ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор: Бардацкая Наталья Александровна.
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края
Предмет: русский язык
Тема: Проверочные задания по теме «Причастие».
Возрастная группа: 9,11 класс
Цель создания материала:
-
повышение эффективности обучения школьников посредством коллективной или самостоятельной их деятельности; -
оказание помощи в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, актуализация опорных знаний по русскому языку за курс основной школы, развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм контроля и тестирования.
Задачи:
-
организация целенаправленной деятельности учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, приобретение личного опыта и его практического применения, формирование компетенции при изучении и повторении темы «Причастие»;
Практическое применение: Материал предназначен для учителя и для учащихся, но может быть использован и родителями для закрепления материала при изучении темы «Причастие». Он поможет при подготовке и проведении урока, для самостоятельного изучения материала учеником, для проверки знаний ребенка родителями. Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, при изучении темы «Причастие». Задания обеспечивают объективность и простоту проверки ответов учащихся и позволяют выявить пробелы в знаниях по теме «Причастие». Учитывая, что на уроки русского языка в 9,11-х классах отводится мало времени (2ч. и 1ч. соответственно), я составила часть заданий таким образом, что учитель может использовать их в течение всего учебного процесса. Задания могут использоваться учителями, работающими по любому учебнику русского языка, так как соответствуют основным требованиям программы по русскому языку. Задания подобраны разноуровневые (базовый уровень, повышенной трудности). Задания предназначены для организации текущей и итоговой проверки знаний учащихся. Проверочные работы содержат неосложненное, осложненное, выборочное списывание, тестовые задания, комплексный анализ текста, контрольные работы.
Задание №1
I вариант. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей и комментарием.
Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться.
II вариант. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей и комментарием.
Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принести, согреть, сжечь, привести.
III вариант. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей и комментарием.
Высказать, делить, предполагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.
IV вариант. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов.
Восстановить, возобновить,вымыть, поднять, полить, посеять. Убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.
Комментарий. Действительное причастие настоящего времени образуется от основы настоящего времени посредством суффиксов –ущ-(-ющ-) от глаголов I спряжения, -ащ-(-ящ-) – от глаголов II спряжения.
| Форма 3-го лица множественного числа | Причастие настоящего времени |
Глаголы I спряжения | Читают, пишут | Читающий, пишущий |
Глаголы II спряжения | Дышат, видят | Дышащий, видящий |
Действительные причастия прошедшего времени имеют суффикс -вш- или -ш- (если прошедшее время глагола не имеет-л) и образуется от основы инфинитива.
Инфинитив | Действительное причастие прошедшего времени. |
Читать, нести | Читавший, нёсший |
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -ем- от глаголов I спряжения, -им- от глаголов II спряжения.
| Формы 1-го лица множественного числа настоящего времени | Причастия страдательные настоящего времени |
Глаголы I спряжения | (Мы) читаем | Читаемый |
Глаголы II спряжения | (Мы) зависим, хвалим | Зависимый, хвалимый |
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива посредством суффиксов –нн-, -енн- (-ённ-), -т-.
Задание №2. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите, какие причастия действительные, какие страдательные.
1. Студенческий драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую пьесу. – Артист, … студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Школьники, …большую работу на экспериментальном участке, написали о своем опыте в стенную газету. – Большая работа, … школьниками, была описана в стенной газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, …новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от нее. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Новый прибор, … облака, не утихал ни на минуту. – Облака, … ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).
Задание №3.
По приведенному образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования той или иной формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких – причастия настоящего времени.
Глагол | Причастия | |||||
Неопределенная форма глагола | Переходный или непереходный | Вид | Действительные | Страдательные | ||
| | | Наст.вр. | Пршед. вр. | Наст. вр. | Прошед.вр. |
Читать | Переход. | Несов. | Читающий | Читавший | Читаемый | Читанный |
Любить | Переход. | Несов. | Любящий | Любивший | Любимый | - |
Прчитать | Переход. | Сов. | - | Прочитавший | - | Прочитанный |
Подойти | Непереход. | Сов. | - | Подошедший | - | - |
Читать, любить, спать, сидеть, ненавидеть, дышать, бросить, заниматься, слышать, обидеть, отправлять, видеть, виднеться, подъехать, смеяться.
Задание №4
Выпишите причастия, указывая их начальную форму, время, с каким словом согласуется, от какого глагола они образованы, действительные или страдательные (если страдательное причастие, то надо указать, полное оно или краткое).
1. Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. 2. Налетающий ветер приносит дыхание опаленной морозом листвы и тлеющих углей костра. 3. Стена увешана плакатами и афишами. 4. Без пользы в пустыне росли и цвели мы, колеблемы ветром и зноем палимы! (М.Ю.Лермонтов). 5. Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз. (М.Ю.Лермонтов). 6. Вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. (М.Ю.Лермонтов). 7. Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Ю.Лермонтов). 8. На берегах уснувших лишь ветра слышен лёгкий звук, и при луне в водах плеснувших струистый исчезает круг. (А.С.Пушкин). 9. Ущелья в сон погружены, в ауле нет лишь тишины. (М.Ю.Лермонтов).
Задание №5
К данным причастиям подберите глаголы, от которых они образованы. Определите тип причастия, вид.
Сидевший, севший, блестящий, блестевший, выметенный, расстрелянный, подстреленный, дышащий, заброшенный, борющийся, слышимый, увешанный, развешанный, развешенный, блещущий, удостоенный, недовешенный, колеблемый, испещрённый.
Задание №6.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках напишите неопределенную форму того глагола, от которого оно образовано.
1.Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в этом нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеч...нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была окончена своевременно. 8. Платье было быстро высуш..но и поглажено. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.
Задание №7.
Перепишите предложения, вставляя вместо точек одно из указанных в скобках причастий, согласуя его с существительным.
1. Каменщики, ...дом, работают быстро и уверенно. - Вновь ...здания красивы (строящий, строящийся). 2. Несколько классов были переведены в … школу. - Мы поблагодарили женщину, … нам дверь (открывший, открывшийся). 3. Мать беседовала с … её ребёнка врачом. - Доктор подробно рассказал о … у него больном (лечивший, лечившийся). 4. Пассажиры спешили на … поезд. - Дежурный по станции, … поезд, дал сигнал (отправляющий, отправляющийся). 5. В лесу шёл бой с упорно … отрядом партизан. - Отряду, … железнодорожную станцию, послано подкрепление (защищающий, защищающийся). 6. Путешественники с тревогой следили за … дождём. - Северный ветер, … дождь, помешал путешественникам вовремя прийти на базу (усиливавший, усиливавшийся).
Задание №8.
Выделите причастия и объясните их правописание.
I вариант. 1. Пароход ведет пять гружёных барж. Нагруженные железом и тяжёлыми ящиками баржи медленно движутся по реке. 2. Перед путниками изба с кирпичною белёною трубой. В маленькой, чисто выбеленной комнатке уютно. 3. Девушка откинула с головы на плечи вязаный платок. Связанный в долгие зимние вечера, он был сейчас особенно приятен. 4. Укус бешеной собаки опасен. Как взбешённый, понёсся по степи конь с всадником.
II вариант. 1. Товарищи наскоро перевязали раненого, сдали его санитарам и поспешили дальше. Раненый осколком гранаты боец медленно шёл на санитарный пункт. 2. В несколько дней сборы были окончены, вещи собраны и увязаны (Аксаков). 3. Берёза была выкопана с корнем, корни её обложены сырым мхом. 4. Из сушёных грибов лучшие белые. Грибы, сушённые на солнышке, не то, что высушенные в печке.
Задание №9.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. Объясните различие в написании созвучных слов.
Кипячё...ая вода — вскипячё...ое молоко; краш...ный пол — покраше...ый забор, рама покраш...на; коше...ый луг — скоше...ая трава, трава скоше...а; стреля...ый воробей — подстреле...ая птица; жжё...ый кофе — сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса — закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок — избалова...ое дитя — девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик — остриже...ая голова , волосы остриже...ы. Девочка хорошо воспитана родителями. - Девочка послушна и воспитанна. Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. - Эта ученица дисциплинированна и организованна. Розовая туча была рассеяна ветром, и снова сверкало солнце. - Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.