Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине физическая культура и спорт Нетрадиционные виды оздоровительных систем (Ушу).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В число трудных элементов входят:

● прыжки с разбега со взмахом ногой до горизонтального положения и ударом рукой по стопе без поворота и с поворотом на 180 и 360 градусов (рис. 1, г);

● приземление после прыжков на шпагат или падение набок;

● прыжок махом ноги с поворотом плечом назад на 360 и 720 градусов;

● «бедуинское» колесо;

● маховое сальто вперед с поворотом кругом;

● подъем разгибом из положения на лопатках, акробатические элементы (рондат, фляк, сальто) [1].

Эти упражнения требуют специального разучивания в основной части урока физической культуры.

Во всех школах ушу ценится точность, выразительность движений.

Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы (рис. 1, д).

Много глубоких выпадов и приседаний (рис. 1, е) [1].

Некоторые переходы сопровождаются громкими выкриками.

Участие в официальных соревнованиях дает право на присвоение одного из пяти разрядов ушу. Высший разряд – У ин (герой ушу) – присваивается только участникам всекитайских соревнований. Первый разряд – И ти уши (борец ушу 2-го класса) – присваивается на городских соревнованиях, третий – Сан ти уши (борец ушу 3-го класса) – на районных. Разряд новичков – У ту (юниор ушу) – дается подросткам не старше 17 лет [1].

В соревнованиях участвуют мужчины и женщины. Смешанные поединки не допускаются.

Соревнования проводятся и по многоборью. В национальных чемпионатах в многоборье входят шесть видов упражнений: два упражнения в стиле одной из самых популярных школ (длинная, северная, южная, Чен); три упражнения с разными предметами (короткими, длинными); упражнения с соперником (вдвоем, втроем, при разном сочетании видов предметов).

Личное и командное первенства определяются по сумме баллов.

В международных соревнованиях спортсмены выступают в семи видах: три кулака (длинный, южный, Чен), четыре упражнения с предметами (меч, палаш, палка, пика). В показательных выступлениях, в том числе и в групповых, допускается выполнение упражнений с двумя предметами.

Ушу можно рассматривать как вид спорта многоборного характера со сложной координацией движений. Мастерства в нем добиваются в результате многолетней подготовки под руководством опытных преподавателей – тренеров.

Овладеть спортивными комплексами ушу самостоятельно или в короткий срок очень трудно [1].

Ушу спортивной направленности является системой упражнений гимнастического характера, что определяется следующими признаками:


● объединением отдельных элементов в комплексы по типу вольных упражнений без предметов и с предметами;

● ярко выраженной эстетической направленностью и стилизацией упражнений;

● включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов;

● построением занятий по типу гимнастического урока с многократным выполнением движений методом строго дозированного упражнения с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков;

● оценкой содержания, трудности комплекса и качества исполнения в баллах [1].

«Боевые» приемы нападения и защиты, входящие в программу соревнований, в основном имитируют удары руками и ногами (стоя и в прыжках) (рис. 1, ж), колющие и рубящие действия предметами (мечом, палашом, палкой, пикой, трехзвенной палкой, цепью) [1].

В парных и групповых противоборствах выполняются те же приемы нападения, но с отработанной защитой, уходом от удара приседанием, падением, прыжком и т. п.

В целом в современном спортивном ушу эти «боевые» приемы носят условный характер, заранее отработаны и имеют «скрытое», но явно выраженное прикладное значение. Данные упражнения могут быть рекомендованы руководителю секции ушу для выполнения их на занятиях.

Спортивные виды ушу могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмоопасны в связи с отсутствием элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря.

В спортивное направление включается также и вольный стиль Сань да (Сань шоу), что означает «длинный удар, длинная рука». Спортсмены распределяются по девяти весовым категориям (от 48 до 80 кг и более). В соревнованиях применяют против соперника удары руками и ногами, захваты, подсечки и броски. В отличие от всех остальных видов ушу, где в искусстве рукопашного боя только имитируются приемы нападения и защиты, в вольном стиле происходит настоящий контактный поединок по правилам, близким к боксу и вольной борьбе [1].


    1. Массово-оздоровительное направление ушу

В современном Китае можно наблюдать, как ежедневно в период с 6 до 7 ч утра миллионы людей выходят на улицы, во дворы, в скверы, парки и выполняют различные физические упражнения, в том числе упражнения традиционной китайской гимнастики.

В Китае много двигательно-активных пожилых людей и стариков. И в этом немалую роль играет ушу как исторически сложившаяся национальная система, являющаяся частью культуры китайского народа. Китайские специалисты подчеркивают, что все виды ушу направлены не только на достижение спортивных результатов, но и на укрепление здоровья. Однако в связи с технической сложностью многих разновидностей ушу в 1956 г. была начата разработка комплексов, доступных всем, особенно людям среднего, старшего и пожилого возраста. Упражнения были выбраны из числа 800 известных элементов традиционной национальной школы Тайцзицюань. При составлении комплексов учитывались следующие основные принципы:



● выполнение упражнений не должно быть связано с наличием специальных площадок и инвентаря;

● овладение формой движений и их последовательностью не должно требовать длительного времени;

● время выполнения самого короткого комплекса не должно превышать 4–6 мин;

● при желании можно перейти к более сложным формам и комплексам ушу [1].

Исходя из этих посылок были отобраны основные движения (в замедленном темпе имитирующие наступательные и оборонительные приемы рукопашного боя) стиля «ян» школы Тайцзицюань и составлены комплексы. Их выполнение характеризуется следующими признаками:

● плавностью и закругленностью движений (рис. 1, з);

● медленным темпом выполнения;

● непрерывностью и равномерностью движений, как бы переходящих одно в другое, отсутствием движений с максимальной амплитудой;

● точностью движений и положений;

● прямым, в основном вертикальным, положением туловища и головы;

● перемещениями и позами на слегка согнутых ногах с непрерывным переходом с одной ноги на другую;

● постоянной стандартной последовательностью движений и поз;

● ненапряженностью мышц;

● мысленным сопровождением движений;

● сопровождением движений рук взглядом;

● равномерным нефорсированным дыханием брюшного типа (вдох – раскрытие, выдох – закрытие);

● отсутствием положений стоя на коленях и лежа [1].

Для достижения оздоровительного эффекта на уроках важно выполнять следующие основные правила:

1) необходимы тишина и спокойствие;

2) ненапряженность достигается мягкостью и плавностью движений;

3) нужно следовать строго определенной очередности движений и их форме (небольшое изменение формы меняет содержание упражнений: к примеру, выпрямление слегка согнутой руки приводит к напряжению, выпрямление ног и выпячивание груди затрудняют брюшное дыхание) [1].

Характеризуя особенности выполнения сокращенных комплексов ушу оздоровительной направленности, специалисты особое внимание обращают на важность сосредоточения внимания на внутренних ощущениях, связанных с напряжением и расслаблением различных групп мышц во время движений, полного отключения от внешних раздражителей, повседневных проблем и т. д. За основу здесь взяты представления древнекитайской философии о «жизненной энергии» – «ци», которая циркулирует в человеческом теле по определенным каналам. Если при выполнении комплексов ушу у человека появится ощущение, как «ци» перетекает, например, из одной части тела в другую, то эту энергию необходимо «спустить» сверху вниз к центру «дань-тянь», расположенному чуть ниже пупка (приблизительно на 5 см) [1].


Обучение предполагает три этапа. На первом этапе осваиваются внешние формы движений, их последовательность (в зависимости от индивидуальных способностей комплекс можно разучить за две – четыре недели).

При групповом обучении используется музыка, но далее комплекс выполняется в своем, индивидуальном темпе.

На втором этапе уточняются все детали и особенности движений, отрабатывается их связь с дыханием, закрепляется навык выполнения комплекса в целом (в группах обучения на это отводится от одного до трех месяцев).

Третий этап – «беспредельное» совершенствование, достижение гармонии внешней формы и «внутреннего», что предполагает управление физическим и психическим состоянием. На этом этапе можно переходить к следующим, более сложным формам ушу [1].

При оценке значения комплекса ушу оздоровительной направленности для укрепления здоровья и профилактики заболеваний специалисты, отмечая, что медленные и плавные движения умеренно стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (в среднем на занятиях частота сердечных сокращений не выше 100–116 уд/мин), подчеркивают оздоровительный эффект при сердечно-сосудистых заболеваниях, нервных расстройствах, язвах желудка, двенадцатиперстной кишки, гастритах и т. п.

Влияние комплекса ушу оздоровительной направленности на деятельность внутренних органов и систем организма объясняется рефлекторным воздействием через нервно-эндокринный центр и гипофиз на железы, вырабатывающие гормоны.

Как и в подавляющем большинстве различных вариантов аутогенной тренировки, в результате достижения релаксационного состояния при выполнении упражнений ушу возникают основные эффекты аутотренинга: восстановление сил, снятие эмоционального возбуждения, появление возможности управлять процессами в организме и состоянием психики с помощью мысленных самоприказов [4].

Релаксационное состояние достигается путем переключения и длительного сосредоточения внимания полностью на ощущениях тела, параллельно с которым срабатывает механизм освобождения от мышечных зажимов в результате удобных поз, движений, доведенных до автоматизма выполнения, тишины, глубокого расслабления всех мышц и т. д.

Педагог по физической культуре может использовать интерес со стороны школьников и молодежи к спортивным видам ушу, приемам нападения и защиты в качестве мотивации для привлечения к физической культуре.


В ушу много элементов акробатического характера, и педагог, владеющий приемами преподавания упражнений традиционной гимнастики, может успешно проводить занятия, используя данные упражнения.

К основным трудным элементам ушу относятся:

● переворот боком;

● переворот назад (флик-фляк);

● маховое сальто вперед;

● сальто назад с места и после рондата;

● сальто боком (арабское) [4].

Техника выполнения акробатических прыжков в ушу отличается менее стопорящим отталкиванием «отжимного» характера за счет работы разгибателей бедра, щадящей голеностопный сустав и ахиллесово сухожилие. Такая техника не требует специальных покрытий пола.

Нетрудно разучить и подъем разгибом с лопаток, который используется в брейк-дансе.

Большое значение в ушу имеет хорошая подвижность суставов, особенно тазобедренных. Чтобы имитировать удары ногой, необходимо выполнять быстрые махи максимальной амплитуды вперед 27 и в сторону. Благодаря этой особенности можно направить внимание занимающихся на развитие гибкости, в том числе применяя упражнения для плечевых, локтевых, лучезапястных суставов кругового характера. Для этого рекомендуется использовать палки различного размера (от стандартных до длинных), утяжеленные веревки, имитирующие традиционные для ушу предметы [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восточные гимнастики цигун и ушу способствуют физическому оздоровлению, улучшению психического состояния.

  1. Занятия ушу способствуют увеличению гибкости;

  2. Повышают силу ног и рук;

  3. Укрепляют все группы мышц;

  4. Укрепляют сердечно-сосудистую систему;

  5. Укрепляют иммунитет;

  6. Комплексы ушу несут в себе смысловую, образную нагрузку, дисциплинируют.

  7. Позволяют лучше учиться

Во время тренировок в первую очередь нужен настрой на то, чтобы «не бояться боли, не бояться тягостей», терпеть болевые ощущения – это и есть тренировка сознания, характера и воли. Необходимо преодолевать трудности, которые возникают в ходе тренировок. В то же время следует овладеть правильной методикой. Например, перед выполнением наклонов к ноге у опоры или упражнений на растяжение надо выполнить пробежку и подготовительные упражнения. После отработки некоторых позиций необходимо выполнить упражнения на расслабление тела.