Файл: Сочинение публицистического характера Что такое подвиг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока русского языка в 9 классе

ТЕМА: Сочинение публицистического характера «Что такое подвиг?»

ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ, элементы ТРКМЧП, диалоговая технология, здоровьесберегающие технологии.

ТИП УРОКА: урок развития речи

ЦЕЛИ:

Образовательные:

1) повторить знания об особенностях публицистического стиля, о структуре сочинения-рассуждения;

2) строить собственное высказывание с опорой на предложенные тексты публицистического стиля речи;

3) оформлять высказывание в соответствии с требованиями к письменным работам учащихся.

Развивающие: 1) развивать критическое мышление через вопросно-ответную форму работы;

2) развивать логическое мышление;

3) развивать языковое чутье;

4) развивать умение работать в команде, использовать результаты работы других групп (компетентности: интеллектуальная, социальная, коммуникативная).

Воспитывающие: 1) воспитывать языковую личность, способную применять коммуникативную, языковую, лингвистическую компетенции в зависимости от речевой ситуации;

2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).
Оборудование:

  • Классная доска;

  • Учебник;

  • Тетрадь;

  • Компьютер;

  • Проектор;

  • Раздаточный материал: текст статьи Н.Дубинина «В жизни всегда есть место подвигу»

  • Сигнальные карточки

  • Лист проекта сочинения

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вы сегодня на уроке работаете в группах. Займите свои места. Приготовьте все необходимое для урока . Нам пригодятся рабочие листы и карточки.

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы выполняли задание по группам. Проверим, что у вас получилось.

1 группа определяла тему и главную мысль текста.

Ответы учащихся

Тема- подвиг

Идея- место подвигу есть при любых обстоятельствах, способность к героическому действию зависит от самого человека

2 группа расскажет нам об особенностях публицистического стиля


Ответы учащихся. Тексты публицистического стиля речи отличает

-актуальность темы, злободневность, обсуждение насущных общественных вопросов;

- общедоступность , обращение к широкой аудитории, своевременность, оперативность;

- эмоциональность, экспрессивность, образность речи, четкость и логичность.

-языковые особенности публицистического стиля:

широкое использование общественно- политической лексики, побудительные предложения, устойчивые обороты и выражения, совмещение книжного и разговорного стилей, риторические вопросы, обращение к аудитории.

3 группа работала с изобразительно- выразительными средствами

-Чтобы заинтересовать читателей , вовлечь их в обсуждение, автор создает доверительный тон размышления при помощи определенных изобразительно-выразительных средств: метафор (предл. 12-победа над собой, 17- богатство ума и сердца);

- риторических вопросов (предл 10); ряды однородных членов (предл 3,18 и др.)

-Автор использует антонимы (прием-антитеза) в предл.19,20; книжную (свершения, прообраз, вступающим)и разговорную (считать деньги, водить такси, отплатят) лексику ,синтаксический параллелизм (предл.19-20).

Итак, сделаем вывод

- Произведение публицистического стиля речи должно воздействовать на читателя, автор использует различные средства для того, чтобы донести свою мысль.

3. Работа с учебником.

- Обратимся к учебнику. Стр. 121, упражнение 183. Прочитайте данные высказывания и подумайте, что объединяет эти тексты со статьей Н.Дубинина.

(Чтение )

Ответы

-Тексты объединены общей темой.

- Идеей: подвиг требует напряжения сил и моральной подготовки, поэтому готовность к подвигу человек должен воспитывать в себе, совершая каждодневную победу над собой.

- Стиль этих текстов- публицистический.

  1. Словарная работа. Определение смыслов.

-Мы выяснили, что слово «подвиг» объединяет тексты. Что же такое подвиг? Составим ассоциативный ряд

( на доске: героический поступок, воинский подвиг, с риском для жизни, поступок для блага людей, …)

Теперь обратимся к словарной статье.

(слайд)

Совпали ли наши ассоциации с лексическим значением слова ? Да, мы знакомы с этим понятием.

  1. Целеполагание.

-Зачем в начале урока мы подробно говорим об этом слове, уточняем его значение?

Ответы детей (выполнять задание, писать сочинение упр.184)

-Вы абсолютно правы, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению и рассуждать о подвиге.

- Что мы обычно делаем, прежде чем приступить к написанию сочинения?

(Ответы: Определяем тему работы, главную мысль, составляем план)

- Какова композиция рассуждения?

( вступление- тезис- аргументы- вывод)

-Для чего нам нужно уметь писать сочинение-рассуждение? (На экзамене пишем такое сочинение, в обычной жизни надо уметь выражать свою точку зрения и ее отстаивать, доказывать с помощью примеров)

-Ребята, мы с вами определили тему и цель нашего урока. Запишем тему (слайд)

6. Работа над сочинением.

-Что является предметом рассуждения?(Подвиг) Может ли определение понятия стать вступлением ?(Да)

- На какие вопросы мы будем отвечать далее в своей работе?

(Ответы детей:

Каждый ли человек способен на подвиг? Какой человек может совершить подвиг? Нужны ли подвиги в мирной жизни? В современной жизни? Нужно ли готовиться к героическому поступку?)

Запишите эти вопросы (слайд).

Они станут связкой между вступлением и тезисом.

Ответим на них.

( Не каждый человек способен на подвиг. Подвиг может совершить лишь человек, который морально и физически готов пожертвовать своим спокойствием, силами, даже жизнью ради других людей. Подвиг можно совершить и в мирной жизни. Человек может оказаться в чрезвычайной ситуации (например, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, авария, пожар) и в мирное время. Есть и трудовые подвиги. Подвигом может стать дело всей жизни. Например, нам известен гражданский подвиг В.И. Даля. Но готовность к героическому поступку определяет характер человека. Только тот, кто умеет преодолевать свои слабости, способен совершить подвиг.)

-Что мы получили? (Тезис и комментарий тезиса)

-Где мы найдем аргументы? (В текстах 1,2,3). Какие связки, речевые конструкции будем использовать, чтобы ввести аргументы в текст собственного рассуждения?

(Слайд) Я считаю, что…

Подтверждение своей мысли я нашел в статье Н.Дубинина…

Об этом говорит и И.Кожедуб:…


- Какой вывод из наших рассуждений мы сделаем?

(Ответы: В нашей жизни есть место подвигу. Но нужно себя готовить к подвигу, преодолевая слабости и воспитывая в себе мужество, высокие порывы, жажду знаний.)

Оформление вывода (слайд)

-Оформим вывод, используя следующие речевые формулы

Следовательно, …

Таким образом, …

Итак, …

7. Запишем домашнее задание. (слайд)

-Напишите сочинение- рассуждение на тему «Подвиг».

8. Рекомендации к выполнению работы. (слайд)

Не забывайте:

-Аргументы должны раскрывать главную мысль вашей работы.

- Следите за абзацным членением текста.

- Избегайте громоздких предложений.

- Не уверен- не пиши. Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь.

- Используйте изобразительно-выразительные средства.

- Проверьте работу. Чтобы избежать речевых ошибок, используйте перифразы. Пример: автор текста (статьи), публицист, Н. Дубинин, известный автор статей на морально-этические темы.

9. Рефлексия.

-Оцените вашу работу на уроке, используя карточки.

! – все понял, знаю, о чем писать

?- остались вопросы

…- не понял, о чем и как писать