ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.
2-й вариант
-
Караван подошел к небольшой возвышенности (сложить) из крупных обломков (развалить) скал. -
Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником. -
На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные тонкие березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.
Задание: вставьте гласные в суффиксы и окончания причастий.
Бор…щийся Закле…нный Нарисов…нный
Рокоч…щий Изумля…щий Услыш…нный
Издава…мый Пиш…щий Следу...щий
Передава…мый Невид…мый Ро…щий
Встреч…нный Завис…вший Засе…вший
Испеч…нный Стел…щийся Управля…мый
На раскачивающ…ся О бушующ…м океане В чернеющ…м иву лесу
Сгибающ…хся Закрасневш…ся зари О хранящ…хся
колосьев письмах
Задание: вставьте гласные в суффиксы и окончания причастий.
В чернеющ… лесу; шумящ… потоком; устремляющ…ся потока; о льющ…ся дожде; задымивш…ся речку; закраснев…ся зари; у волнующ…ся озера; встречающ…ся льдинами.
Начина…щегося утра; колебл…щийся полет; издава…мый звук; прерыва…мый гулом; вид…вший зарю; засе…нный огород; маш…щая крыльями; стро…щийся дом; несравн…мый вечер; вид…мый мною; крас…вший пол; вылеч…нный; покраш…нный пол; о хранящ…хся делах.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Задание: вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания, выделить суффиксы всех причастий, надписать над ними, какое страдательное или действительное, в каком времени, сделать словообразовательную цепочку слов с *.
1.Определите тему, основную мысль текста.
2.Озаглавьте текст.
3. Определите функционально-стилевую принадлежность и тип речи текста.
Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.
4.Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) им средства связи.
5.Составьте план текста.
6.Укажите средства художественной выразительности, использованные в тексте (не менее двух, в зависимости от стиля текста).
7.Отметьте лексические особенности текста: наличие слов, употребленных в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных), заимствованных слов, старославянизмов, лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) стилистически окрашенных слов, устаревших и новых слов, фразеологизмов.
8.Отметьте офографические и граммвтические особенности текста.
Воспоминания исследователя морских глубин.
Это было хмур…щимся* летним днем в огромном экологическом музее на набережной Невы.
Мальчик прошел мимо застекленных полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной с двумя причудливыми осьминогами вмсевш…ми* на тонких проволочных нитях.
Они висели за слегка запыленным* стеклом, словно два пестрых зонтика, а за ними громоздились раскраш…нные в красный, бурый и желтый цвета странные камни внешне походивш…е на деревья.
Вымаз…нные яркими красками рыбки хороводили между камней.
«Коралловый риф и его обитатели» - было написано на прикле…нной табличке витрины.
Мальчишкой часами пропадавш…м в зоомузее был я.
Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола с любовью выреза…мые заметки из газет, выписывал на аккуратные карточки все прочит…нное о море и тропиках, смотрел кинофильмы.
И все это время безотчетно ждал встречи с чудом называ…мым Коралловый риф.
(По В. Сахарову).
Задание:
Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойти к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.
Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома как память о счастье и весне...
Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью, правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.
Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.
Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утрення роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это прекрасное утро...
ТЕСТ.
1-й вариант.
1.Это слово является причастием:
Дрожащий(А) свет из окон проливался
И падал так, что каждый лепесток
Среди туманных(Б) листьев выделялся
Прозрачной(В) чашечкой, открытой(Г) на восток.
2.В этом предложении в окончании причастия надо писать букву и:
А) Я шел по мягкой пыльной дороге, проходил реденькие сосновый борки, с застоявш…мся запахом смолы и земляники.
Б) В засыпающ…м лесу стоит гулкая тишина.
В) Мелькнула над террасой ласточка, с радостью звенящ…м смехом вильнула в воздухеи понеслась прочь.
Г) Ласточки летали в розовеющ…м вечернем воздухе.
3.В этом предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом:
А) Дорога вилась передо мною между пустыми кустарниками орешника, уже залитым мраком.
Б) Звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака.
В) Визжит ветер, мечется, как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака.
Г) При свете молнии я увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем.
4.В этом предложении причастный оборот надо выделить запятыми:
А) Дул ветер, плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз проснувшихся едва
Сжималось сердце молодое.
Б) Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч.
В) А лес шумел! Зелено-золотой,
Шумел мой лес, живицей опьяняя,
И лось трубил, и белка молодая
Ловила лист летящий над землей.
5.В суффиксе этого причастия надо писать букву а или я:
А) за стро…щимся домом; Б) держ…щийся за перила
В) постоянно хмур…щий брови; Г) бор…щийся с ветром;
Д) ла…щий на прохожего; Е) крас…щее вещество;
Ж) при колыш…щемся пламени; З) люб…щим взглядом.
6.В этом предложении в причастии надо писать суффикс
-ущ-, -ющ-:
А) природы тайный соглядатай, люблю, забывши все кругом, следить за ласточкой стрельчатой над вечере…щим прудом.
Б) Все слова - как ненависти жало,
Все слова - как кол…щая сталь.
В) Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет.
Убега…щая цепь.
Г) Октябрь опавшую листву топтал, швырял, кружил,
Но с грез…щими наяву фонтанами дружил.
7.В этом предложении суффикс страдательного причастия настоящего времени надо писать букву и:
А) Волну…мый воспоминаниями, я забылся.
Б) Вдруг странный, едва слыш…мый звук привлек наше внимание.
В) Скучая, бедная княжна в прохладе мраморной беседки сидела тихо близ окна и сквозь колебл…мые ветки смотрела на цветущий луг.
Г) По тонкой невид…мой нити,
По самой кратчайшей прямой,
Бессонные птицы событий,
В приемник слетаются мой.
2-й вариант.
1.Это слово является причастием:
Дрожащий(А) свет из окон проливался
И падал так, что каждый лепесток
Среди туманных(Б) листьев выделялся
Прозрачной(В) чашечкой, открытой(Г) на восток.
2.В этом предложении в окончании причастия надо писать букву е:
А) Вдруг все трое очутились перед Кириллом Петровичем, идущ…м осматривать свою конюшню.
Б) Добежав до деревни, мальчик остановился у полуразваливш…йся избушки и постучал в окошко.
В) Герман увидел слугу, спящ…го под лампою в старинных, запачканных креслах.
Г) Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедш…м ко мне с чашкою чая.
3.В этом предложении причастный оборот стоит после определяемого слова:
А) Чу, там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог.
Б) Мимо ворот изредка проносились молнией бегущие рысаки, люди на трибунах вдруг принимались кричать и хлопать.
В) В такт бегу колеблются гибкие оглобли, и в такт галопу поднимается и опускается в седле мальчик почти лежащий на шее у лошади.
Г) Через несколько минут Изумруда уже распряженного приводят опять к трибуне.
4.В этом предложении причастный оборот запятыми не выделяется:
А) Зари последний луч горел
Над ярко позлащенным бором.
Б) Нередко под вечер слыхали
Ее приятный голосок;
Нередко в рощах поднимали
Иль ею брошенный венок,
Или клочки персидской шали,
Или заплаканный платок.
В) Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами.
Г) Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее сказать, по следу проложенному крестьянскими санями.
5.В суффиксе этого причастия надо писать букву а или я:
А) о движ…щемся предмете; Б) тяжело дыш…щий человек;
В) пен…щиеся волны; Г) стел…щийся туман;
Д) тороп…щийся студент; Е) хорошо вид…щий;
Ж) шепч…щиеся ученики; З) хвал…щийся успехами.
6.В этом предложении в причастии надо пистаь суффикс -ущ-, -ющ-:
А) Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремл…щие зреют.
Б) И далёко меж курганов темно-серою змеёй
До бледнее…щих туманов пролегает путь родной.
В) Средь кленов девственных и плач…щих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен.
Г) Не за тем же пускаться в дорогу,
Чтобы в люб…щем сердце опять
Пробудить роковую тревогу.
7.В этом предложении в суффиксе страдательного причастия настоящего времени надо писать букву е:
А) Осеребря…мый росою,
Белелся луч вечернею порою.
Б) Уж вечер настает, волну…мый мечтами,
По нивам, по луга, установленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме.
В) Часто в тихую радость утренних дней врывались и таяли звуки невид…мого кларнета: это кричали лебеди.
Г) Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колебл…мые своды
Ясная лазурь небес.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
1-й уровень
-
Найти причастия, доказать: старый, стареющий, стареть, постаревший, старенький, старшие. -
Образовать все возможные формы причастий от глаголов: смотреть, пролетать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы:
обиж…нный, отмет…вший, бор…щийся, муч…мый, освещ…нный.
4. Записать причастия с суффиксами -ящ-, -нн-, -вш-.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________