Файл: Программа по экологическому воспитанию дошкольников юный эколог Возраст учащихся 67 лет Срок реализации 1 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза И. Д. Ваничкина
Структурное подразделение Детский сад «Родничок»
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
(ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска)
ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Мурзалиева Айнагуль Сериккалиевна
Александрова Ольга Алексеевна
воспитатели
Структурное подразделение Детский сад «Родничок»
ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска
г. Новокуйбышевска 2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Юный эколог»
Наименование учреждения | Основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И. Д. Ваничкина Структурное подразделение Детский сад «Родничок» |
Режим работы ДОУ | 10 часовой |
Контингент детей | от 6 до 7 |
Дополнительные образовательные услуги в ДОУ | Нет |
Наименование программы | «Юный эколог» |
Основные разработчики программы: | Мурзалиева Айнагуль Сериккалиевна, Александрова Ольга Алексеевна, воспитатели, структурное подразделение Детский сад «Родничок» ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевска |
Цель Программы | Цель программы: формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края. |
Основные задачи программы |
|
Содержание ПРОГРАММы
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
РАЗДЕЛ 1 | Пояснительная записка | 4 |
1.1. | Актуальность проблемы. | 4-5 |
1.2. | Нормативные документы. | 5-6 |
1.3. | Образовательная область, реализуемая в программе. Задачи. | 6-9 |
1.4. | Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию. | 9-10 |
1.5. | На какой возраст рассчитана программа. | 10 |
1.6. | Возрастные особенности усвоения программного материала. | 10-11 |
1.7. | Условия, в которых реализуется программа. | 11-12 |
1.8. | Основные принципы и положения, на которых базируется программа. | 12-13 |
1.9. | Цель программы | 13-14 |
РАЗДЕЛ 2 | Проектирование воспитательно-образовательного процесса | 14 |
2.1. | Образовательная деятельность детей | 14 |
2.2. | Тематическое планирование по программе. | 14-22 |
РАЗДЕЛ 3 | Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. | 22 |
3.1. | Интеграция содержания образовательной области. | 22-23 |
3.2. | Методическое обеспечение программы | 23 |
РАЗДЕЛ 4 | Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты). | 23 |
4.1. | Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы. | 24 |
4.2. | Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования | 24-27 |
РАЗДЕЛ 5 | Перечень литературы. | 27-29 |
| Приложения | 30-38 |
Раздел 1. Пояснительная записка.
-
Актуальность проблемы.
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
1.2. Нормативные документы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Так же в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании»
- Национальная доктрина образования в РФ
- Концепция дошкольного воспитания
- СанПиН
- Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды
- Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»
- Проект закона «Об экологической культуре»
1.3. Образовательная область, реализуемая в программе.
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ГБОУ ООШ № 9 детский сад «Родничок», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, планом организации образовательной деятельности ГБОУ ООШ № 9 детский сад «Родничок».
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» обеспечивает реализацию образовательной области «Познавательное развитие».
Цель образовательной области познавательное развитие: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Формирование начал экологической культуры.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы.
Образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Задачи оздоровительной направленности.
- Учить взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в зоне природы.
- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических проблемах села, города.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.
- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
1.4.Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Подготовительная группа.
Направления работы | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями |
Формы работы | ||||
Экологическое воспитание | -наблюдение - экспериментирование -исследовательская деятельность -конструирование -развивающие игры -рассказ -беседа -создание коллекций -проектная деятельность -проблемные ситуации -макетирование - моделирование - просмотр видео сюжетов -сравнение -умозаключения | -сюжетно-ролевая игра -наблюдение -экспериментирование -исследовательская деятельность -конструирование -развивающие игры -рассказ -беседа -создание коллекций -проектная деятельность -проблемные ситуации -макетирование - моделирование - просмотр видео сюжетов; -сравнение -умозаключения | -сюжетно-ролевая игра -рассматривание - экспериментирование -исследовательская деятельность -конструирование -развивающие игры -поиск, обмен и применение информации -обращение к опыту -сравнение -умозаключения | -игровая деятельность - рассматривание -наблюдение -конструирование -развивающие игры исследовательская деятельность -экскурсии -беседа -просмотр видео сюжетов; -создание коллекций -проектная деятельность - экспериментирование -обращение к опыту -рассуждения -сравнение -умозаключения |