Файл: Урок Учитель года России2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ урока «Учитель года России- 2021»

Критерии

Урок «Учитель года России-2021»

Шрамко А.В.

- История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

- На уроке «Учитель года России-2021» были реализованы принципы организации педагогического процесса, которые обеспечивают необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности. Принципы, такие как: принцип гуманистической направленности педагогического процесса; принцип коллективности обучения и воспитания детей; принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса; принцип наглядности. Также на уроке были проявлены следующие закономерности педагогического процесса: закономерность управления учебно-воспитательным процессом; законно мерность единства чувственного, логического, практического; закономерность единства внешней (педагогической) внутренней (познавательной) деятельности.

- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

- учитель обладает теоретическими знаниями в области психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

- Основы психодидактики, поликультурного образования

-Были выявлены психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно-ценностной направленности образовательного процесса.

- Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

- Умение преподавателя объективно оценивать знания учащихся, используя разные формы и методы контроля.

- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы

современных педагогических технологий

- Выявлены знания педагога в области преподаваемого предмета, методологии и методики преподавания. Основные принципы деятельностного подхода учителя: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Владение различными формами и методами обучения в процессе урока; было выявлено также высокий уровень преподавателя во владении ИКТ технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса. На уроке были реализованы следующие виды и приемы педагогических технологий:

  • проблемное обучение – создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности
    учащихся по их разрешению.

  • исследовательские методы обучения – позволяет обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация,

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

• владение своей речью

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

• самостоятельная организация учебной деятельности

  • анализ худо­жественного текста;

  • комментирование литературного произве­дения внетекстовыми материалами

Воспитательный потенциал урока

Педагог использовала воспитательные возможности содержания материала произведения, формировала нравственные качества личности, волевые качества через способы действий, положительную мотивацию к обучению. Создавала позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и учебному предмету. Она формировала коммуникативные компетенции, потребности в приобретении новых знаний через сотрудничество. На уроке поощрялась инициатива, поддерживались индивидуальные достижения обучающихся. Использовались задания , направленные на развитие эмоционально-чувствительного восприятия, творческого воображения и интуиции.


Воспитательная проблема.
При конструировании заданий воспитательного характера необходимо учитывать особенности учащихся старших классов. В этом возрасте идет интенсивное физическое и социальное созревание личности, знакомство с художественными и нравственными ценностями. Поэтому необходимо включать обучающихся в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения, творчества, помогать в оценке и самооценке своих действий. У старшеклассников прежде всего идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. Поэтому считаю, что в урок можно внести изменения, сделав акцент на конфликт поэмы, это конфликт каждого человека - его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона- это решает сам человек.

Выбор технологии, аргументация.
Предлагаю использовать на уроке технологию Кейс-стади . Обучающиеся должны проанализировать практическую ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении заявленной проблемы. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Фрагмент сценария урока.

Обратимся к ученикам с просьбой записать на листке бумаги понятие «демонический герой», с помощью слов, рисунка определить составляющие этого понятия, поменяться записями, подчеркнуть те из записей, с которыми согласны. Обсудить понятие «демонический герой», опираясь на записи, литературные ассоциации, цитаты.

 При обзорном повторении вопросов, связанных с художественным миром романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», неизбежно обращение к понятию «демонический герой». В литературоведении движущая сила поступков демонического героя соотносится с общей философской концепцией, основанной на «эксперименте как форме интеллектуального самоутверждения»: жизнь Печорина становится «цепью последовательно проводимых экспериментов». Самоощущение главного героя романа М.Ю. Лермонтова, его размышления о природе и привлекательности зла позволят учителю поставить вопрос о «вечном» для европейской культуры образе Демона. Восклицание Печорина «Неужели зло так привлекательно?» может стать лейтмотивным при формулировании проблемы урока.



Используя технологию «Кейс-стади», предполагающую  привлечение метода анализа конкретных ситуаций (интерпретация Т.М. Ковалевой), учитель создает пространство урока – интеллектуальной организации. Учащимся представлены три ситуации, объединенные общим вопросом о причинах привлекательности образа Демона и последствиях увлеченности этим героем.

Первая ситуация связана с историей работы над поэмой «Демон». Создавая одну за другой восемь редакций поэмы, М.Ю. Лермонтов не сможет подготовить текст к публикации: «Юный Лермонтов чувствует, что этот образ будет преследовать его всю жизнь, так как смутно угадывает, что в нем, как в фокусе, сконцентрировались черты человека современной эпохи /…/, печатать свое любимое детище Лермонтов не спешил». В результате, поэма была напечатана уже после смерти поэта, возможно, с искажениями, так как авторской прижизненной подготовленной к печати редакции не осталось. Поэт не сумел преодолеть роковой увлеченности образом, «отпустить» от себя своё творение. Вопрос о творческой истории поэмы называют «роковым вопросом» лермонтоведения. К согласию, однозначности толкования учёные прийти не могут.

Вторая ситуация раскрывает прискорбные страницы биографии М. Врубеля, создателя цикла иллюстраций к лермонтовской поэме, а также художественных полотен с образом Демона. В первые месяцы 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом Е.И.Ге: «Все близкие  и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в его речах никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». Вероятно, «Демон» не был причиной заболевания, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.

Третья ситуация знакомит учеников с драматической историей вокруг создания оперы «Демон». Из-за либретто к поэме и нежелания А.Рубинштейна поступиться чем-либо в своем понимании Демона поссорились навсегда композитор и первый исследователь творчества Лермонтова Л. Висковатов, хотя были добрыми друзьями

Предложим ученикам обратиться к своему опыту, знаниям по обществоведческим дисциплинам для комментария к приведенным ситуациям. Ученики, соглашаясь с несомненностью факта привлекательности образа, находят подтверждение этому и в истории современного общества, в частности в увлечении символами и атрибутами демонического – сатанинского среди определенных групп молодежи.


Рассматривая причины привлекательности идей демонического, рассуждая об эстетическом и философском наполнении образа, учащиеся высказывают гипотезы и намечают пути их подтверждения при опоре на разные сферы знания, осознают недостаточность полученной информации  и испытывают потребность ее получить.  Проектирование деятельности групп, сформировавшихся по высказанным интересам, основано на рефлексии о том, что не известно и каких знаний не хватает для подтверждения гипотезы. Учащиеся с помощью учителя выделяют предметные области, в которых можно искать необходимые знания. Таким образом, происходит выбор вариативного домашнего задания, в основе методики его предъявления – элементы тьюторской технологии (Т.М. Ковалева), связанной с сопровождением познавательного интереса, в данном случае, групп учащихся. Учащиеся обращаются к статьям из книг по литературоведению, искусствоведению, знакомятся с музыковедческой литературой. Выполнение заданий при  работе с источниками связано с необходимостью провести реконструкцию того, какую идею выдвигает каждый автор, анализируя образ Демона в восприятии поэта, композитора или художника, как происходит постановка вопросов о том, какой смысл вложен в созданное произведение. 

На новом уроке предоставим ученикам возможность разместиться в соответствии с выбранным домашним заданием, сформировав группы. На уроке каждой группе предстоит презентация новых знаний, позволяющих подтвердить высказанную гипотезу. Итогом сбора и переработки информации станет рефлексия о том, как новое знание помогает подтвердить или опровергнуть высказанную на уроке гипотезу о привлекательности образа Демона с эстетической, психологической, философской, социальной точек зрения. В группах фиксируются вопросы, на которые даются ответы в ходе презентации. Подтверждая первую гипотезу, объясняющую интерес к образу Демона психологическими особенностями личности, учащиеся обратятся к литературно-критическим статьям, в которых демонизм рассматривается как характеристика личности, обладающей абсолютной свободой, прежде всего свободой от моральных обязательств перед людьми]. Источник демонического в душе человека –  разочарование, мучительное ощущение одиночества, отчуждения от окружающих людей, неспособных понять и разделить его порыв. Рассказ о склонности демонической личности к разрушению, богоборчеству вызовет у учащихся потребность в эмоциональной оценке информации, критическом отношении к всплескам негативных эмоций, в целом может способствовать воспитанию духовно  здоровой личности. Вторая гипотеза, основывающаяся на характеристике современного поэту общества, может быть подтверждена исследованиями, в которых эпоха Лермонтова характеризуется как эпоха консервативности современных ему государственных, общественных, моральных отношений, образ демона для поэта -  гневный протест против пошлости, провозглашение любви к свободе, горячий порыв к познанию, глубокое отвращение ко всякой лжи и насилию. Группе, обратившейся к этому материалу, необходимо будет привлечь знания по истории России для сравнения социальных настроений в тридцатые годы XIX века, девяностые – девятисотые годы XIX - XX века, конца XX начала – XXI века. Обращение к данным других гуманитарных дисциплин позволяет формировать в сознании учащихся единую картину мира, представленного разными областями знания. размышление о законах типизации, которые властны и над поэтом-романтиком, позволят учащимся глубже понять природу художественного творчества. Третья гипотеза –  эстетическая: обаяние,
особое эмоциональное воздействие образа, созданного гением Лермонтова, которое порождает живописные и музыкальные ассоциации. Филологический комментарий к первым строкам поэмы «Демон» (первая строка как удивительное, мастерское сочетание слов и созвучий, эпитет «печальный», вносящий атмосферу неразгаданной тайны в традиционный образ сатаны, лукавого дьявола) приводит учащихся к выводу о возможности неоднозначного истолкования поступков героя поэмы, о возможности рассмотреть его поведение, исходя из системы антитез, например, демон – безусловный носитель зла или жертва несправедливого приговора небес; идея возрождения демона через любовь к Тамаре предполагает нравственное перерождение героя или обретение возможности соцарствования над миром; приговор неба имеет высокий моральный смысл или является проявлением тирании высшей силы.