Файл: Сочинение публицистического характера Что такое подвиг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока русского языка в 9 классе
ТЕМА: Сочинение публицистического характера «Что такое подвиг?»
ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ, элементы ТРКМЧП, диалоговая технология, здоровьесберегающие технологии.
ТИП УРОКА: урок развития речи
ЦЕЛИ:
Образовательные:
1) повторить знания об особенностях публицистического стиля, о структуре сочинения-рассуждения;
2) строить собственное высказывание с опорой на предложенные тексты публицистического стиля речи;
3) оформлять высказывание в соответствии с требованиями к письменным работам учащихся.
Развивающие: 1) развивать критическое мышление через вопросно-ответную форму работы;
2) развивать логическое мышление;
3) развивать языковое чутье;
4) развивать умение работать в команде, использовать результаты работы других групп (компетентности: интеллектуальная, социальная, коммуникативная).
Воспитывающие: 1) воспитывать языковую личность, способную применять коммуникативную, языковую, лингвистическую компетенции в зависимости от речевой ситуации;
2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).
Оборудование:
-
Классная доска; -
Учебник; -
Тетрадь; -
Компьютер; -
Проектор; -
Раздаточный материал: текст статьи Н.Дубинина «В жизни всегда есть место подвигу» -
Сигнальные карточки -
Лист проекта сочинения
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Вы сегодня на уроке работаете в группах. Займите свои места. Приготовьте все необходимое для урока . Нам пригодятся рабочие листы и карточки.
-
Проверка домашнего задания.
Дома вы выполняли задание по группам. Проверим, что у вас получилось.
1 группа определяла тему и главную мысль текста.
Ответы учащихся
Тема- подвиг
Идея- место подвигу есть при любых обстоятельствах, способность к героическому действию зависит от самого человека
2 группа расскажет нам об особенностях публицистического стиля
Ответы учащихся. Тексты публицистического стиля речи отличает
-актуальность темы, злободневность, обсуждение насущных общественных вопросов;
- общедоступность , обращение к широкой аудитории, своевременность, оперативность;
- эмоциональность, экспрессивность, образность речи, четкость и логичность.
-языковые особенности публицистического стиля:
широкое использование общественно- политической лексики, побудительные предложения, устойчивые обороты и выражения, совмещение книжного и разговорного стилей, риторические вопросы, обращение к аудитории.
3 группа работала с изобразительно- выразительными средствами
-Чтобы заинтересовать читателей , вовлечь их в обсуждение, автор создает доверительный тон размышления при помощи определенных изобразительно-выразительных средств: метафор (предл. 12-победа над собой, 17- богатство ума и сердца);
- риторических вопросов (предл 10); ряды однородных членов (предл 3,18 и др.)
-Автор использует антонимы (прием-антитеза) в предл.19,20; книжную (свершения, прообраз, вступающим)и разговорную (считать деньги, водить такси, отплатят) лексику ,синтаксический параллелизм (предл.19-20).
Итак, сделаем вывод
- Произведение публицистического стиля речи должно воздействовать на читателя, автор использует различные средства для того, чтобы донести свою мысль.
3. Работа с учебником.
- Обратимся к учебнику. Стр. 121, упражнение 183. Прочитайте данные высказывания и подумайте, что объединяет эти тексты со статьей Н.Дубинина.
(Чтение )
Ответы
-Тексты объединены общей темой.
- Идеей: подвиг требует напряжения сил и моральной подготовки, поэтому готовность к подвигу человек должен воспитывать в себе, совершая каждодневную победу над собой.
- Стиль этих текстов- публицистический.
-
Словарная работа. Определение смыслов.
-Мы выяснили, что слово «подвиг» объединяет тексты. Что же такое подвиг? Составим ассоциативный ряд
( на доске: героический поступок, воинский подвиг, с риском для жизни, поступок для блага людей, …)
Теперь обратимся к словарной статье.
(слайд)
Совпали ли наши ассоциации с лексическим значением слова ? Да, мы знакомы с этим понятием.
-
Целеполагание.
-Зачем в начале урока мы подробно говорим об этом слове, уточняем его значение?
Ответы детей (выполнять задание, писать сочинение упр.184)
-Вы абсолютно правы, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению и рассуждать о подвиге.
- Что мы обычно делаем, прежде чем приступить к написанию сочинения?
(Ответы: Определяем тему работы, главную мысль, составляем план)
- Какова композиция рассуждения?
( вступление- тезис- аргументы- вывод)
-Для чего нам нужно уметь писать сочинение-рассуждение? (На экзамене пишем такое сочинение, в обычной жизни надо уметь выражать свою точку зрения и ее отстаивать, доказывать с помощью примеров)
-Ребята, мы с вами определили тему и цель нашего урока. Запишем тему (слайд)
6. Работа над сочинением.
-Что является предметом рассуждения?(Подвиг) Может ли определение понятия стать вступлением ?(Да)
- На какие вопросы мы будем отвечать далее в своей работе?
(Ответы детей:
Каждый ли человек способен на подвиг? Какой человек может совершить подвиг? Нужны ли подвиги в мирной жизни? В современной жизни? Нужно ли готовиться к героическому поступку?)
Запишите эти вопросы (слайд).
Они станут связкой между вступлением и тезисом.
Ответим на них.
( Не каждый человек способен на подвиг. Подвиг может совершить лишь человек, который морально и физически готов пожертвовать своим спокойствием, силами, даже жизнью ради других людей. Подвиг можно совершить и в мирной жизни. Человек может оказаться в чрезвычайной ситуации (например, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, авария, пожар) и в мирное время. Есть и трудовые подвиги. Подвигом может стать дело всей жизни. Например, нам известен гражданский подвиг В.И. Даля. Но готовность к героическому поступку определяет характер человека. Только тот, кто умеет преодолевать свои слабости, способен совершить подвиг.)
-Что мы получили? (Тезис и комментарий тезиса)
-Где мы найдем аргументы? (В текстах 1,2,3). Какие связки, речевые конструкции будем использовать, чтобы ввести аргументы в текст собственного рассуждения?
(Слайд) Я считаю, что…
Подтверждение своей мысли я нашел в статье Н.Дубинина…
Об этом говорит и И.Кожедуб:…
- Какой вывод из наших рассуждений мы сделаем?
(Ответы: В нашей жизни есть место подвигу. Но нужно себя готовить к подвигу, преодолевая слабости и воспитывая в себе мужество, высокие порывы, жажду знаний.)
Оформление вывода (слайд)
-Оформим вывод, используя следующие речевые формулы
Следовательно, …
Таким образом, …
Итак, …
7. Запишем домашнее задание. (слайд)
-Напишите сочинение- рассуждение на тему «Подвиг».
8. Рекомендации к выполнению работы. (слайд)
Не забывайте:
-Аргументы должны раскрывать главную мысль вашей работы.
- Следите за абзацным членением текста.
- Избегайте громоздких предложений.
- Не уверен- не пиши. Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь.
- Используйте изобразительно-выразительные средства.
- Проверьте работу. Чтобы избежать речевых ошибок, используйте перифразы. Пример: автор текста (статьи), публицист, Н. Дубинин, известный автор статей на морально-этические темы.
9. Рефлексия.
-Оцените вашу работу на уроке, используя карточки.
! – все понял, знаю, о чем писать
?- остались вопросы
…- не понял, о чем и как писать