Файл: Методология научных исследований в образовании (в том числе по дистантной форме обучения в 202122 уч году).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине
«Методология научных исследований в образовании»
(в том числе по дистантной форме обучения в 2021-22 уч. году)
Задание 1. Анализ текста двух научных статей, описывающих прикладное психолого-педагогическое научное исследование.
Необходимо провести письменный анализ текста двух статей из психологических журналов, описывающих прикладное психолого-педагогическое научное исследование. Анализ выполняется по предлагаемой ниже форме. К тексту анализа прикладывается копия текста самой статьи.
Автор анализа: Акбердин Виталий Маратович
Факультет психологии и педагогики
Магистерская программа:
«Психология организационно-управленческой деятельности» 1 курс
Статья 1.
Журнал «Социально-психологическая работа», № 4. 2012 г.
Автор статьи: Дьякова Л. А.
Название статьи:
«Проблема выбора педагогом стратегии самоутверждения
в инновационной деятельности»
Текст | Анализ |
Тема: Проблема выбора педагогом стратегии самоутверждения в инновационной деятельности. | Тема направлена на изучение взаимосвязи Психологических характеристик Субъекта, оказывающего образовательное воздействие (педагога, С1), и Средств его труда (стратегий самоутверждения в инновационной деятельности, О1) |
Актуальность: Проблема самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности привлекает все большее внимание исследователей в области педагогической психологии и психолого-педагогической инноватике. В условиях современного общества вопрос о развитии педагога в быстро меняющемся мире актуален и тесно связан с его деятельностью. Актуальность темы исследования объясняется не только востребованностью оценки инновационного опыта и инновационной педагогической деятельности, но и анализа условий личностного развития воспитателей, учителей, преподавателей колледжей и вузов в процессе инновационной деятельности, в частности, стратегий самоутверждения личности педагога в условиях модернизации современного образования. | Актуальность обоснована недостаточно. Отсутствует указание на влияние стратегий на инновационную деятельность и отношение к учащимся. |
Цель: выявить особенности стратегий самоутверждения педагогов с разным стажем и профессиональным уровнем в инновационной деятельности. | Цель сформулирована четко, частично соответствует заявленной теме. В теме заявлено изучение проблемы ВЫБОРА стратегий, а не их особенностей. |
Объект: самоутверждение педагога в инновационной деятельности | Объект соответствует заявленной теме |
Предмет: психологические особенности выбора стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности | Предмет соответствует заявленной теме. |
Гипотеза: основана на предположении существования различия в выборе стратегий самоутверждения педагогом в обыденной жизни и в инновационной деятельности; стратегии самоутверждения педагогов в инновационной деятельности зависят от стажа профессиональной деятельности и профессионального статуса специалиста; существует взаимосвязь между стратегиями самоутверждения педагогов в инновационной деятельности и их самооценкой; | Гипотеза частично соответствует заявленной теме, но выражена в тексте четко. Отсутствует предположение о том, КАК зависят стратегии от указанных психологических характеристик педагога. |
Задачи работы: 1.Исследовать проблематику исследования стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности. 2. Выявить психологические условия самоутверждения педагогов в инновационной деятельности. 3. Изучить особенности проявления стратегий самоутверждения педагогов с разным стажем и профессиональным статусом в обыденной жизни и в инновационной деятельности. 4.Определить характер взаимосвязи стратегий самоутверждения педагогов с самоотношением и самооценкой. | Задачи четко сформулированы и взяты из контекста. Частично соответствуют заявленной теме. Ставится задача изучить особенности ПРОЯВЛЕНИЯ стратегий, а не особенности ВЫБОРА стратегий. |
Методы работы: анализ документов, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности. | Методы полностью соответствуют теме исследования. |
Эмпирическая база: обследовались педагоги детского сада и средней общеобразовательной школы с разным стажем педагогической деятельности и статусом. | Эмпирическая база полностью соответствует теме исследования. |
Вывод: Таким образом, выраженность стратегий самоутверждения педагогов имеет специфические особенности в обыденной жизни и в процессе инновационной деятельности. В обыденной жизни у педагогов в большей степени выражены агрессивные стратегии самоутверждения. В инновационной деятельности у педагогов более выражены конструктивные стратегии самоутверждения. Конструктивная стратегия самоутверждения в инновационной деятельности более выражена у учителей общеобразовательных школ, агрессивная и стратегия подавления - у воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Психологическими условиями развития конструктивного самоутверждения в инновационной деятельности являются: позитивное отношение к инновациям, понимание сущности самоутверждения, особенностей ее проявления в инновационной деятельности; умение оценивать инновационную ситуацию и конструктивно разрешать противоречия, возникшие при её реализации; позитивное самоотношение, позволяющие продуктивно взаимодействовать с участниками инновационного процесса, ориентация педагогов на саморазвитие. | Вывод частично соответствует полученным данным. |
Статья 2.
…
Задание 2. Разработка программ прикладного психолого-педагогического научного исследования.
Необходимо разработать 18 программ прикладного психолого-педагогического научного исследования по представленной ниже структуре.
Темы прикладного психолого-педагогического научного исследования:
1. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение условий обучения дошкольников.
2. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение процесса реализации обучения дошкольников.
3. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение результатов обучения дошкольников.
4. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение условий воспитания дошкольников.
5. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение процесса реализации воспитания дошкольников.
6. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение результатов воспитания дошкольников.
7. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение условий обучения младших школьников.
8. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение процесса реализации обучения младших школьников.
9. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение результатов обучения младших школьников.
10. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение условий воспитания младших школьников.
11. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение процесса реализации воспитания младших школьников.
12. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение результатов воспитания младших школьников.
13. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение условий обучения подростков.
14. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение процесса реализации обучения подростков.
15. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение результатов обучения подростков.
16. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение условий воспитания подростков.
17. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение процесса реализации воспитания подростков.
18. Разработать программу прикладного психолого-педагогического научного исследования, обеспечивающего изучение результатов воспитания подростков.
Разработка заданий выполняется в следующей форме:
Программы прикладных психолого-педагогических научных исследований
по дисциплине «Методология научных исследований в образовании»
Выполнил: магистрант 1-го курса очной формы обучения,
магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»
Иванов Иван Иванович.
Преподаватель: профессор Вишняков Игорь Августович.
1. Программа прикладного психолого-педагогического научного исследования на тему «Изучение условий обучения дошкольников».
Актуальность темы: тема актуальна.
[При разработке данных программ обосновывать актуальность тем не нужно, так как темы дал вам я - руководитель Вашей работы, поэтому темы исходно актуальны!]
Цель: изучить условия обучения дошкольников.
Объект изучения: обучение дошкольников.
Предмет изучения: условия обучения дошкольников.
Гипотеза: в данной группе детского сада созданы необходимые условия для обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определить понятия: обучение, условия обучения, условия обучения дошкольников.
2. Определить (или - разработать) диагностический комплект для характеристики условий обучения дошкольников и провести данную диагностику.
3. Охарактеризовать условия обучения дошкольников в данной группе детского сада.
4. (первый вариант 4-ой задачи) Сформулировать рекомендации для воспитателя, который будет осуществлять обучение дошкольников в данной группе детского сада.
4. (второй вариант 4-ой задачи) Использовать характеристики выявленных условий обучения дошкольников в работе с воспитателем, который будет осуществлять обучение дошкольников в данной группе детского сада, для улучшения условий обучения дошкольников, то есть для повышения эффективности образовательного процесса.
Методы: для изучения условий обучения дошкольников использовался комплекс методов:
1. Теоретические методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирического материала:
[Очень важный пункт программы! Нужно хорошо подумать, какие методы подходят для изучения данного предмета: условий, процесса реализации, предмета; обучения и воспитания; дошкольников, младших школьников и подростков.
Ошибки в выборе методов сбора эмпирического материала в ТРЁХ программах – это отметка НЕЗАЧЕТ за ВСЮ ДИСЦИПЛИНУ!]
2.1. Основной метод: Анализ документов.
2.2. Дополнительные методы: изучение продуктов деятельности, опрос.
3. Методы анализа данных: количественный анализ результатов диагностики посредством методов математической статистики. Качественный анализ в форме содержательного соотнесения цели и результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: исследование будет проводиться в Детском саду №1 в сентябре 2020 года. В исследовании примет участие 1 воспитатель средней группы.
[В описание эмпирической базы включается то количество людей, которое реально будет обследовано. В данном примере – 1 воспитатель. Так как дети детского сада не относятся к «условиям обучения», то они и не входят в описание эмпирической базы. Если же Вы составляете программы изучения «результатов», то нужно указать точное количество детей, у которых изучались результаты обучения или воспитания, например – 25 человек.]
2. Программа прикладного психолого-педагогического научного исследования на тему «Изучение процесса реализации обучения дошкольников».
Начиная со второй темы и до восемнадцатой делаете самостоятельно.
То есть нужно написать 17 программ.
Задание 3. Разработка программы магистерской диссертации по утвержденной, или предварительно определенной теме.
Разработка программы магистерской диссертации проводится в форме написания ВВЕДЕНИЯ, где раскрываются все элементы структуры данного раздела диссертации:
Тема, актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и методики, эмпирическая база исследования.