Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
Развитость идеи предполаг ает, по Гегелю, достиже ние такого единства, в рамках которого противоп-ти разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме.
Гегель изображает гражданское общество как ра здираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
система потребностей;
отправление правосудия;
- полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
1. субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3. всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентр ация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши
13 сопровождает
«бесконечный рост зависимости и нужды».
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможн ости для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений о незыблемости основ такого строя.
Гр-ое общество и гос-во, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - то «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное гос-во - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.
«Поэтому в действительности,-подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента».
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная пос тановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
«Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанционалсьная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».
Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобаюыщего ей права».
Поэтому государство, по учению
Гегеля, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:
Во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства».
Во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы
14 отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.
«Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно ечсть объективный дух».
Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мненчию Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружаюсщей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - «пустым мнением».
Государство Гегель рассматривает как осществление подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух». Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то
Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире, благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога».
Гегелевская идея
гос-ва представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового гос-ва.
Наличие идеи государства
Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.
15
Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В
Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки, иначе говоря,
Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно-организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституцчионная монархия, как «политическое государство» - являются взаи освязанными аспектами единой идеи государства.
В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.
Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование
(конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция права и государства представляет собой спец ифический этатистский вариант буржуазной доктрины
«господства права».
Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства.
Гегелевская этатическая версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.
Согласно Гегелю, античное представл ение о государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности
16 воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез сучбъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля.
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
1. как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
2. в отношениях между гос-и как внешнее гос-ое право;
3. во всемирной истории.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.
Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
7
Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение власте в государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противод ействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.
Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наслед ственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона
7
Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Москва, 1977 г. – 109 с.
17 государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь прсоединить к этому свое субъективное «я хочу».
Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность.
Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства «в отношении законности и интеллигентности».
Законодательная власть, по храктеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения.
Палата же депу татов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования.
Гегель отстаивает принцип публ ичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически прогрессив ные позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных. Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.
Субстанция гос-ва, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. По мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...».
Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.
Международное право - это, по Гегелю, не действительное
18 право, каковым является внутреннее государственное право
(положительное право, законодательство), а лишь долженствование.
8
Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, догово рных отношений между государствами.
Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной.
Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и наилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.
В столкновении различных суверенных воль и через диале ктику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных н ародов) и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.
Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный,греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, соврем енная конституционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, чтовсесвободны».
9
В своих взглядах на всеми рную историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии. Известная некритичность и приукраивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими уста новками гегелевского объективного идеализма.
Гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной
Германии.
Сконструированное Гегелем разумное гос-во, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной
8
Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 65 с.
9
С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г. – 139 с.
19 монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.
Таким образом Гегель восхваляет гос-во как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппара т политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно- правовых формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового гос-ва, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.
Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных форм права к конкретному праву гос-ого целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произв ол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.
20
Заключение
В.Ф. Гегель внес большой вклад в мировую историю и культуру. Его мнение оказываются правильными. И верно он писал, что философия идет со временем и не может идти быстрее. Гегель не говорит о будущем и не ставит прогнозы, а только подводит итоги того, что произошло за это время.
Философия права сыграло большую роль для тогоя. Чтобы гос-во смогло сформировать свою политику. Гегель проводит различия между гос-ом и гр- им обществом. А также, когда он проанализировал разные теории, то пришел к тому, что то, что они называли гос-ом, на «самом деле не является им», а только образует систему. Гражданское общество – выполняет определенные цели личности, которая служит для себя. «Три главных момента гр-ого общесва явл-ся:
- система потребностей (удовлетворение и характер потребности, имущ-во);
- отправление правосудия (право, как закон, наличное бытие закона, суд);
- полиция и корпорация».
Система потребностей-удовлетворение за счет внешних предметов. Есть обыденные потребности в еде, воде, вещах, все зависит от того, как они удовлетворяются, каким способом. Один год хороший урожай, второй год меньше, шел дождь или сияло солнце, сеяли землю или нет. «Но этот кишмя кишащих произвол порождает из себя всеобщее определения, и факты, кажущиеся рассеянными и лишенными любой мысли, управляются необходимостью, которая сама собою выступает».
10
Все зависимости группируются как особенные сферы и используя обратное действие, имеют влияние на другие сферы при этом входят в контакт с ними, они могут и мешать. Эта взаимная связь представляет собой идеи отдельного индивидуума и сходна этим с планетной системой, хотя видны неправильные движения, но в этом можно различить ее законы.
При взаимоотношении потребностей и труда, используется своя рефлексия
10
С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г. – 139 с.
21 внутри себя, вообще в бесконечной личности, в (абстрактном) праве.
Пониманию «я», как человек, свойственно образованию, мышлению, в котором все тождественны. Человек имеет значением, потому что он человек, а не потому, что он сириец, русский, француз и т.д. Это создание, приходит через мысль и бывает ошибочным, когда оно утверждается с точки зрения антагонизма в качестве космополитизма и связано с гос-ой жизнью.
Право -это внешняя необхоимость в системе частных устремлений. Из потятия вытекает защита и существует лишь потому, что она полезна для потребностей. О праве может говорить только образованный, мыслить, а не чувствовать при этом приспособлять к предметам форму всеобщности и в воле. Когда люди создали для себя многообразные потребности насыщенные удовлетворением были созданы законы.
Действительность права раскрывается сознанием, оно дейтвительно и поэтому имеет всеобщую силу.
Т.о., я считаю, что философия права Гегеля оказало огромное влияние на последующую тсторию.