Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательскую работу 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование профиль Учитель начальных классов.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие.
Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как не о ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.
Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать его внешнему облику, манере поведения.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
4. Подготовить и провести практическое занятие, тренинг (групповое упражнение)
Тренинг – «Телесно-ориентированная арт-терапия»
Телесно-ориентированная терапия - трансформация человека через телесные метафоры. Телесная метафора - это способ решить на языке тела проблемы ума и души, обнулить прошлое и повернуть в будущее.
Вводная часть: мини - лекция о телесно - ориентированной психотерапии, 10 минут
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЭФФЕКТИВНА ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ:
1. Потеря контакта с собственным телом («оно есть, но я его не чувствую»).
2.Потеря чувствительности отдельных частей тела.
3.Постоянное ощущение болей и напряженности в теле.
4. Наличие травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационный период.
5. Проблемы с координацией движений, ощущением границ. («Я часто не вписываюсь в повороты, цепляюсь за углы, редко попадаю в цель, если что-то кидаю, неуверенно стою на ногах, не могу ходить по бордюрам и т.д.»).
6.Плохая осанка.
7.Навязчивые состояния.
8. Задержка телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти).
9. Эмоциональный дисбаланс (трудности в сдерживании или проявлении эмоций).
10. Видимое отсутствие стабильности в жизни.
11. Пережитое насилие, в том числе сексуальное.
12. Острое горе, недопережитое горе, страх потери близких.
13. Страх смерти.
14. Психологическая травма, осознаваемая или неосознаваемая.
15. Отвержение себя, своего внешнего образа.
16. Проблемы с весом.
17. Неспособность получать удовлетворение в сексе.
18. Страхи и психологические трудности, связанные с зачатием, беременностью, родами, рождением и воспитанием детей.
19. Нарушение сна.
20. Новообразования.
21. Стресс, состояние хронического стресса.
22. Тревожность, страхи, фобии, особенно связанные с пространством.
23. Потеря вкуса и радости жизни.
24. Синдром хронической усталости.
25. Профессиональное «выгорание».
26. Желание разобраться в себе, причинах своих травм и установок.
27. Вредные привычки.
28. Невозможность отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».
ЧТО ДАЕТ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ И КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТИЧЬ ПРИ РАБОТЕ С ТЕЛОМ:
1. Снизить уровень тревожности, повысить устойчивость к стрессу, развить навыки противостояния в конфликтных ситуациях.
2. Справиться с различными заболеваниями, нормализовать обменные процессы, улучшить сон.
3. Восстановить энергетический баланс, развить энергетические способности, чувствительность, внимание.
4. Повысить гибкость, пластичность, улучшить осанку, свободу движений и походки.
5. Научиться лучше понимать и ощущать собственные границы, как в телесном, так и в социальном плане.
6. Научиться слышать и понимать свое тело, ориентируясь на его знаки и выбор.
7.Расширить границы восприятия.
8.Обрести умение справляться с болью.
9. Избавиться от негативных привычек, отказаться от устаревших стратегий и поведенческих паттернов.
10. Обрести целостность, устойчивость, чувство реальности, уверенности в себе.
11. Излечить психологические травмы, принять прошлое, осознать новые внутренние ориентиры и ценности.
12. Принять себя, свою уникальность, красоту, чистоту и мудрость, понять безграничность собственных возможностей
Основная часть: тренинг, 60 мин.
Цель: снятие психических и мышечных напряжений (зажимов); повышение чувствительности к себе, к собственному телу; физическое и душевное раскрепощение; повышение чувствительности к собственным эмоциям и чувствам; обретение чувства гармонии с окружающим миром и на развитие творческого потенциала:
развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения.
Упражнение телесно-ориентированной терапии «Семечко»
Цель: мышечное расслабление отдельных групп мышц (всех в определенной последовательности).
Участники сидят на корточках, голова в коленях, глаза закрыты.
Для выполнения этого упражнения Вам не нужен ни партнёр, ни группа. Это - индивидуальная работа.
Вам нужно свободное помещение, чтобы никто не мешал, приглушённый свет и музыка.
Музыка должна быть:
- негромкая
- медленная,
- без слов,
- желательно незнакомая, чтобы не вызывала уводящих в сторону ассоциаций.
Примите любую позу, которая УДОБНА ИМЕННО ВАМ В ДАННЫЙ МОМЕНТ и прислушайтесь к себе и своим ощущениям.
Вы представляете себе, что Вы и Ваше тело это - косточка, семечко, зёрнышко
А затем Вы вспоминаете всё, что знаете о ботанике и проникаетесь «философией растущего зерна».
Следуйте за тем, что будет с Вами происходить
Какова же философия зерна? Косточки? Семечка?
Семечко НИЧЕГО НЕ ПЛАНИРУЕТ
Оно не планирует свой рост, оно вообще не знает, не волнуется и не думает - ЧТО из него вырастет.
С семечком, однако, всегда происходит ТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ!
Что может получиться у Вас в ходе упражнения телесно-ориентированной психотерапии?
Помните завет: следуйте за тем, что будет с Вами происходить и ничего не бойтесь.
Вы можете почувствовать, что «из Вас выросло» то, чего Вы никак не ожидали. Может быть, в ходе упражнения Вы вообще и не прорастёте - значит, не время.
Что бы из Вас не выросло в ходе телесно-ориентированной психотерапии, примите это со вниманием и любовью.
В ходе упражнения Вы можете пройти следующие стадии:
- полежать семечком долго-долго
- пустить росток
- зацвести цветком
- в путь тронуться
- дать плод или колос
- засохнуть и полететь по ветру сухой былинкой
В какой-то момент к процессу Вашего роста станет подключаться и тело... Это означает, что Вы смогли перекинуть мостик от обычной визуализации к построению телесной метафоры!
Вы можете принимать диковинные позы, танцевать ведомый Вам одному танец - и хорошо подобранная музыка этому танцу только поспособствует.
Ваша задача (как и задача любого, практикующего телесно-ориентированную психотерапию) - быть ПРЕДЕЛЬНО внимательными к своим ощущениям и переживаниям, а особенно к ощущениям и «переживаниям» своего тела.
Наконец, Вы должны почувствовать, когда Ваше упражнение, опыт завершится.