Файл: Программа по истории России для 6 класса ( к умк н. М. Арсентьева, А. А. Данилов и др.) Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: условие жизни и быта людей в средневековье; их потребностей, интересов, мотивов действий; восприятие мира, ценностей; жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.
Обучающиеся осваивают следующие основные знания.
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности ( 5 час )
Появление и расселение человека на территории современной России. Древние стоянки, родовой строй, орудия труда.
Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья, в эллинистическую эпоху. Восточная Европа и евразийские степи в середине Iтысячелетия н.э. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат, Тюркский каганат, ВеликаяБулгария, Скифское царство. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу Iтыс.н.э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение словян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Основные понятия: первобытно-общинный строй, родоплеменная и соседская общины, племя, союз племен, микролит, неолитическая революция,, кочевой и оседлый образ жизни, ремесленники, разделение труда, присваивающее и производящее хозяйства, эксплуатация, государство, народ (народность), переложная система земледелия, двуполье, трехполье, язычество, идол, вече, народное ополчение, колонизация, индоевропейские народы, славяне, балты.
Глава II. Русь в IX– первой половине XIIв. (10 час)
Происхождение народа русь. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Формирование княжеской власти. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые князья Древнерусского государства. Перенос столицы в Киев.
Внутренняя и внешняя политика первых князей, социально-экономический строй Древнерусского государства. Реформы княгини Ольги. Формирование территории Древнерусского государства. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир IСвятой. Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и правления. Внутриполитическое развитие. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы, любеческий съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Православная церковь и ее роль в жизни общества. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками.
Особенности культуры Руси, ее специфика и достижения. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, былины и др.). Деревянное и каменное зодчество. Художественное ремесло, фрески, мозаика. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и образ жизни разных слоев населения Руси. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства.
Основные понятия: князь, дружина, полюдье, урок, погост, гривна, династический брак, наместник политика, усобица, боярин, вотчина, духовенство, епископ, закуп, люди, митрополит, монастырь, общество, резиденция, рядович, смерд, житие, былина, летопись, миниатюра, граффити, мозаика, фреска, патриотизм, самобытность.
Глава III. Русь в серединеXII – началеXIIIв.( 4 час )
Эпоха политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси. Причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Идея единства Руси. Развитие русской культуры. Международные связи русских земель, отношения с кочевниками.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Особенности княжеской власти в различных землях Руси. Ростово-Суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Рост и расцвет городов.
Новгородская республика: территория, политические особенности, категории населения, занятия новгородцев, культура.
Южная и Юго-Западная Русь: территория княжеств, особенности правления, занятия населения, культура.
Основные понятия: удел, политическая раздробленность, архитектурный ансамбль, аскетизм, артель, посадник, тысяцкий, республика.
Глава IV. Русские земли в середине XIII – XIVв. ( 11 час )
Возникновение Монгольской империи. Чингисхан и его завоевательные походы. Влияние Монгольской империи на развитие народов Евразии. Первые столкновения русских князей с монголами – Битва на Калке. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу, их последствия.
Северо-Западная Русь. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Невская битва и Ледовое побоище. Внутренняя и внешняя политика Александра Невского.
Образование Золотой Орды. Государственный строй, армия и вооружение, экономика, население и культура Золотой Орды. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на менталитет, культуру и быт населения Руси. Религиозная политика в Орде и статус Русской православной церкви. Золотая Орда в системе международных связей. Борьба русского народа против ордынского владычества.
Южные и Западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Устройство Литовско-Русского государства. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжество владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Дмитрий Донской. Русская православная церковь в условиях ордынского владычества. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Набег хана Тохтамыша.
Культура и быт русских земель. Книжное дело, летописание, устное народное творчество. Архитектура и живопись.
Основные понятия: курултай, нойон, тумен, стан, ополченец, ярлык, ордынское владычество, выход, баскак, крестоносец, крестовый поход, духовно-рыцарский ( военный монашеский) орден, царь, диалект, народность, уния, слобода, эпос.
Глава V. Формирование единого Русского государства ( 10 час )
Мир к концу XVв. Политическая география русских земель. Процессы централизации. Генуэзские колонии в Причерноморье. Упадок Византии и его последствия.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Изменения в порядке владения землей в Московском княжестве. Развитие ремесла и торговли в Московском княжестве. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XVв. Василий Темный.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Характер экономического развития Московского государства. Новгород и Псков в XVв. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Стояние на Угре. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Расширение международных связей Московского государства.
Флорентийская уния. Падение Византии. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Повседневная жизнь и быт населения. Основные категории населения и их положение. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Посадские люди. Появление казачества.
Культурное пространство единого Российского государства. Летописание общерусское и региональное. Литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. «Хронограф». Архитектура и живопись. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека. Московский Кремль.
Основные понятия: централизация, поместье, помещик, служилые люди, ясак, транзитная торговля, скипетр, держава, шапка Мономаха, герб, регалии, воевода-наместник, Боярская дума, уезд, кормление, местничество, налог, догмат, автокефалии, ересь, чин, привилегии, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые и черносошные, посадские люди, казачество, поэма.
Обобщение и систематизация знаний по изученным главам.
Требования к результатам обучения
Изучение курса «История России» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (УУД).
Личностные результаты:
-
формирование российской гражданской идентичности и патриотизма; -
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; -
осознание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов; -
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; -
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; -
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
-
самостоятельно обнаружить и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать-определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; -
сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; -
выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; -
составлять ( индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; -
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и корректировать план); -
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
-
проводить исследование под руководством учителя и объяснять полученные результаты; -
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; -
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления; -
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе, презентация; -
давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.) -
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство ( аргументы ), факты; -
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; -
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; -
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
-
понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; -
характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение; -
овладевать целостным представление об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; -
сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; -
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; -
систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; -
расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.