ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
P.P Сочинение по произведениям писателей 20 века. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».
Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Выразительное чтение.
На дорогах войны (обзор) (1ч)
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др. (Для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
P.P.Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
P.P.Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков (2ч)
Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
P.P.Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).
P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч)
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
P.P.Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Рассказ «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приемы комического (развитие представлений).
P.P.Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)
Расул Гамзатов
Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джорж Гордон Байрон «Душа моя мрачна...» Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзииДж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.
№ урока | дата | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУ) | УУД Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Введение | |||||||
1 | | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой), работа в парах сильный - слабый с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; выразительное чтение отрывков (эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой), проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных отметок | Знать: основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5—6 классах. Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев | Предметные Научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-7ч | |||||||
2 | | Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа | 1 | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: с/р с литературоведческим портфолио (составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки»), составление тезисного плана устного сообщения по теме «Предания», составление конспекта в парах сильный — слабый по теме «Специфика происхождения, форм бытования фольклора и литературы», коллективное проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных отметок | Знать определение понятия «предание». Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа. Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания | Предметные Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
3 | | Предания «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» | 1 | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с литературоведческим портфолио (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос), работа в парах сильный — слабый (выразительное чтение отрывков с его последующим рецензированием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных отметок | Знать определение понятия «предание». Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа. Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания | Предметные Научиться определять жанровое своеобразие преданий Познавательные осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные :учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные :формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
4 | | Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы. | | Урок «открытия» нового знания | Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Жанры фольклора. Былина. | Знать: особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Предметные Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения былин Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной Личностные Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
5 | | Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | | Урок «открытия» нового знания | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. | Знать какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести героя русского эпоса Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | Предметные Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные Формирование мотивации учения |
6-7 | | Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев | | Урок «открытия» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Карело-финский и французский мифологический эпос» («Калевала», «Песнь о Роланде»), составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков по плану, выразительное чтение отрывков эпоса с последующим его рецензированием, коллективная практическая работа (характеристика героев эпоса по алгоритму выполнения задачи при консультативнойпомощиучителя с последующей самопроверкой), коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания (проект (электронный сборник) «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | Знать роды литературы, их жанры Понимать смысл произведений Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Предметные Научиться находить цитатные примеры из эпоса, иллюстрирующие понятия «героический пафос» Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения Личностные Формирование мотивации учения |
8 | | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. | | Урок общеметодической направленности | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи | Предметные Научиться составлять план устного высказывания Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной Личностные Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Древнерусская литература-3 ч. | |||||||
9 | | «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). | | Урок общеметодической направленности | Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Поучительный характер древнерусской литературы. | Знать: черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха. Понимать: актуальность поучений Владимира Мономаха; значение летописи в развитии литературы; гуманистический пафос древнерусской литературы. Уметь: выразительно читать текст (на древнерусском языке и в переводе), определять его основную мысль; выяснять значение незнакомых слов | Предметные Научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы; применять навыки проектной деятельности на практике Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
10 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | | Урок общеметодической направленности | Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. | Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольклором. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи | Предметные Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. Познавательные Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя Регулятивные:принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные Формирование мотивации учения |
Предметные
Научиться определять значение картин быта XVI века для понимания характеров и идеи поэмы
Познавательные: осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль
Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения
Личностные
Формирование мотивации учения