. Жизнь Александра Вампилова в событиях и датах: Биографическая хроника // Аврора. — 1987.

  7. Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова // Юность. — 1976.

  8. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. М., 2001. Книга вторая: 70-е годы.

  9. Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. 2001.

  10. Махова М.3. Феномен Александра Вампилова. М., 1999; Библ. указатель / сост. Т. Д. Жихарева. — Иркутск, 2000.

  11. Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопр. литры. — 1976.

  12. Соловьев В. Праведники и грешники А. Вампилова // Аврора. — 1975.

  13. Сушков Б. Александр Вампилов. — М., 1989.

  14. Тендитник Н. Александр Вампилов. — Новосибирск, 1979.

  15. Туровская М. И. Вампилов и его критик // Туровская М.И. Памяти текущего мгновения. М., 1987.

  16. Чеботаревская Т. Такой разный Александр Вампилов... // Лит. газ. — 1974.