Файл: Философия права Гегеля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»
Реферат на тему: «Философия права Гегеля»
Выполнила:
Магистрант 1 курса
Попова Елена Юрьевна
Проверил:
Ахматов В.А.

2
Москва, 2018
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………....3 1. Метод философии Гегеля……………………………………………………….4 2. Философия права Гегеля………...………..………………………………..……6 3. Философское учение Гегеля о государстве……………………………….11
Заключение……………………………………………………………………..….20
Список литературы …………………………………………………………….. 22

3
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в городе Штуттгарте в семье крупного чиновника. Получив начальное образование в местной гимназии, в 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. После института, с
1797 года работал на дому учителем, потом директором гимназии в
Нюренберге. С 1801 г преподавал в Йенском университете. С 1816 года
Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 года -
Берлинского, наряду с этим в 1808 – 1815 – ректор привилегированной гимназии в
Нюрнберге.
В студенческие годы Гегель был занят творческим развитием и пониманием достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля - одно из самых известных произведений в истории правовой и политической мысльи.
Творчество Гегеля считается вершиной класической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественниов. Он первым представил весь естественный, и сторический и духовный мир в непрерывном развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, т.к. по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею гос-ва и права, считая задачей науки о праве и гос-ве развитие представлений о должном разумном праве и гос-ве, а нахождении разумного действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился первым найти разумность в самой реальности; отсюда призыв к примирению с самой реальностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гр-ое общество и политическое гос-во, трактуя гр-ое общество, как опосредованная трудом, система потребностей основанная на господстве частной собственности и всеобщем формльном равенстве. Он также делит сословия и


4 политическое гос-во на три ветви власти, считая разделение властей в гос-ве гарантией публичной свободы.
1
1. Метод философии права Гегеля
Философия права Гегеля освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Т.к. реализация понятия в действительности, по
Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея
права – единство понятия права и его осуществения. Идея права, свобода, разворачивается в гегелевском учении в мире гос-ва и права, сфера объективного духа предстает как идеальная правовая
реальность.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по
Гегелю, являются:
1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание,
2) “объективный дух” – право, мораль, нравственность,
3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.
Дух есть единое и цельное, но в процессе развития происходит, переход от низкого к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта л и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.
По Гегелю мир - это сочетание природы и духа, которые находятся не вне абсолютного (абсолютного духа), а сами по себе. Саморазвитие мира - это история абсол. духа; признание этого Гегелем, привлекло за собой важный методологический вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким м.б. познано абсолютное, вовсе не должен принципиально отличаться от пути познания мира природы и мира духа.
2
Объективный дух – по Гегелю - это ступень развитмия духа, когда свобода в первые приобретает форму реальности, т.е. наличного
1
Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Москва, 1977 г. – 7 с.
2
Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 165 с.

5 бытия в виде гос-но – правовых формообразований. Дух выводит т из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свобды: объективность духа входит в свои права.
Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе
философии права опирается на диа лектику в ее
спекулятивно-идеалистической
форме,
метод
предопределяет
понятийный
характер
предмета
исследования и по существу не исследуетобъект, а создает
его, предмет же исследования сводится к понятийному
аппарату метода, то есть тождества предмета и метода.
Гегелевская философия права означает равенство их
понятийного содержания.
3
Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не является чисто “внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школу метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного развертывания мысли” и именно он, и только он, кто делает необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.
Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Внимание Гегеля по существу предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, по его словам, можно рассматривать как пример диалектики.
Выступая против одностороннего абстрактно аналитического
метода, он утверждал, что этот метод совершенно неприемлем для философии. Философия по сути, не нашла своего истинного метода. и только Гегель дал образец истинного методафилософской науки, применив его к конкретному предмету
– к сознанию.
3
Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва - 1990 г. – 231 с.


6
Движение сознания - это восхождение от абстрактного к определенному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высокоом уровне.
Диалектический идеализм, т.е. сочетание научного воззрения с ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости.
Отсюда и противоечие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.
Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляются окольным путем.
Сам Гегель подчеркивал своеобразие собственного флософского рассмотрения проблем права и гос-ва и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о гос-ве, - подчеркивал он,-нужно иметь в виду не особенные гос-ва, а особенные учрежден, а скорее идею самое по себе, этого действительного бога».
4
2. Философия права Гегеля
Право по Гегелю есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей по словам Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.
В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления о зависмости индивидуального сознания от общественного сознания.
4
В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. Москва. 1998 г. – 286 с.

7
Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.
Понятие о праве по Гегелю имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный п роизвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное
Кантом и всеми сторонниками критической философии. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и гос-ва самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право, как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерно сть революции уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве. Но считает их для самого права чем-т о случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто раз умного, как в себе и для себя сущей свободы воли. Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное
право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна.
Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие права пока еще абстрактно. Челвек здесь выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного «Я». Такая единичная воля есть лицо, личность. «Личность – подчеркива ет
Гегель,- содержит вообще правоспособность». «Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц».
Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по
Гегелю, в праве частной собственности. Гель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как


8 свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же имущественного равенс тва расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.
Как необходимый моментв осуществлении разума Гегель трактует
договор. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена собственником. Поэтому Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение, - пишет Гегель, - привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».
Преступление- это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом
самого
преступника, заложенным уже в его деянии- поступке свободной личности. По логике гегелевской трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится моральным субъектом, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.
Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных случаях:
1)
право
как
свобода (идея права)
2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право)
3) право как закон (позитивное право).
1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.
2. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти
«особые права» даны в рамках одной формации объективного духа,

9 они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.
На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности
«особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
3. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав».
Гегель пишет : «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».
Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.Процесс развития понятия права определялся развитием самих категорий гегелевской идеалистической диалект ики. При этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права. Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета».
5
«Право как закон»
Превращение прва в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегел евских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание
5
Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 65 с.


10 права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме заона есть право. В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.
«То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчеркивал он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права.
Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.
В своей концепции различения права и закона Гегель стремится исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитвным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам».
Законодательство, по признанию Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от то го, что есть право в себе». Поэтому, поясяет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое».
Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое в законе. Этим и обусловлено то, что в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закна, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Оправдывая такой подход,
Гегель пишет: « То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
По своей идеальной природе положительное право(закон) как ступень самого понятия права
– это разумное
право.
6
Неразвитые до идеи права ситуации, по смыслу гегелевского подхода, относятся к предмету истории права, а не философии
права. Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто
6
Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва - 1990 г. – 231 с.

11 историческое исследование и сравнительно- историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.
Гегель подчеркивает бесконечную важность того,
что обязанности
государства и права
граждан определются законом. Особое значение он придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой». Гегелевская высокая оценка роли зако на имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем понятия пава, развертывающаяся в систему философии права, своим существом направлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона.
Т.о., система гегелевской филосо фии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и заона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия.
«Философия права» Гегеля занимает выдаю щееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства.
3. Философское учение Гегеля о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в.последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским общ-ом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами, сущ-им в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.
«Гражданское общество,- пишет Гегель, - создано, впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право».
Гражданское общество - сфера реалзации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития