Файл: Ll. Пояснительнаязаписка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути дости­жения целей, в том числе альтернативные, осо­знанно выбирать наиболее эффективные спосо­бы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобще­ния, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассу­ждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учеб­ное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индиви­дуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребно­стей, планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-коммуникационных технологий.


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.".



Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии

  • идейно-художественного содержания произведе­ния (элементы филологического анализа); владе­ние элементарной литературоведческой термино­логией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отноше­ние к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекват­ное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, свя­занные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекуль­турные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Предметные результаты, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы.
Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности композиции;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Реализация этнокультурного содержания.



урока

Тема урока

Этнокультурное содержание

Кол-во часов

7 класс. Литература

8

Пословицы и поговорки. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность.

Пословицы и поговорки удмуртского народа. Темы удмуртских пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность.


1

42

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Родная природа в стихотворениях удмуртских поэтов 19 века. (В. Романов «Младшое лето»

1

66

Японские

трехсти­шия (хок­ку)

В. Е. Владыкин. Трехстишия

1




lV.Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного курса

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

7

Древнерусская литература

3

Русская литература XVIII века

2

Русская литература XIX века

30

Русская литература XX века

20

Зарубежная литература

3

Заключительные уроки

2


Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном про­изведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость по­словиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Пря­мой и переносный смысл пословиц. Пословицы наро­дов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Устная народная проза. Преда­ния (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи (далее —P.P.).Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Мику­ла – носитель лучших человеческих качеств (трудолю­бие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киев­ского и Новгородского циклов былин. Своеобразие бы­линного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).

Карело-финский мифологический эпос. «Кале­вала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский сред­невековый героический эпос. Историческая основа сю­жета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представ­лений). Гипербола (развитие представлений). Героиче­ский эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).