Файл: Методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в области дпи заключение.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
2.2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших
школьников во внеурочной деятельности в области ДПИ
Эстетическое воспитание в начальной школе соответствует требованиям развития эмоциональной сферы эстетического сознания личности. Важную роль играет здесь внеурочная деятельность. Данные методические рекомендации. Помогут педагогам эффективно развивать у учащихся художественный вкус и качества личности.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Организуя эстетическое воспитание необходимо учитывать:
1. Возрастные особенности младших школьников (возраст и ведущий вид деятельности);
2. Индивидуальные особенности младших школьников (проявление характера, личностные характеристики);
3. Познавательный интерес учащихся (уровень усвоения учащихся);
4. Благоприятную атмосферу в коллективе;
5. Ресурсное обеспечение процесса формирования эстетических навыков учащихся (материальная техническая база, методические и дидактическое оснащение);
6. Ориентацию на творческую деятельность (мотивировать на создание новых продуктов деятельности);
7. Комплексный подход (в эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка);
8. Свободу самоопределения и самореализации ребенка (самостоятельность темы и цели деятельности, модели поведения);
9. Разнообразие форм, методов, приемов воспитания;
19 10. Создание широкого общекультурного фона для позитивного восприятия
(учет положительных примеров, выбор самых ярких шедевров мировой художественной культуры).
Также к методическим рекомендациям учителям начальных классов по организации формировании эстетической культуры можно отнести следующее:
1.Возможности художественного образования и эстетической культуры учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе внеурочной деятельности.
2. Позволяйте и приветствуйте пение во время рисования, лепки. Это разнообразит ваши занятия, сделает их особенными. Школьники научаться внимательно, слушать друг друга, уважать. Станут намного спокойнее, будут работать с душой.
3. Во время занятий используйте дополнительные элементы красоты. Если вы рисуете цветы, пусть перед их глазами стоит ваза с цветами, пусть они прочувствуют эту красоту, пропустят через себя. Если погода позволяет, рисуйте на улице.
4. Используйте музыку по теме ваших занятий, будет она спокойной или серьезной зависит от темы занятий. Детям важно погрузиться в работу, самим быть в центре работы.
5. Во время выразительного чтения, чтения текста можно использовать конкретный элемент, лучше сделанный руками самого ученика, что позволит относиться ко всему серьезно, научит видеть не только внутреннюю и внешнею красоту.
6. Активизируют учащихся и различные формы творческого соревнования: смотры юных талантов, художественные конкурсы, эстафеты искусств. Все это поможет развить в них видение прекрасного, ощутить их причастность к этому процессу.
7.Рекомендуется проводить день «живой природы». Посещайте контактный зоопарк. Это даст возможность стать более нежными, добрыми. Научит их
20 понять, что есть и слабые требующие их защиту. 8.Выходить с детьми на прогулки с целью созерцания природы, окружающей нас красоты.
9.Используйте различные виды искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
10.У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всюжизнь. Поэтому постарайтесь, чтобы ваши занятия проходили на эмоциональном уровне.
11.Попробуцте писать стихи, сказки, песни рассказы у ребенка могут быть скрытые таланты. Если даже не получается подбирать правильные рифмы, он должен иметь способность красиво, с использованием правильных слов описать тот или иной предмет, явление. Это обогатит его словарный запас.
12. Используйте в своей работе различные предметы для рисования, внешне не очень красивые, но прекрасные внутри, например старую книгу внешне, но богатыми и красивыми словами и рассказами внутри. Дайте понять детям, что и в обычном можно найти прекрасное.
13. Выбирайте такие произведения, в которых идет сравнение « прекрасного» и
«уродливого». Научите их находить это различие. Пусть начнут читательский дневник, лепят героев произведения, рисуют их.
14. Создайте «проблемную ситуацию» где ребенок должен понять, что такое добрый и главное красивый поступок. Проигрывайте это, так они запомнят лучше.
15. Создавайте такие условия рабочего кабинета, где дети смогли бы чувствовать себя свободно. Сядьте на коврики, объедините парты.
16. Научите детей во время работы общаться в группах, при этом, не мешая другим. Так они будут отдаваться работе душой, ведь в работе над прекрасным главное душевный настрой.
Опираясь на данные систему занятий и методические рекомендации, педагог может эффективно реализовывать работу с младшими школьниками по эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности.
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплен такой предмет как изобразительное искусство, в рамках которого происходит знакомство младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством.
Анализируя литературу, результаты проведенного нами урока, мы сделали вывод, что народное декоративно-прикладное искусство является важным средством эстетического воспитания.
Средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие.
Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Действительно, эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства. Опытные педагоги, зная это, способны посредством народного декоративно-прикладного искусства воспитать
22 подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Благодаря факторам эстетического воспитания все эти качества развиваются в человеке. Большое воспитательное значение имеет: природа, труд, окружающий мир: семья, отношения в семье. Воспитывает всё, что может быть прекрасным. Важное место в воспитании прекрасного занимает искусство, которое является одним из средств эстетического воспитания.
Огромную роль в эстетическом воспитании играет общеобразовательное учреждение, именно в нём осуществляется воздействие эстетических явлений и искусства. Можно сделать вывод, что предметы естественно – научного и художественно – эстетического цикла, в рамках которых осуществляется эстетическое воспитание младших школьников, являются важным средством эстетического воспитания. На предметах данного цикла познавательный интерес у школьников возрастает, материал используемый обладает большим эмоциональным потенциалом.
Музыка, изобразительное искусство имеют большое воспитательное значение и оказывают положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Именно, данные виды искусства воспитывают в человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в окружающей его жизни.
Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей эстетической культуры.
Таким образом, из всего вышеописанного можно сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику
23 действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Ю.Б.Алиев; – музыканта.- М.: ВЛАДОС..
2. Анисимов, В.П., Сметанина А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности / В.П.Анисимов, А.Ю
Сметанина: Монография. – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-т, .
3. Барадулин, В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. Пособие для учителя / В.А.Барадулин.- М.: Просвещение, 2013. .
4. Борев, Ю. В «Эстетика» / Ю.В.Борев.-М., изд-во Просвещение, 2010.-68 с.
5. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина,
Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.
6. Бочкарева. О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа - Корифей. 2007. - 96 с.
7. Бочкарева. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия.
Старшая группа. - Корифей. 2007. - 116 с.
8. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.
9. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. - М.: 1991 - 50 с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.:
Просвещение, 1981. - 240 с.11.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильи.-Питер:Спб:, 2014 – 434с.
11. Ильинская,
И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника// Начальная школа. – 2009. -
№1. – с.20-25 12. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников : эстетическое воспитание / И. П. Ильинская // Начальная школа . - 2012. -
№ 2. - С. 3-9.
13. Каирова, И.А., Богдановой О.С.. Азбука нравственного воспитания /
И.А.Каирова , О.С. Богдановой.-М; Просвещение , 2009.-480с.
25 14. Макаренко, А.С. О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.:
ВЛАДОС,2001.-С.312 15. Неменский, Б. М. Мудрость красоты/М. Б. Неменский. – М.:
Просвещение,2010.- С.169.
16. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов/под ред. П. И.
Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство,2009.-С.276.
17. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности/Л.
П. Печко. – М.:УГТУ,2008.-С.146.
18. Подласый, И. П. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов/И. П. Подласый. – М.:ВЛАДОС,2001.-С.400.
19. Рукавицын, М. М. Принадлежит народу/М. М. Рукавицын.- М.:
Академия,2008.-С.196.
20. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин. – М.:Академия,2007.-С.516.
21. Словарь по эстетике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esthetiks.ru/
22. Сухомлинский, В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский.- М.:
Просвещение,2004.-С.243.
23. Тутолмин, А. В. Нравственно – эстетическое воспитание/А. В. Тутолмин.-
М.:Рекоме,2006.-С.132.
24. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.:
Фаир-Пресс,2004.-С.287.
25. Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье/В. Н. Шацкая. –
М.: Академия,2006.- С.212.
26
1 2 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тема урока: «Сказочная гжель»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: творческий практикум
Цели урока:
- познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, с техникой гжельской росписи, с историей и особенностями этого искусства;
- расширить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
- сформировать навыки составления декоративной композиции;
- развивать индивидуально-творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство красоты.
Задачи урока:
Образовательная:
- научить учащихся определенным методам, техническим приемам работы;
- углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
- привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
- способствовать творческому подходу к работе;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета;
- индивидуальные творческие способности;
Воспитательная:
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
Оборудование и материалы:
- ноутбук
- презентации «Народные промыслы», «Сказочная гжель», «Как узнать гжель»;
- плакат «Гжель. Работы современных мастеров»,
Тема урока: «Сказочная гжель»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: творческий практикум
Цели урока:
- познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, с техникой гжельской росписи, с историей и особенностями этого искусства;
- расширить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
- сформировать навыки составления декоративной композиции;
- развивать индивидуально-творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство красоты.
Задачи урока:
Образовательная:
- научить учащихся определенным методам, техническим приемам работы;
- углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
- привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
- способствовать творческому подходу к работе;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета;
- индивидуальные творческие способности;
Воспитательная:
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
Оборудование и материалы:
- ноутбук
- презентации «Народные промыслы», «Сказочная гжель», «Как узнать гжель»;
- плакат «Гжель. Работы современных мастеров»,
27
- плакат «Гжель. Примеры узоров и орнаментов»;
- коллекция статуэток, выполненных в технике гжель;
- чайник, молочник, сахарница, выполненные в технике «Гжель» из плотной бумаги;
- видеоролик «Узоры Гжели»;
-таблица «Варианты цветов, веточек и бордюров в росписи Гжель»;
- гуашь синяя, белая бумага, заготовки из плотной бумаги – тарелочки и чашки, кисти, вода, карандаш простой, ластик.
Литературный ряд:
- стихотворения И. Кадухина «Гжель»,
- Л.Куликовой «Гжель» и др.
- загадки и стихи о народных промыслах
Музыкальный ряд:
- Надежда Филатова «Незабудковая гжель»,
- Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»,
- Русская и зарубежная спокойная музыка
Ход урока:
1.Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
(орг. момент 1-2 мин)
Преподаватель:
Добрый день мой 1 класс
Мне приятно видеть вас
Сядьте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Проверяем все ли у вас готово к уроку: простой карандаш, ластик, синяя гуашь, кисть, баночка с водой и тряпочка с собой.
2.Актуализация опорных знаний (15-20 мин):