Файл: 2 слайд. Анализ эффект затраты, или анализ эффективности затрат.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 слайд. Анализ «эффект — затраты», или анализ эффективности затрат, — это один из самых мощных, из самых активно используемых методов в теории принятия решений.

3 слайд. Идея метода очень проста: принимая любые решения, мы всегда стараемся сопоставить, что мы получим в результате принятого решения и какова стоимость этого решения. Собственно, метод анализа «затраты — эффект» собирает воедино эту информацию. Он содержит в себе три компоненты: сначала строится модель стоимости, затем модель эффекта, а потом эти две модели объединяются.

4 слайд. Пример: Предположим, мы хотим открыть какой-то небольшой магазин. Представим себе, что затраты на этот пункт пропорциональны числу сотрудников. Представим, что зарплата каждого сотрудника стоит 5 тысяч рублей в месяц: если у меня три сотрудника, то это 15 тысяч, если пять сотрудников, то 25 тысяч. Это график затрат, в котором просто увеличение числа сотрудников пропорционально увеличивает затраты.

5 слайд. Представим себе, что пять сотрудников обслуживают посетителей, и в качестве эффекта или эффективности функционирования этого подразделения можно взять, например, время стояния в очереди. Если у нас двадцать этих специалистов, то они будут просто простаивать: т.к. такого количества клиентов нет. Всё это отражено на графике.

6 слайд. Теперь мы совмещаем оба этих графика. Мы смотрим, при какой стоимости какая эффективность достигается. Принятие решений именно в такой простой ситуации тоже очень просто. Например, человек, принимающий решения, может сказать: наша задача — добиться, чтобы люди простаивали в очереди не более 10 минут. Тогда мы понимаем, что затраты на количество персонала будут такие-то. А можно пойти с другой стороны: у нас есть фиксированные затраты, и мы не можем больше затратить. Тогда мы смотрим, какую эффективность мы при таких затратах можем обеспечить. Дальше возникает возможность экономить. Или, скажем, когда мы говорим про 10 минут, которые люди могут простаивать в очередях, понятно, что это еще зависит от квалификации сотрудников, мы можем какие-то вложения сделать на переобучение сотрудников
, для того чтобы они с легкостью работали с компьютерными программами. Этот график и есть основа метода анализа эффективности затрат.

7 слайд. Одно из фундаментальных парадигмальных предположений в классической экономической науке — это гипотеза о «рациональном выборе». Рациональный выбор осуществляется путем сравнения парных вариантов. Иначе говоря, если у меня есть какое-то число возможных вариантов, из которых я должен выбрать самый лучший, я их сравниваю попарно. Худший отбрасываю, лучший сравниваю со следующим и так пока не приду к самому лучшему.
(Не будем читать, просто вдруг спросит: В 1956 году Герберт Саймон, американский ученый, впоследствии Нобелевский лауреат по экономике, выступил с резкой критикой этой гипотезы. И как альтернативу он предложил другую модель. А именно, что у каждого человека есть пороговый уровень удовлетворенности: то, что выше этого порога, для него приемлемо, а то, что ниже — не приемлемо. Мы впервые формализовали эту модель. Поскольку модель Саймона была чисто умозрительной. Нам удалось написать соответствующую формулу, соответствующую модель. И это действительно пороговая модель, потому что есть порог, то, что выше этого порога, мы считаем хорошим, то, что ниже этого порога — плохим. Сегодня оказалось, что эта модель удивительно востребована совершенно в других задачах, не имеющих никакого отношения к экономическому выбору. А именно в задачах анализа больших объемов информации).