ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема критериев истины.
Критерий истины – это способ, с помощью которого мы можем узнать, является ли некоторая информация истиной. Поскольку истинность знания означает его соответствие предмету, постольку для установления истинность необходимо сопоставить, сличить знание с этим предметом. Решение этой задачи наталкивается на ряд трудностей.
Главной гносеологической проблемой является то, что напрямую сличить знание с его предметом можно только тогда, когда дело касается идеальных объектов, представленных в нашем сознании. Если же предметом знания служит материальный объект, то ситуация существенно меняется: непосредственное сопоставление знания с объектом представляется невозможным. Мы воспроизводим объект в сознании только в том виде, в каком мы его знаем, и сопоставляем лишь одно знание о нем с другим.
Кант и некоторые другие философы делают отсюда вывод, что мы абсолютно не в состоянии иметь какое-либо знание о природе вещей самих по себе и у нас нет никаких критериев для установления истины. А. Пуанкаре в начале ХХ в. выдвинул идею, что вообще не нужно искать никакого обоснования истины. Обоснованием может служить конвенция – произвольное соглашение относительно того, что следует принимать за истину. Ученые приходят к согласию в выборе исходных постулатов научной теории, руководствуясь соображениями удобства, целесообразности, полезности, принципом «экономии мышления».
Однако критерии истины есть. Это, во-первых, логический критерий, и, во-вторых, практический критерий.
Логический критерий связан с требованием согласованности знаний. Если объект наблюдается, по крайней мере, двумя различными и притом независимыми друг от друга способами, то закономерная зависимость результатов наблюдений друг от друга при независимости самих наблюдений может быть рационально понята только при допущении существования некоторого объекта, независимого от этих наблюдений. В науке логическая совместимость сведений об объекте, полученных разными путями независимо друг от друга, является веским аргументом, на основании которого признается их истинность. Поэтому ученые считают необходимым повторять наблюдения и эксперименты. Отсутствие повторяемости внушает сомнение в истинности.
Согласованность знаний предполагает их логическую непротиворечивость. Обоснование ее обычно опирается на логическое доказательство. Доказанные суждения условно истинны, т.е. истинны при условии, что истинны посылки, из которых они логически выводимы. Таким образом, логическое доказательство есть способ переноса истинности с исходных посылок на делаемые из них выводы.
Однако можно строить логически правильные выводы из необоснованных и даже заведомо неверных посылок. В результате мы способны создавать разнообразные фантазии, которые внутренне непротиворечивы, но которым в реальности ничего не соответствует. Поэтому логическая непротиворечивость есть необходимый, но недостаточный критерий истины. Непротиворечивое знание – «претендент» на звание истины. Зато противоречивость знания есть достаточный (но не необходимый) критерий его ложности.
Но если надежность логического критерия истины зависит от того, истинны ли посылки, на которых основываются доказательства, то встает вопрос: как проверить истинность таких посылок? Ответ на этот вопрос следует искать в практике, в обращении к опыту.
Практический критерий истины выводит проверку истинность знания за пределы сознания и психики вообще. Практика есть способ взаимодействия человека с действительностью. В противоположность логическому критерию истины, который «работает» с тем, что находится «внутри» сознания, практика обнаруживает, насколько знание соответствует объективным, существующим вне нашего сознанияусловиям жизни человека в материальном мире – условиям, которые фиксируются не только органами чувств человека, но и всем его существом, всем ходом жизненных процессов, сопровождающих и определяющих его бытие. Что практикой подтверждается – истинно, что ею опровергается – ложно.
Эффективность практического критерия имеет свои границы. У него есть свои сильные и слабые стороны.
Практика подтверждает истинность наших знаний о действительности тем, что наше взаимодействие с объектами действительности происходит в соответствии с нашими ожиданиями. Когда практика оправдывает ожидания, это еще не значит, что она подтверждает истинность всех тех представлений, на которых они основаны. Но многократное подтверждение практикой прогнозов, основанных на какой-либо теории, дает основание думать, что эта теория соответствует действительности. Практика подтверждает истинность косвенно. Постоянная и систематическая реализация в общественной практике множества конкретных предсказаний и проектов, построенных на основе науки, позволяет говорить об истинности (относительной) научного знания.
Критерии истины:
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
● Критериями истины являются:
● Соответствие логическим законам.
● Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
● Простота, общедоступность формулировки.
● Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
● Парадоксальность.
● Практика.
Билет 17
1. Философия средних веков.
Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости.
Аврелий Августин
Важнейший исторический тип философии - философская мысль периода Средневековья, уходящая своими корнями не в языческое многобожие (политеизм), а в религии единобожия (монотеизм) - иудаизм, христианство, мусульманство.
Средневековье - хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V-XV вв., а средневековая философия - это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой - с античностью.
Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, политическими, и идеологическими условиями эпохи падения Римской империи: обезличивание рабского груда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких социальных групп и прослоек, как вольноотпущенные, свободные люмпены, колоны, профессиональные солдаты др.
Варварские нашествия V- VI вв. вызывали экономический хаос и беспорядок. На смену официальной римской религии, немогущей дать утешения массам, и восточным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве.
Христианство решало проблему человека, возводя его до божества, предлагало церковь-общину, демократизм и всеобъемлющую религиозность, монотеизм, религию священных писаний.
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476г.). Средневековая философия - это философия эпохи феодализма V-XV вв. Начало средневековой философии ознаменовалось союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения.
В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в I-V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:
1) период апологетики и патристики (III-V вв.);
2) схоластический период (V-XIII вв.).
3) период упадка (XIII-XY вв.)
Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение, философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно ставит себя на службу религии. «Философия - служанка богословия», «преддверие христианской веры» - так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода. Нельзя забывать и то, что большинство ученых было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции церкви.
Основные черты средневековой философии:
- тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке;
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог);
- изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;
- господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе - в Библии);
- человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;
- провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;
- мир считался познаваемым через познание Бога, веру в него.
Философия Средних веков имеет не только свои характерные черты, но и своеобразные особенности.
Самой главной особенностью не только философии, но и мировоззрения людей этой эпохи является теоцентризм – признание и обоснование Бога как реальности, определяющей все сущее. Своими корнями он уходит в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля).
И Бог не просто является предметом и целью познания, но он сам дарует возможность познания себя верующему в него. Как об этой эпохе говорил Ортега - и Гассет :"Не человек стремится овладеть истиной, но напротив, истина стремится овладеть человеком, поглотить его , проникнуть в него». Августин же писал: «Только некоторая божественная сила может показать человеку, что есть истина». Человек стремился постичь высшую реальность не ради себя, но ради самой этой реальности.
Вторая особенность средневековой философии – креационизм (идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом божественном акте). Главный принцип онтологии.
В основе христианского монотеизма (единобожия) лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога.
Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.
Согласно догмату творения:
- Бог сотворил окружающий мир из ничего;
- творение мира есть результат акта Божественной воли;
- мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
- единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
- Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
- подлинным бытием обладает только Бог;
- сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
- так как мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
- нет четкой границы между Богом и его творением.
Как отмечал Ф. Энгельс, «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви». Идея творения мира из ничего была абсолютно неприемлема для античного мышления. Античные философы объясняли возникновение материального мира по-разному - то ли из одного или нескольких «начал». Но то, что из ничего может произойти нечто - это было вне их понимания. Поэтому при каждом новом вливании античных идей в христианство, идея креационизма расшатывалась. Но опираясь на книгу Бытия и первый член Символа Веры: «Верую во единого Бога-Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого» христианство отстояло идеи креационизма до наших дней.
Третья особенность средневековой философии – провиденциализм (религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного плана «спасения» человека).
Божественное провидение действует как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого народа, но так же и в истории всего человечества. Как соотносится божественное провидение и воля отдельного человека? - на этот вопрос нет окончательного и удовлетворяющего всех ответа до сих пор.