Файл: Методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в области дпи заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 обеспечивающих эстетическое развитие личности, особая роль отводится эстетическому воспитанию изобразительным искусством. При организации процесса эстетического воспитания особую важность приобретает учет эмоций и чувств ребят. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М.
Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются.
Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаясь в мотивы и стимулы поведения, тем самым облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию эстетического вкуса.
Творческий потенциал - важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребенком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность. В данном возрасте созидательный творческий потенциал «созревает» параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и определяет стремление к получению необходимых эстетических знаний.
Эстетический интерес учащихся начальных классов, по мнению исследователей В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова, представляет особую форму эстетической потребности, и связан с желанием ребенка творить что-либо новое, а также украшать окружающий его мир, исходя из собственного

13 эмоционально-чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основу формирования эстетической потребности ложится свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному; степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.
С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и во внеклассной работе.
В содержании эстетического воспитания учащихся начальных классов выделяют следующие компоненты:
• когнитивный (знаньевый) компонент (эстетические представления, понятия, знания; эстетические суждения и оценка);
• эмоционально-побудительный компонент (эстетические переживания, эмоции и чувства; эстетическое восприятие; эстетический вкус; эстетические потребности, интересы; эстетические качества личности; художественно-творческие способности);
• деятельностный компонент (умения и навыки эстетико-предметной деятельности; творческая активность; эстетическое поведение).
Эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению. Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать


14 прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

15

ГЛАВА2. Педагогическое исследование эстетического воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
2.1. Анализ современного опыта эстетического воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
Педагогический опыт - результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
Передовой педагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
1. Образец хорошей работы.
2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.
3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:
- высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;
- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);
- актуальность темы опыта, перспективность.
- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его


16 оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К.
Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Полная структура программы представлена на цветной вкладке. Программа обеспечена современными наглядно- методическими и практическими пособиями.
Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4.
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» -


17 распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я- концепции-творца».
Программа «Природа и художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детских садов и учебно-воспитательных комплексов. В результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.
Предлагаемая система художественно-творческих заданий будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия с 3—б- летними детьми по различным видам художественно-творческой деятельности, педагогам художественных школ, руководителям кружков и студий, всем тем, кто занимается проблемами раннего художественного развития детей.
Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.