Файл: Методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в области дпи заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ. по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)".
Выполнена студентоткой Сивлачёвой Наталией Сергеевной
(Ф.И.О.)
Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах номер группы 9 ПНК-11/20Н-3
Руководитель Ожерельева Ольга Вячеславовна
(Ф.И.О.)
2023 г.

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
1.1. Эстетическое воспитание младших школьников: понятие. Сущность, специфика
1.2. Особенности эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
ГЛАВА2. Педагогическое исследование эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
2.1. Анализ современного опыта эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
2.2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
Заключение…………………………………………………………………….......42
Список использованной литературы……………………………………………..44

3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, нравственным и физическим воспитанием значительное место занимает воспитание эстетическое.
Сегодня время настоятельно диктует более раннее эстетическое развитие, поэтому начальная школа должна в наиболее полной мере реализовывать эту задачу. Несмотря на это, в плане эстетического воспитания начальная школа пока играет незначительную роль. По результатам анкетирования более 70 % опрошенных не назвали школу одним из ведущих факторов эстетического воспитания. Почти 90% учителей признали, что у учащихся начальных классов возможность культурно-эстетическ го развития понижена. А в среднем и старшем звене обучение ориентировано в основном на предметы гуманитарного цикла. В результате для большинства выпускников школы характерен низкий уровень культурного развития, а это приводит к низкому уровню развития всего общества в эстетическом направлении. Отсюда большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.
Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.
Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения можно рассматривать как формирование специальных творческих способностей младших школьников для развития эстетических взглядов, вкусов, чувств.
Эстетическое воспитание не рассматривается в качестве самостоятельного вида воспитания, а выступает стороной всех других видов воспитания.
Художественное воспитание выступает высшей, специализированной формой


4 эстетического воспитания. Художественно-эстетич ское воспитание в начальных классах проникает во все сферы развития ребенка: умственного, нравственного, трудового и т.д.
В процессе трудового обучения имеются большие возможности для эстетического развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе по трудовому обучению не выделены конкретные эстетические понятия, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры должна осуществляться на каждом уроке трудового обучения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором».
Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, уроки трудового обучения представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно- эстетич ской культуры.
Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на уроках трудового обучения становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.
Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания.

5
ГЛАВА1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
1.1. Эстетическое воспитание младших школьников: понятие. Сущность,
специфика.
Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно- образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку оно обращено непосредственно к душе человека, его чувствам и эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс
«перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании.
В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба,
А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы.


6
Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста.
Проблема эстетического воспитания в школе — это проблема всего современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Есть среди молодежи настоящие ценители прекрасного. Следовательно главная задача, которая стоястоит перед современной образовательной школой — воспитать гармонически развитую личность.
В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит очень значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.
Эстетическое воспитание, являясь частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.
Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, но, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием.

7
Я считаю, что эстетическое воспитание ребенка прежде всего должно начинаться в семье. Если родители с малых лет не будут прививать ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность.
Прививать любвь к искусству не такое уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как же этого можно добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.
Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок. Из всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и делать что-либо своими руками. Именно всвязи с этим во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на них представлено то, что дети сделали собственными руками.
Эстетическая культура как понятие носит неоднозначный характер. В научных трудах по философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии существует большое количество определений эстетической культуры.
В работах многочисленной группы авторов (А.И. Буров, Н.И. Киященко,
Н.Л. Лейзеров, В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт, Е.М. Торшилова) анализируются проблемы эстетического воспитания как средства и инструмента эстетической культуры.
В связи с разработкой программ духовного и эстетического воспитания на государственном уровне в последние годы очень усилился интерес исследователей к программно-целевому методу в эстетическом воспитании, к теоретическим и практическим аспектам разработки таких программ. Наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетического воспитания, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, а также проблема соотношения теории и практики эстетического воспитания в связи с задачами формирования эстетических качеств личности человека.


8
Знаменательным событием является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры. Интересным и новым направлением исследований стало рассмотрение проблем эстетической культуры и эстетического воспитания через категорию эстетического опыта. Но я считаю, что нельзя не заметить узкой интерпретации проблемы развития эстетической культуры и эстетического воспитания. Авторы обычно выделяют какие-то отдельные, достаточно существенные стороны эстетической культуры, например, культуру художественную или культуру чувств, чем, по существу, сводят все многообразие эстетической культуры лишь к ним. Например, если основываться только на чувствах, на том, что все начинается с, можно сделать вывод, что эстетическая культура — это культура чувств, которая помогает человеку воспринимать и осваивать мир по законам красоты. Я считавю, что такое определение является односторонним и не раскрывает всей полноты эстетической культуры и эстетического воспитания.
Очень часто недостаток подобных определений состоит в том, что при этом не учитываются существенные различия между воспитанием чувств и эстетическим воспитанием. Следовательно, чувственность, чувственная культура играет очень большую роль не только в эстетической культуре, но и вообще в эстетическом отношении человека к окружающему его миру. Однако это не всегда не означает, что эстетическая культура сводится к чувственности.
Понятие эстетического не верно понимать только как «чувственное».
Мне хочется особо отметить, что развивается более широкий и более точный взгляд на эстетическую культуру. В самом общем виде эстетическая культура человека — это единство чувств, вкусов и идеалов, которые риализуются в процессе преобразования мира по законам красоты. Эстетическая культура - это целое, включающее в себя эстетические объекты и явления, эстетические стороны материальных и духовных ценностей, эстетическое сознание людей, эстетические стороны их материальной и духовной деятельности, эстетическое воспитание.

9
Интересным является что когда эстетическая культура рассматривается как совокупность эстетических сторон других областей социального (производства, быта, окружающей среды, искусства, человеческих взаимоотношений и т.д.), вопрос о ее строении, структуре почти снимается. Вопрос о структуре эстетической культуры снимается в тех случаях, когда она по существу невольно ограничивается некоторыми составляющими ее компонентами, как это имеет место при узком толковании эстетической культуры.
Основываясь на уже достигнутом в этом вопросе другими авторами стремясь продвинуть его решение далее, придать ему большую ясность и определенную системность, можно в структуре эстетической культуры выделить ряд основных структурных компонентов. В самом общем приближении можно сказать, что эстетическая культура человека есть единство по крайней мере следующих трех составных частей:
1) эстетических чувств и эмоций как исходных компонентов и основы эстетического сознания, всей эстетической культуры человека, эстетических оценок, вкусов идеалов как высших компонентов эстетического сознания;
2) знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека;
3) умений, развитых способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельности.
Состоящая из этих главных частей эстетическая культура находит свое конкретное выражение, воплощение, материализацию во всех сферах человеческой жизнедеятельности, каждая из которых также имеет свои эстетические моменты, аспекты.
В сформированности эстетической культуры можно выделить следующие уровни:
1) Высокий. На данном уровне дети обладают достаточным объемом эстетических впечатлений, опытом. Для учеников характерно наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений.


10
Учащиеся способны давать оценку разным эстетическим явлениям. Дети стремятся добиваться запланированных результатов; преодолевают на этом пути затруднения. При организации работы с учащимися на данном уровне необходимо сохранить стимулировать их творческую активность.
2) Средний. На данном уровне эстетические представления и понятия сформированы частично, оперируют ими неумело. У них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. Эстетические чувства развиты недостаточно. Понимают взаимосвязь связь усилий и успехов, но часто ленятся. Недостаточно эмоционально отзывчивы, выразительны, артистичны. С этими учащимися необходимо проводить работу по уточнению эстетических представлений и понятий, дополнительного восприятия материала с помощью более сильного ученика.
3) Низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых стремление к прекрасному отсутствует. Эстетические представления и понятия не сформированы, интерес не проявляется. Эмоциональная отзывчивость либо отсутствует, либо проявляется, но очень редко. Так же у детей этого уровня отсутствует интерес к эстетической деятельности, а эстетические умения и навыки не сформированы. Дети безвольны, часто сопротивляются установкам педагога; импульсивны.
В заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первоочередной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность. Эстетическое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.
Задачей современного педагога являестя в первую очередь, донесение до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.

11
1.2. Особенности эстетического воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности в области ДПИ
В этом разделе мы рассотрим те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Здесь автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, которое постепенно превращается в свойства личности.
Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются на всю жизнь. Нельзя или, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. Именно в этом момент у него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель.
Через педагога дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
Следующей особенностью эстетического воспитания в младшем школьном возрасте является связь с изменениями, которые происходят в сфере познавательных процессов школьника. Среди познавательных процессов,