Файл: Екатеринбург 2018 Ст преподаватель кафедры Информационные системы и технологии Крутин Ю. В.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
12
Предпосылки возникновения электронной коммерции
Существуют экономические и технические предпосылки возникновения электронной коммерции.
Экономические предпосылки
ХХ век характеризовался постоянным стремлением к снижению нормативного времени исполнения технологических операций на производстве за счет:
 в I-й четверти ХХ века - внедрения принципов массового производства;
 во II-й четверти ХХ века – расширенной механизации производства;
 в III-й четверти ХХ века - автоматизации производства;
 в IV-й четверти ХХ века – гибкого автоматизированного управления проектированием и производством продукции.
Таким образом, в течение последнего столетия произошло повышение производительности труда в сотни раз, что значительно снизило удельный вес затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленной продукции. Но, конечный потребитель ощутил эти достижения не в полной мере. Из-за чего это произошло? Это произошло из- за того, что концентрация производства, объективно связанная с его автоматизацией и механизацией, привела к отдалению производителя от рынков потребления. Характер этого отдаления не только географический, но и структурный. Поэтому необходимы торговые структуры, которые и выполняют функции продвижения товаров от производителя к потребителю.
Поэтому, чем выше концентрация производства, тем сложнее торговые
структуры и тем больше этапов имеет коммерческий цикл при движении
товаров.

Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
13
Основные этапы коммерческого цикла:
 исследование рынка товаров и услуг;
 управление свойствами товаров и услуг;
 оповещение рынка о свойствах товаров и услуг;
 подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг;
 прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги;
 оптимизация товарных потоков и складских запасов;
 взаиморасчеты с клиентами и поставщиками;
 послепродажное обслуживание.
В итоге к концу ХХ века человечество имело и имеет сегодня удовлетворительную автоматизацию производственных циклов и не соответствующий ей низкий уровень автоматизации циклов коммерческих.
Таким образом, экономической предпосылкой явилась объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах, и приближение их к нормам, достигнутым в результате автоматизации циклов производственных.
Технические предпосылки
Можно назвать лишь одну фундаментальную техническую предпосылку электронной коммерции – это возникновение и развитие Интернет, так как благодаря этому, а также развитию сетей телекоммуникаций открылась возможность комплексной автоматизации коммерческой деятельности.
Часто при анализе взаимосвязи ЭК и Интернет, электронную коммерцию представляют, как совокупность методов, предоставляемых всемирной паутиной для решения конкретных коммерческих задач: проведения маркетинговых исследований, рекламы автоматизированный прием рекламы и др.


Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
14
Необходимо заметить, что предпосылки возникновения электронной коммерции находятся не в Интернете – они лежат в объективных законах развития экономики и общества. Интернет – это лишь средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческого цикла и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся в них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента, как
Интернет, – это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не ее основа.
Преимущества электронной коммерции
Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реальной» коммерции:
 расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки;
 круглосуточная доступность;
 автоматизация маркетинговой информации с использованием
CRM-систем (Customer Relationship Management – управление отношениями с клиентами), позволяющая собирать информацию о посетителях сайта, которую они всегда оставляют о себе.

Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
15

ТЕМА 2. ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРНЕТ
Основные понятия и классификация платёжных систем
Платежная система Интернет - система проведения расчетов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и
Интернет- пользователями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет.
Именно платежная система позволяет превратить службу по обработке заказов или электронную витрину в полноценный магазин со всеми стандартными атрибутами: выбрав товар или услугу на сайте продавца, покупатель может осуществить платеж, не отходя от компьютера.
В системе электронной коммерции платежи совершаются при соблюдении ряда условий:

Соблюдение конфиденциальности. При проведении платежей через Интернет покупатель хочет, чтобы его данные (например, номер кредитной карты) были известны только организациям, имеющим на это законное право.

Сохранение целостности информации. Информация о покупке никем не может быть изменена.

Аутентификация. Покупатели и продавцы должны быть уверены, что все стороны, участвующие в сделке, являются теми, за кого они себя выдают.

Средства оплаты. Возможность оплаты любыми доступными покупателю платежными средствами.

Авторизация. Процесс, в ходе которого требование на проведение транзакции одобряется или отклоняется платежной системой. Эта процедура позволяет определить наличие средств у покупателя.

Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
16

Гарантии рисков продавца. Осуществляя торговлю в Интернет, продавец подвержен множеству рисков, связанных с отказами от товара и недобросовестностью покупателя. Величина рисков должна быть согласована с провайдером платежной системы и другими организациями, включенными в торговые цепочки, посредством специальных соглашений.

Минимизация платы за транзакцию. Плата за обработку транзакций заказа и оплаты товаров, естественно, входит в их стоимость, поэтому снижение цены транзакции увеличивает конкурентоспособность.
Важно отметить, что транзакция должна быть оплачена в любом случае, даже при отказе покупателя от товара.
Все платежные системы по имеющейся схеме платежей можно разделить на следующие виды:
• дебетовые (работающие с электронными чеками и цифровой наличностью);
• кредитные (работающие с кредитными карточками).
Дебетовые системы
Дебетовые схемы платежей построены аналогично их оффлайновым прототипам: чековым и обычным денежным. В схему вовлечены две независимые стороны: эмитенты и пользователи. Под эмитентом понимается субъект, управляющий платежной системой. Он выпускает некие электронные единицы, представляющие платежи (например, деньги на счетах в банках).
Пользователи систем выполняют две главные функции. Они производят и принимают платежи в Интернет, используя выпущенные электронные единицы.
Электронные чеки
Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков. Это предписания плательщика своему банку перечислить деньги со своего счета на счет получателя платежа. Операция происходит при предъявлении


Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
17
получателем чека в банке. Основных отличий здесь два. Во-первых, выписывая бумажный чек, плательщик ставит свою настоящую подпись, а в онлайновом варианте - подпись электронная. Во-вторых, сами чеки выдаются в электронном виде.
Проведение платежей проходит в несколько этапов:
1. Плательщик выписывает электронный чек, подписывает электронной подписью и пересылает его получателю. В целях обеспечения большей надежности и безопасности номер чекового счета можно закодировать открытым ключом банка.
2. Чек предъявляется к оплате платежной системе. Далее, (либо здесь, либо в банке, обслуживающем получателя) происходит проверка электронной подписи.
3. В случае подтверждения ее подлинности поставляется товар или оказывается услуга. Со счета плательщика деньги перечисляются на счет получателя.
Рисунок 2 - Схема платежа с исползованием электронных чеков
Подобные схемы платежей просты и давно применяются за
рубежом (NetCash, NetChex, NetCheque), но для России они пока не слишком
актуальны, т.к.прежде всего, отсутствует широкая практика использования чеков даже при оффлайновых расчетах, а также отсутствуют

Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
18
сертификационные центры. Одной из первых ласточек в этой сфере электронных платежей в нашей стране является система PAYMER, в которой в качестве расчетного средства используются цифровые чеки.
Электронные деньги
В условиях интенсивного роста технологических и рыночных инноваций в сфере розничных платежей, приводящих к появлению новых средств платежа и платежных инструментов, все большее значение приобретает четкое определение новой экономической категории — электронных денег (e-money), а также выявление функционально- технологических особенностей их расчетных схем и организации систем электронных денег.
В экономическом смысле электронные деньги являются денежной стоимостью, представленной требованием на эмитента, выраженной в правительственных или частных денежных единицах и хранящейся в электронной форме на электронном устройстве. Согласно Директиве
Европейского Парламента и Совета № 2000/46/EC «О регулировании деятельности институтов — эмитентов электронных денег», публикациям
Европейского Центрального банка и Банка международных расчетов, посвященным актуальным проблемам развития электронных денег, можно выделить следующие основные элементы, характеризующие электронные деньги в качестве нового средства платежа:
1. электронные деньги представляют собой денежную стоимость;
2. хранение стоимости основывается на электронном устройстве;
3. выпуск стоимости производится на основе предварительного внесения денежных средств;
4. прием стоимости осуществляется третьими лицами.


Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
19
Денежная стоимость
Электронные деньги являются платежным продуктом, хранящим денежную стоимость, представленную требованием на эмитента. Термин
«денежная стоимость» в контексте определения электронных денег означает хранилище покупательной способности или денежный актив, которые могут обращаться между экономическими агентами. Основное различие между денежной стоимостью и деньгами состоит в том, что денежная стоимость представляет собой средство платежа, которое может как обмениваться, так и не обмениваться на другие денежные формы. В отличие от наличных денег, которые являются универсальным, обязательным к приему средством платежа, которое выражено в правительственных счетных единицах, используемых для исчисления цен товаров и услуг, а также заключения контрактов на национальном и международном уровне, денежная стоимость не является обязательным к приему средством платежа и может быть выражена в частных денежных единицах. В отличие от традиционных денег, которые могут выпускаться либо центральным банком (в форме наличных денег), либо другими банковскими институтами (в форме депозитных денег), денежная стоимость
(электронные деньги) может эмитироваться специализированными небанковскими кредитными институтами, предусматривающими особый порядок регулирования их деятельности.
Хранение стоимости на электронном устройстве
Электронные деньги представляют собой средство платежа, которое хранится на электронном устройстве. Такое определение подчеркивает, что электронные деньги являются исключительно электронным средством платежа. Стоимость хранится в электронном виде, а платежи с ее использованием осуществляются в электронной форме. В этой связи вместо термина «денежная стоимость» нередко используется термин «электронная

Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
20
стоимость». В экономическом смысле в контексте электронных денег речь идет не столько о стоимости, сколько о сумме покупательной способности, которой может распоряжаться ее владелец. Тот факт, что электронный носитель может быть магнитным, не ограничивает возможность его использования в качестве носителя электронных денег. Так, например,
«стоимость, хранимая на персональном компьютере, не исключается из определения электронных денег только потому, что она хранится на магнитном (жестком) диске компьютера. Подобным образом, стоимость, которая хранится на пластиковой карточке, использующей технологию магнитной полосы, может также включаться в определение электронных денег, если расходуемая стоимость переводится с использованием электронной технологии».
Предоплата стоимости
Электронные деньги являются средством платежа, эмитируемым на основе предварительно полученных денежных средств. При этом величина внесенных в качестве предоплаты денежных средств эквивалентна величине выпускаемых электронных денег. В отличие от кредита, предоставляемого по кредитной карточке, а также прямых списаний, производящихся по дебетовой карточке, в случае электронных денег потребитель оплачивает свою покупательную способность заранее. Покупка электронных денег означает покупку денежной стоимости. Это не означает, что электронные деньги, оплаченные по кредитной карточке, не включаются в их определение. В данном случае имеют место две сделки: одна состоит в продаже электронных денег, вторая — в предоставлении кредита. Тот факт, что средство хранения денежной стоимости сделано на основе пластиковой карточки, которая может также функционировать как дебетовая или кредитная карточка, не означает, что денежная стоимость не является электронными деньгами.