Файл: Проверочные задания по теме Причастие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 317

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание: образовать причастия, расставить знаки препинания.

2-й вариант

  1. Караван подошел к небольшой возвышенности (сложить) из крупных обломков (развалить) скал.

  2. Крупный мокрый снег лениво кружился около только что (зажечь) фонарей и тонким слоем ложился на крыши плечи мостовую уже (одичать) и (зарастать) бурьяном и кустарником.

  3. На месте (срубить) леса белой свечой среди (обрубить) сучьев и (поблекнуть) листьев возвышались три длинные тонкие березы с макушками (уцелеть) в этой рубке.

Задание: вставьте гласные в суффиксы и окончания причастий.

Бор…щийся Закле…нный Нарисов…нный

Рокоч…щий Изумля…щий Услыш…нный

Издава…мый Пиш…щий Следу...щий

Передава…мый Невид…мый Ро…щий

Встреч…нный Завис…вший Засе…вший

Испеч…нный Стел…щийся Управля…мый

На раскачивающ…ся О бушующ…м океане В чернеющ…м иву лесу

Сгибающ…хся Закрасневш…ся зари О хранящ…хся

колосьев письмах

Задание: вставьте гласные в суффиксы и окончания причастий.

В чернеющ… лесу; шумящ… потоком; устремляющ…ся потока; о льющ…ся дожде; задымивш…ся речку; закраснев…ся зари; у волнующ…ся озера; встречающ…ся льдинами.

Начина…щегося утра; колебл…щийся полет; издава…мый звук; прерыва…мый гулом; вид…вший зарю; засе…нный огород; маш…щая крыльями; стро…щийся дом; несравн…мый вечер; вид…мый мною; крас…вший пол; вылеч…нный; покраш…нный пол; о хранящ…хся делах.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Задание: вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания, выделить суффиксы всех причастий, надписать над ними, какое страдательное или действительное, в каком времени, сделать словообразовательную цепочку слов с *.

1.Определите тему, основную мысль текста.

2.Озаглавьте текст.

3. Определите функционально-стилевую принадлежность и тип речи текста.

Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.

4.Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) им средства связи.

5.Составьте план текста.

6.Укажите средства художественной выразительности, использованные в тексте (не менее двух, в зависимости от стиля текста).

7.Отметьте лексические особенности текста: наличие слов, употребленных в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных), заимствованных слов, старославянизмов, лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) стилистически окрашенных слов, устаревших и новых слов, фразеологизмов.


8.Отметьте офографические и граммвтические особенности текста.

Воспоминания исследователя морских глубин.

Это было хмур…щимся* летним днем в огромном экологическом музее на набережной Невы.

Мальчик прошел мимо застекленных полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной с двумя причудливыми осьминогами вмсевш…ми* на тонких проволочных нитях.

Они висели за слегка запыленным* стеклом, словно два пестрых зонтика, а за ними громоздились раскраш…нные в красный, бурый и желтый цвета странные камни внешне походивш…е на деревья.

Вымаз…нные яркими красками рыбки хороводили между камней.

«Коралловый риф и его обитатели» - было написано на прикле…нной табличке витрины.

Мальчишкой часами пропадавш…м в зоомузее был я.

Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола с любовью выреза…мые заметки из газет, выписывал на аккуратные карточки все прочит…нное о море и тропиках, смотрел кинофильмы.

И все это время безотчетно ждал встречи с чудом называ…мым Коралловый риф.

(По В. Сахарову).
Задание:

Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойти к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома как память о счастье и весне...

Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью, правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.



Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утрення роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это прекрасное утро...

ТЕСТ.

1-й вариант.

1.Это слово является причастием:

Дрожащий(А) свет из окон проливался

И падал так, что каждый лепесток

Среди туманных(Б) листьев выделялся

Прозрачной(В) чашечкой, открытой(Г) на восток.
2.В этом предложении в окончании причастия надо писать букву и:

А) Я шел по мягкой пыльной дороге, проходил реденькие сосновый борки, с застоявш…мся запахом смолы и земляники.

Б) В засыпающ…м лесу стоит гулкая тишина.

В) Мелькнула над террасой ласточка, с радостью звенящ…м смехом вильнула в воздухеи понеслась прочь.

Г) Ласточки летали в розовеющ…м вечернем воздухе.
3.В этом предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом:

А) Дорога вилась передо мною между пустыми кустарниками орешника, уже залитым мраком.

Б) Звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака.

В) Визжит ветер, мечется, как бешенный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака.

Г) При свете молнии я увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем.
4.В этом предложении причастный оборот надо выделить запятыми:

А) Дул ветер, плакала трава

И ветви о недавнем зное,

И роз проснувшихся едва

Сжималось сердце молодое.

Б) Солнце садится, и ветер утихнул летучий,

Нет и следа тех огнями пронизанных туч.

В) А лес шумел! Зелено-золотой,

Шумел мой лес, живицей опьяняя,

И лось трубил, и белка молодая

Ловила лист летящий над землей.
5.В суффиксе этого причастия надо писать букву а или я:

А) за стро…щимся домом; Б) держ…щийся за перила

В) постоянно хмур…щий брови; Г) бор…щийся с ветром;

Д) ла…щий на прохожего; Е) крас…щее вещество;

Ж) при колыш…щемся пламени; З) люб…щим взглядом.

6.В этом предложении в причастии надо писать суффикс
-ущ-, -ющ-:

А) природы тайный соглядатай, люблю, забывши все кругом, следить за ласточкой стрельчатой над вечере…щим прудом.

Б) Все слова - как ненависти жало,

Все слова - как кол…щая сталь.

В) Теплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей дышит степь,

И курганов зеленеет.

Убега…щая цепь.

Г) Октябрь опавшую листву топтал, швырял, кружил,

Но с грез…щими наяву фонтанами дружил.

7.В этом предложении суффикс страдательного причастия настоящего времени надо писать букву и:

А) Волну…мый воспоминаниями, я забылся.

Б) Вдруг странный, едва слыш…мый звук привлек наше внимание.

В) Скучая, бедная княжна в прохладе мраморной беседки сидела тихо близ окна и сквозь колебл…мые ветки смотрела на цветущий луг.

Г) По тонкой невид…мой нити,

По самой кратчайшей прямой,

Бессонные птицы событий,

В приемник слетаются мой.
2-й вариант.

1.Это слово является причастием:

Дрожащий(А) свет из окон проливался

И падал так, что каждый лепесток

Среди туманных(Б) листьев выделялся

Прозрачной(В) чашечкой, открытой(Г) на восток.

2.В этом предложении в окончании причастия надо писать букву е:

А) Вдруг все трое очутились перед Кириллом Петровичем, идущ…м осматривать свою конюшню.

Б) Добежав до деревни, мальчик остановился у полуразваливш…йся избушки и постучал в окошко.

В) Герман увидел слугу, спящ…го под лампою в старинных, запачканных креслах.

Г) Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедш…м ко мне с чашкою чая.

3.В этом предложении причастный оборот стоит после определяемого слова:

А) Чу, там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог.

Б) Мимо ворот изредка проносились молнией бегущие рысаки, люди на трибунах вдруг принимались кричать и хлопать.

В) В такт бегу колеблются гибкие оглобли, и в такт галопу поднимается и опускается в седле мальчик почти лежащий на шее у лошади.

Г) Через несколько минут Изумруда уже распряженного приводят опять к трибуне.

4.В этом предложении причастный оборот запятыми не выделяется:


А) Зари последний луч горел

Над ярко позлащенным бором.

Б) Нередко под вечер слыхали

Ее приятный голосок;

Нередко в рощах поднимали

Иль ею брошенный венок,

Или клочки персидской шали,

Или заплаканный платок.

В) Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами.

Г) Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее сказать, по следу проложенному крестьянскими санями.

5.В суффиксе этого причастия надо писать букву а или я:

А) о движ…щемся предмете; Б) тяжело дыш…щий человек;

В) пен…щиеся волны; Г) стел…щийся туман;

Д) тороп…щийся студент; Е) хорошо вид…щий;

Ж) шепч…щиеся ученики; З) хвал…щийся успехами.

6.В этом предложении в причастии надо пистаь суффикс -ущ-, -ющ-:

А) Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремл…щие зреют.

Б) И далёко меж курганов темно-серою змеёй

До бледнее…щих туманов пролегает путь родной.

В) Средь кленов девственных и плач…щих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен.

Г) Не за тем же пускаться в дорогу,

Чтобы в люб…щем сердце опять

Пробудить роковую тревогу.

7.В этом предложении в суффиксе страдательного причастия настоящего времени надо писать букву е:

А) Осеребря…мый росою,

Белелся луч вечернею порою.

Б) Уж вечер настает, волну…мый мечтами,

По нивам, по луга, установленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме.

В) Часто в тихую радость утренних дней врывались и таяли звуки невид…мого кларнета: это кричали лебеди.

Г) Луг шелковый, мирный лес!

Сквозь колебл…мые своды

Ясная лазурь небес.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

1-й уровень

  1. Найти причастия, доказать: старый, стареющий, стареть, постаревший, старенький, старшие.

  2. Образовать все возможные формы причастий от глаголов: смотреть, пролетать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставить пропущенные буквы в суффиксы:

обиж…нный, отмет…вший, бор…щийся, муч…мый, освещ…нный.

4. Записать причастия с суффиксами -ящ-, -нн-, -вш-.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________