Файл: Пручай Анна Анатольевна Содержание рабочая программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплекснаяпсихолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, это обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, а также принципы коррекционной педагогики:

  1. принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);

  2. принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  3. принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;

  4. деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности, стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;

  5. принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.

5. Ожидаемые результаты реализации программы


Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

  • Положительное отношение к школе.

  • Принятие социальной роли ученика.

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  • Способность к оценке своей учебной деятельности.

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  • Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  • Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:

  • Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.

  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

  • Использовать элементы причинно-следственного анализа;

  • Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.


Коммуникативные УУД:

  • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Предметные результаты определяются совместно с учителем:

- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;

- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.

Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
Способы отслеживания и контроль

Для отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы рекомендуется использовать следующие диагностические методики:

№п/п

Автор

Название методики

Функция исследования

1

Филипс

Тест школьной тревожности

Тревожность

2

Э. М. Александровская, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)


Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

Адаптация/дезадаптация 5 класс

3

Фетискин Н.П.

Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Учебная мотивация

4

Дембо-Рубинштейн

Методика самооценки и уровня притязаний

самооценка

5

Дж. Морено

Социометрия

Диагностика эмоциональных связей и взаимных симпатий в группе

6

Федоренко Л.Г.

Как определить состояние психологического климата в классе

Психологический климат в классе

7

С. Дейллингер

Психогеометрический тест

Особенности личности

8

Г. Шмишек-

К. Леонгард

Выявление акцентуации подростков

Акцентуации характера

9

В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика

Краткий ориентировочный тест (КОТ)

Интеллектуальные способности (анализ, обобщение, грамотность)

10

Айзенк Г.

Диагностика психических состояний

Состояние личности

11

А. Басса – А. Дарки

Опросник состояния агрессивности

Виды агрессии

12

Составитель Добрынина С.В.

Экспресс-методика для определения реальных учебных возможностей

УУД

13

Дж. Голланд

Профориентационный тест

Профессиональный тип личности

14

В.В. Синявский, В.А. Федорошин

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

Личностные качества

15

Реан А.А. (модификация)

Мотивация успеха и избегания неудач

Мотивация достижений

16

И.Н. Голомшток

Карта интересов

Познавательные интересы

17

Айзенк Г.

Личностный опросник «Тест на темперамент»

Темперамент

18

Лири Т.

Диагностика межличностных отношений

Межличностные отношения

19

Климов Е.А.

ДДО

Определение предпочтительных типов профессии

20

А.Я. Варга, В.В. Столин

Тест – опросник родительского отношения

Социальная установка по отношению к детям, тип воспитания





6. Содержание коррекционного курса

Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 5 класс


Курс направлен на проведение адаптационных занятий к началу обучения на уровне основного общего образования, развитие и коррекцию познавательной сферы, развитие эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР подросткового возраста, формирование благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе, развитие навыков саморегуляции в учебной деятельности.

Психологические занятия способствуют развитию личности подростка, гармонизации его взаимоотношений с социумом, развитию коммуникативных и социальных компетенций.

Структура программы.

№ темы

Название темы

Количество часов

1.

Диагностика

1 час

2.

Введение в мир психологии

1 час

3.

Я - это Я

9 часов

4.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

6 часов

5.

Я и мой внутренний мир

3 часа

6.

Кто в ответе за мой внутренний мир?

4 часа

7.

Я и Ты

6 часов

8.

Мы начинаем меняться

4 часа

9.

Обобщение.

1 час


Программа составляет 35 часов в год, занятия по программе проводятся 1 час в неделю. Продолжительность занятия один учебный час.