Файл: Вопросы (задания), подлежащие изучению (анализу результатов).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.

Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике».

В новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию». Сделано это потому, что термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.

Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая,  в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

2. Изучил нормативные правовые акты, регламентирующие подготовку личного состава, определяющие требования к разработке и оформлению методической документации по проведению занятий по направлениям профессиональной деятельности.

При организации и осуществлении подготовки личного состава системы Государственной противопожарной службы МЧС России обязательным является выполнение требований нормативных правовых актов и руководящих документов, регламентирующих порядок организации профессиональной подготовки личного состава ФПС Государственной противопожарной службы. Изучил требования Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 г. №881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны», Приказ МЧС № 467 от 25.10.2017 г. «Об утверждении положения о пожарно-спасательном гарнизонах», Приказ МЧС № 472 от 26.10.2017 «Об утверждении порядка подготовки личного состава подразделений пожарной охраны». Приказ МЧС № 153 от 30.03.2011 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы».


Приказ МЧС № 402 от 26.07.2011 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.03.2011». Распоряжение № 1357 от 09.12.2022 «Об утверждении сборника упражнений по профессиональной подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

3. Изучил структуру, формы и методы работы профильной организации, выбранной в качестве места прохождения педагогической практики.

Подготовка личного состава дежурных смен в 41 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре организована в соответствии требованиями приказов МЧС России.

Основным организационным документом при планировании профессиональной подготовки в учебном году является приказ начальника органа управления подразделения пожарной охраны об итогах профессиональной подготовки органа управления, подразделения пожарной охраны в текущем учебном году и задачах на следующий учебный год, в котором:

- отражаются итоги и анализ профессиональной подготовки личного состава подразделения пожарной охраны за прошедший учебный год;

- определяются цели и задачи на следующий учебный год;

- утверждаются тематические планы по организации профессиональной подготовки на следующей учебный год;

- назначаются лица, ответственные за организацию учебного процесса.

Основными документами по планированию профессиональной подготовки в учебном году являются:

- план профессиональной подготовки;

- годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов;

- тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов;

- расписание занятий.

Документы по планированию профессиональной подготовки в учебном году в подразделениях пожарной охраны утверждаются начальником подразделения пожарной охраны.

Для организации и проведения занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в подразделении пожарной охраны оборудован учебный класс обеспеченный техническими средствами обучения, учебной литературой и наглядными пособиями.

Для проведения занятий с личным составом подразделения пожарной охраны по пожарно-строевой и физической подготовке оборудованы специальные комплексы, спортивные городки, площадки, залы и комнаты.

В конце учебного года разрабатывается и утверждается план совершенствования учебной материально-технической базы.

Начальник подразделения пожарной охраны самостоятельно определяет тематику боевой подготовки личного состава караулов и самостоятельного обучения личного состава караулов, утверждении документов планирования профессиональной подготовки, выборе средств и методов обучения, осуществлении процесса обучения, учебно-методической работы, совершенствовании и развитии учебной материально-технической базы и иных видов деятельности.



Начальник караула является ответственным за качество подготовки личного состава возглавляемого им караула.

Начальник караула должен лично организовывать и проводить занятия и мероприятия, предусмотренные планом профессиональной подготовки и расписанием занятий по боевой подготовке личного состава караулов.

Личный состав органов управления, подразделений пожарной охраны на занятиях по профессиональной подготовке должен постоянно совершенствовать уровень теоретических и практических навыков в области тушения пожаров и ликвидации ЧС, темы занятий должны конспектироваться в учебных тетрадях.

4. Изучил основы профессионального этикета педагогической деятельности

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д. Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции. К основным её категориям относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость.

Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда. Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки – изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана способствовать решению задачи улучшения образования на основе поиска путей стимулирования педагогического труда.


5. Разработал документацию для проведения занятий с учебной группой, в которую входит личный состав подразделения.

За время практики был разработан план – конспект проведения теоретического занятия по основам морально-политической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач с личным составом дежурного караула 41 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре.

Основными источниками учебного материала являются действующие руководящие документы, учебники и учебные пособия последних изданий.

В процессе написания текста руководитель отбирает материал, осмысливает его и перерабатывает с учетом своей специфики и опыта устной передачи информации обучаемым. Он подбирает наиболее краткие, понятные и красочные фразы, дополняет их привычными для него элементами разговорной речи. По ходу изложения в необходимых местах включаются статьи уставов и наставлений, формулировки, цитаты, а также примеры из практики. Текст учебного материала должен быть увязан с жизнью, заботами и достижениями пожарной охраны.

Написание текста, полностью охватывающего излагаемый материал, не означает, что весь текст следует прочесть перед аудиторией. Механическое чтение лишает руководителя простоты, естественности и непринужденности при проведении занятий, не позволило бы использовать педагогические методы и приемы активизации обучаемых, установить психологический контакт с ними. Полный текст материала составляют для того, чтобы сохранить в памяти его содержание в деталях, при необходимости воспользоваться им на занятиях.

Составляя конспект какого-либо материала, руководитель занятий тщательно продумывает и записывает методические приемы его изучения на занятиях. Например, если предполагается использовать форму беседы, руководитель занятий в последней графе конспекта в заранее определенных местах, напротив изучаемого текста, указывает вопросы, которые он будет задавать обучаемым в ходе беседы. Аналогично указывается, когда и какой фрагмент кинофильма, слайд диафильма, плакат продемонстрировать, где обратить внимание личного состава на соблюдение правил охраны труда, что именно требуется законспектировать дословно, например, статьи положения по тушению пожаров, определения, где и какой пример привести, что надо выделить интонацией и др.

После разработки всего плана-конспекта целесообразно его еще раз проверить, затем руководитель занятий подписывает план-конспект и представляет на просмотр и утверждение старшему начальнику.


Подготовка аудитории, технических средств обучения и наглядных пособий заключается в том, что руководитель занятий отбирает краткие и содержательные фрагменты учебных кинофильмов, слайды и диапозитивы, наиболее полно отражающие изучаемый материал, а также плакаты, схемы и т. п. После отбора он контролирует исправность технических средств, проверяя их в такой последовательности, в какой они будут использованы на занятиях. При отборе наглядных пособий целесообразно обращать внимание не только на их содержание, но и на эстетическое оформление. Необходимо заранее принять меры по изготовлению недостающих схем, плакатов, слайдов, а также по устранению неисправностей технических средств обучения.

6. Провел занятие с учебной группой, в которую входит личный состав подразделения.

Дисциплина: Общественно-государственная подготовка

Тема занятия: Основы морально-политической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению.

Вид занятия: лекция 

Отводимое время: 2 часа.

Количество присутствующих на занятии: по списку – 20, присутствуют – 15, отсутствуют – 5.

Подготовка аудитории к занятию: аудитория подготовлена к занятию согласно требований по технике безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Дидактическая цель: довести до слушателей основы морально-политической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению.

Воспитательная цель: воспитывать личный состав дежурного караула в духе патриотизма, формировать бережное отношение к историческому наследству нашей родины.

Опрос дежурного караула: в ходе фронтальной беседы затрагивались понятия, связанные с темой занятия, что позволило подготовить слушателей к восприятию нового материала.

Основная часть задания: при изложении лекционного материала используются проблемные вопросы, презентационные слайды, что соответствует оптимальному сочетанию словесных и наглядных методов обучения. Лекция аргументирована, насыщена достаточно яркими и убедительными примерами.

Закрепление материала: проходило в устной форме с ответами слушателей на поставленные проблемные вопросы.

Заключительная часть: по результатам опроса были выставлены соответствующие оценки.

Анализ педагогического мастерства преподавателя: на данном лекционном занятии преподаватель использует эффективные методы и формы организации занятия, соответствующие возрасту слушателей. Проблемные вопросы, презентация, нестандартные ситуации и ораторские способности преподавателя способствуют доступному понимаю и осмыслению изложенного материала.