Файл: Программа наименование учебного предмета Обществознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
-
Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
-
Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
-
Общество — большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причйны их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
-
Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
-
Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России. 4
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
-
Основы российского законодательства (9 ч)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
-
Мир экономики (12 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые
технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
-
Человек в экономических отношениях (6 ч)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
-
Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный сослав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
-
Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические
партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
-
Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
-
Человек в меняющемся обществе (3 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Тематическое планирование по обществознанию .
5 класс(общеобразовательный)
№ урока | Кол.час. | Раздел программы (блок) Тема урока | Тип урока | дата | Домашнее задание | ||||
план | факт | ||||||||
1 | 1 | Введение | Урок изучения нового материала | | | Стр 5-8 учебника | |||
| Глава 1 Человек | ||||||||
2-3 | 2 | Загадка человека | Урок изучения нового материала Урок практикум | | | П.1 раб тетр № 2,3,4 П. 1 Раб тетр. № 6,7,8 | |||
4-5 | 2 | Отрочество - особая пора жизни | Урок изучения нового материала Комбинированный | | | П.2 Раб тетр №3,4 П.2 раб тетр № 7,8 | |||
6-7 | 2 | Практикум по главе «Человек» | Урок практикум | | | ||||
| Глава 2 Семья | ||||||||
8 | 1 | Семья и семейные отношения | Комбинированный | | | П.3 Раб Тетр. № 2,3 П.3 раб. Тетр. № 6,7,8 | |||
9-10 | 2 | Семейное хозяйство | Комбинированный | . | | П. 4 Раб. Тетр. № 2,3 П.4 раб тетр №6,7,8 | |||
11-12 | 2 | Свободное время | Комбинированный | | | П.5 раб тетр № 3,4 П. 5 Раб тетр. №5,6,8 | |||
13 | 1 | Практикум по главе «Семья» Повторение и обобщение | | | Раб. Тетр № 2,7 П5 Мини проект мое хобби | ||||
Глава 3. Школа. | |||||||||
14 | 1 | Образование в жизни человека | Урок изучения нового материала Урок игра | . | | П. 6 Раб тетр №3,4 П.6. Раб. Тетр. № 7,8 | |||
15-16 | 2 | Образование и самообразование | Комбинированный Урок практикум | | | П. 7 Раб тетр№ 3,4, П. 7 раб тетр №7 | |||
17-18 | 2 | Одноклассники, сверстники, друзья. | Комбинированный | | | П. 8 Раб тетр № 2,3 П.8 раб тетр. № 4,5 | |||
19 | 1 | Практикум по главе «Школа» | Урок-практикум | | | П.8 раб. Тетр №7,8 подготовка к тесту | |||
| Глава 4. Труд. | ||||||||
20-21 | 2 | Труд – основа жизни | Урок изучение нового материала Урок - практикум | | | П.9 раб тетр № 2,3 П.9 раб тетр №6,7 | |||
22-23 | 2 | Труд и творчество. | | | | П. 10 Раб тетр № 2,3,4 П.10раб. Тетр № 6 | |||
24-25 | 2 | Практикум по главе «Труд» | Урок-практикум | | | Мини проект подготовка к тесту | |||
| Глава 5.Родина | ||||||||
26 | 1 | Наша Родина-Россия. | Урок изучения нового материала | | | П.11 Раб тетр№ 3,4,5 П.11 Раб тетр 7,8 | |||
27 | 1 | Государственные символы России. | Комбинированный | | | П. 12 Раб тетр №2,3,4 П.12 Раб тетр.№ 5,6 | |||
28-29 | 2 | Гражданин России | Комбинированный | | | П. 13 Раб тетр № 3,4 П.13 раб тетр № 6,7 | |||
30-31 | 2 | Мы – многонациональный народ. | Комбинированный | | | П.14 Раб тетр № 3,4 П. 14 раб тетр № 7 | |||
32-33 | 2 | Обобщающее повторение | Итоговый урок Контрольный урок | | | Работа с тестами | |||
34-35 | 2 | Защита проекта | Урок-практикум | | | проекты |