Файл: Пручай Анна Анатольевна Содержание рабочая программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплекснаяпсихолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, это обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, а также принципы коррекционной педагогики:
-
принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития); -
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; -
принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта; -
деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности, стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка; -
принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
-
Положительное отношение к школе. -
Принятие социальной роли ученика. -
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. -
Способность к оценке своей учебной деятельности. -
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. -
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. -
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. -
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. -
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
-
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. -
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. -
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. -
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей. -
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
-
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике. -
Использовать элементы причинно-следственного анализа; -
Исследование несложных реальных связей и зависимостей; -
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; -
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; -
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
-
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; -
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. -
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. -
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
Способы отслеживания и контроль
Для отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы рекомендуется использовать следующие диагностические методики:
№п/п | Автор | Название методики | Функция исследования |
1 | Филипс | Тест школьной тревожности | Тревожность |
2 | Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) | Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся | Адаптация/дезадаптация 5 класс |
3 | Фетискин Н.П. | Диагностика структуры учебной мотивации школьника | Учебная мотивация |
4 | Дембо-Рубинштейн | Методика самооценки и уровня притязаний | самооценка |
5 | Дж. Морено | Социометрия | Диагностика эмоциональных связей и взаимных симпатий в группе |
6 | Федоренко Л.Г. | Как определить состояние психологического климата в классе | Психологический климат в классе |
7 | С. Дейллингер | Психогеометрический тест | Особенности личности |
8 | Г. Шмишек- К. Леонгард | Выявление акцентуации подростков | Акцентуации характера |
9 | В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика | Краткий ориентировочный тест (КОТ) | Интеллектуальные способности (анализ, обобщение, грамотность) |
10 | Айзенк Г. | Диагностика психических состояний | Состояние личности |
11 | А. Басса – А. Дарки | Опросник состояния агрессивности | Виды агрессии |
12 | Составитель Добрынина С.В. | Экспресс-методика для определения реальных учебных возможностей | УУД |
13 | Дж. Голланд | Профориентационный тест | Профессиональный тип личности |
14 | В.В. Синявский, В.А. Федорошин | Оценка коммуникативных и организаторских склонностей | Личностные качества |
15 | Реан А.А. (модификация) | Мотивация успеха и избегания неудач | Мотивация достижений |
16 | И.Н. Голомшток | Карта интересов | Познавательные интересы |
17 | Айзенк Г. | Личностный опросник «Тест на темперамент» | Темперамент |
18 | Лири Т. | Диагностика межличностных отношений | Межличностные отношения |
19 | Климов Е.А. | ДДО | Определение предпочтительных типов профессии |
20 | А.Я. Варга, В.В. Столин | Тест – опросник родительского отношения | Социальная установка по отношению к детям, тип воспитания |
6. Содержание коррекционного курса
Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 5 класс
Курс направлен на проведение адаптационных занятий к началу обучения на уровне основного общего образования, развитие и коррекцию познавательной сферы, развитие эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР подросткового возраста, формирование благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе, развитие навыков саморегуляции в учебной деятельности.
Психологические занятия способствуют развитию личности подростка, гармонизации его взаимоотношений с социумом, развитию коммуникативных и социальных компетенций.
Структура программы.
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Диагностика | 1 час |
2. | Введение в мир психологии | 1 час |
3. | Я - это Я | 9 часов |
4. | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | 6 часов |
5. | Я и мой внутренний мир | 3 часа |
6. | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 4 часа |
7. | Я и Ты | 6 часов |
8. | Мы начинаем меняться | 4 часа |
9. | Обобщение. | 1 час |
Программа составляет 35 часов в год, занятия по программе проводятся 1 час в неделю. Продолжительность занятия один учебный час.