Файл: Ll. Пояснительнаязаписка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


P.P Сочинение по произведениям писателей 20 века. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на про­блемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины приро­ды, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (разви­тие представлений).

Выразительное чтение.

На дорогах войны (обзор) (1ч)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др. (Для внекласс­ного чтения). Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

P.P.Устные и письменные ответы на вопросы. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравствен­но-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

P.P.Устное рецензирование выразительного чте­ния. Участие в коллективном диалоге. Устный и пись­менный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безличного отношения к окру­жающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков (2ч)

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопо­мощь и взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.


Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие по­нятий). Герой повествования (развитие понятия).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)

Стихотворения о Родине, родной природе, соб­ственном восприятии окружающего (В.Я. Брю­сов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душев­ных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприя­тии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напут­ствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (на­чальные представления).

P.P.Выразительное чтение. Участие в коллектив­ном диалоге. Устный и письменный ответ на проблем­ный вопрос.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказ «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приемы комического (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)

Расул Гамзатов

Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь при­шел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окру­жающим людям разных национальностей. Особенно­сти художественной образности аварского поэта.



Теория литературы. Мировосприятие. Лирический ге­рой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бед­ность». Представления народа о справедливости и чест­ности. Народно-поэтический характер произведения.

Джорж Гордон Байрон «Душа моя мрачна...» Ощуще­ние трагического разлада героя с жизнью, с окружаю­щим его обществом. Своеобразие романтической поэзииДж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом един­стве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.




урока

дата

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания



Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУ)

УУД

Характеристика

деятельности обучающихся

Раздел 1. Введение

1




Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема

литературы.

1

Урок «от­крытия» нового знания

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых зна­ний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой), работа в парах сильный - слабый с дидактическим материа­лом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; выразительное чтение отрывков (эмоциональный отклик и выра­жение личного отношения к про­читанному), работа в группах (со­ставление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой), проектирование дифференцированного д/з, комментирование выстав­ленных отметок

Знать: основную проблему изучения лите­ратуры в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произве­дений, изученных в 5—6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; зна­чение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные вы­сказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев

Предметные

Научиться опреде­лять основные идейно-нравственные проблемы литера­туры

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобще­ния.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе

Личностные: формирование «стартовой» моти­вации к обучению

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-7ч

2




Предания. «Воцаре­ние Ивана Грозного». Поэтическая автобиогра­фия народа

1

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к структурированию и систе­матизации изучаемого предметного содержания: с/р с литературоведческим портфолио (составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные при­знаки»), составление тезисного плана устного сообщения по теме «Предания», составление конспекта в парах сильный — слабый по теме «Специфика происхождения, форм бытования фольклора и литерату­ры», коллективное проектирование способов выполнения д/з, комментирование выстав­ленных отметок

Знать определение понятия «предание».

Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа.

Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания

Предметные

Научиться разли­чать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письмен­ной речи

Познавательные: уметь осмысленно чи­тать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять поня­тия.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование целостного, соци­ально ориентиро­ванного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

3




Предания «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

1

Урок обще­методи­ческой направ­ленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к структурированию и систе­матизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с литературоведческим портфолио (составление тезисного плана к уст­ному и письменному ответу на про­блемный вопрос), работа в парах сильный — слабый (выразительное чтение отрывков с его последующим

рецензированием по алгоритму выполнения задания при консуль­тативной помощи учителя), коллек­тивное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных отметок

Знать определение понятия «предание».

Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа.

Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания

Предметные

Научиться опреде­лять жанровое свое­образие преданий

Познавательные

осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регу­лировать свою деятельность

Коммуникативные :учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные :формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой дея­тельности

4




Понятие о былине. Собирание былин.

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы.





Урок «от­крытия» нового знания

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Жанры фольклора. Былина.

Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концов­ка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; выяснять зна­чение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Предметные

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, выразительному чте­нию и рецензирова­нию выразительного чтения былин

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной

Личностные

Формирование внутренней пози­ции школьника на основе по­ступков положи­тельного героя, формирование нравственно-эти­ческой ориента­ции, обеспечиваю­щей личностный моральный выбор

5




Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.




Урок «от­крытия» нового знания

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Знать какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести героя русского эпоса

Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)

Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин.


Предметные

Научиться владеть изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пе­ресказы былин

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и форму­лировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргумен­тировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельно­сти

Личностные

Формирование мотивации учения

6-7




Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев




Урок «от­крытия» нового знания

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых зна­ний: изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Карело-финский и фран­цузский мифологический эпос» («Калевала», «Песнь о Роланде»), составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков по плану, выра­зительное чтение отрывков эпоса с последующим его рецензирова­нием, коллективная практическая работа (характеристика героев эпоса по алгоритму выполнения задачи при консультативнойпомощиучите­ля с последующей самопроверкой), коллективное проектирование диф­ференцированного домашнего зада­ния (проект (электронный сборник) «Персонажи героического и мифоло­гического эпоса в фольклоре народов мира»

Знать роды литературы, их жанры

Понимать смысл произведений

Уметь выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе.

Предметные

Научиться находить цитатные примеры из эпоса, иллюст­рирующие понятия «героический па­фос»

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять об­щую цель и пути ее достижения

Личностные

Формирование мотивации учения

8




Пословицы и пого­ворки. Пословицы народов мира.




Урок об­щемето­дической направ­ленности

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

Знать: отличительные особенности по­словиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и погово­рок в жизни народа; общность тем посло­виц и поговорок разных народов; гумани­стический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и пого­ворки в речи

Предметные

Научиться состав­лять план устного высказывания

Познавательные: уметь устанавливать ана­логии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удержи­вать учебную задачу, планировать и регу­лировать свою деятельность.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной Личностные

Формирование этических чувств, доброжелательно­сти и эмоциональ­но-нравственной отзывчивости

Древнерусская литература-3 ч.

9




«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).




Урок об­щемето­дической направ­ленности

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Поучительный характер древнерусской литературы.

Знать: черты и основные жанры древне­русской литературы; содержание «Поуче­ния» Владимира Мономаха. Понимать: актуальность поучений Влади­мира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы. Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов

Предметные

Научиться понимать смысл произведения древнерусской лите­ратуры; применять навыки проект­ной деятельности на практике

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, назы­вать и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные:

уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные

Формирование на­выков самоанали­за и самоконтроля, готовности и спо­собности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимо­понимания

10




«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.




Урок об­щемето­дической направ­ленности

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором.

Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольк­лором. Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

Предметные

Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев.

Познавательные

Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя

Регулятивные:принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные

Формирование мотивации учения



Предметные

Научиться опреде­лять значение кар­тин быта XVI века для понимания характеров и идеи поэмы

Познавательные: осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль

Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения

Личностные

Формирование мотивации учения