Файл: Виктор Пономаренко Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика семь радикалов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 996

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в течение всей жизни воспроизводит модель межличностных отношений, аналогичную той, семейной, модели, в которой он играл роль «кумира». Не имея полноценной возможности справиться с реальностью, истероид создает иллюзию. Иллюзию благополучия и успеха. При этом все, что противоречит этой иллюзии, удаляется (вытесняется) из его сознания. Все те, кто не желает верить в иллюзию, удаляются им из его социального окружения.
Пример 1
Вы, конечно, помните, как в известном комедийном фильме «Пятый элемент» «мегазвездный» радиоведущий после каждого выхода в эфир требовательно обращался к своему близкому окружению: «Ну, и как я выступил?» Ответом было многоголосое: «Ты был бесподобен! Ты превзошел самого себя!!» Иной реакции этот эгоцентричный человек просто не потерпел бы. Разумеется, это шарж. Однако в реальности истероиды ведут себя практически так же. Попробуйте-ка, скажите известному эстрадному вокалисту, что в его репертуаре слишком много неоригинальных песен. Отповедь будет впечатляющей: оскорбленный артист нелицеприятно пройдется и по вашей внешности, и по вашей генетике... Ему необходимо, чтобы зритель видел в нем исключительно талант, гениальность. Он и выступать-то старается только в благожелательно настроенной аудитории, от остальных отгораживается плотным кольцом охраны. А знаменитая Эллочка-Людоедка из «Двенадцати стульев»? Как благосклонно встретила она Оста-па Бендера! А он всего-то похвалил ее «мексиканского тушкана», то есть согласился поддержать создаваемую ею примитивную иллюзию богатства и шика. Мужу-инженеру, не понявшему и не оценившему ее «имитаторских» усилий, досталось совершенно другое — «развод и девичья фамилия»... Истероидность одинаково, по сути, проявляет себя и в характерах «звезд», и в характерах домохозяек.

Таким образом, имеющийся в его распоряжении психический потенциал истероид употребляет не на производительный труд и упорное преодоление препятствий, а на создание и сохранение (в собственном психическом пространстве и в сознании окружающих) иллюзорного благополучия, что становится основной тенденцией его поведения.

Создается впечатление, что в нервной системе истероида вначале формируется некий рабочий коллектив нейронов (нервных клеток), нацеленный на решение поведенческой задачи. Однако при столкновении с трудностями или просто когда решение оказывается более долгим и утомительным, чем казалось, этот нейронный «коллектив» теряет интерес к процессу работы и пытается сразу,
откуда ни возьмись, сбрести ее результат... Как если бы войско двинулось на неприятеля, но, увидев, как силен враг и как много нужно еще сделать для победы над ним, побросало бы оружие, взяло в руки трубы, литавры и переносные походные арфы и вообразило себя военным оркестром, исполняющим победный марш... Поскольку в реальном мире подобные трюки, как правило, невозможны — действие переносится в психическое пространство, где позволитель но оперировать иллюзиями.

Можно предположить, что для осуществления такого способа адаптации слабость нервной системы должна сочетаться с достаточно высокой внут ренней динамикой (подвижностью) нервных процессов, обеспечивающей гибкую перестройку «войска» в «оркестр».

Внешний вид.
Истероидный радикал никак не связан по крайней мере, в представлении автора, с особенностями телосложения. Поэтому сразу перейдем к оформлению внешности.

Вы спросите, можно ли на групповой фотографии разглядеть человека, наделенного выраженным истероидным радикалом (то есть истероида)? Отвечу, коллеги: нельзя не разглядеть!

Истероид, желая обратить на себя благожелательное внимание (а иначе ему не создать искомой — см. выше — модели отношений), принимает все меры к тому чтобы не затеряться в толпе. Он хочет выделиться. Говоря языком гештальтпсихологии, он стремится предстать перед окружающими «фигурой» и ни в коем случае не слиться с фоном.*
*Такой стиль поведения называется демонстративным, соответственно, второе название истероидного радикала — демонстративный.
В этой связи, основной особенностью оформления внешности, свойственной истероидному радикалу, является яркость.

Яркость, насыщенность красок одежды, яркость косметики, обилие и яркость украшений, иных аксессуаров Помните, как Пушкин в «Арапе Петра Великого» описывает процесс одевания щеголя Корсакова: «Француз камердинер подал ему башмаки с красными каблуками, голубые бархатные штаны, розовый кафтан, шитый блестками; в передней наскоро пудрили парик, его принесли, Корсаков..- потребовал шпагу и перчатки, раз десять перевернулся перед зеркалом и объявил Ибрагиму, что он готов».

Яркость дополняется претензией на оригинальность. Именно «претензией», а не истинной оригинальностью (которая, скажем, забегая вперед, является уделом шизоидов). Истероид, выбирая одежду и т. д., отдает безусловное предпочтение моделям, наиболее оригинальным из общеупотребительных, общепризнанных. Он следует-моде, но не творит моду.



Истероид по сути своей не творец, а подражатель, имитатор. Подумайте, а как же иначе? Ведь, решая задачу выделиться из общей «серой» массы, истероид делает лишь первый шаг к обретению своего внутреннего психологического благополучия. Ему еще только предстоит расположить к себе окружающих, заставить их поверить в его необыкновенные способности, редкие душевные качества и т. д. А этого добиться невозможно, не оставаясь понятным и близким большинству. Излишняя оригинальность здесь может только помешать, оттолкнуть людей.
Пример 2
Рассказывают, что Сергей Есенин при встрече с представителем одного из многочисленных в то время эксцентрично-«революционных» направлений в искусстве, ходившим по улице нагишом, поспешно ретировался. Великий поэт сам обладал выраженной истероидностью, очень любил быть на виду, оригинальничать на публике, порождал о себе масштабные слухи, однако он сознательно избегал всего, что «чересчур», знал и чувствовал границы дозволенного. Он не хотел, чтобы его отождествляли с клоунами от литературы.

Вообще, истероиды, боясь нелестных для себя сопоставлений, избегают общества шизоидов.

Продолжая тему имитаторства истероидов, отметим их удивительную способность к социальной мимикрии, что в области оформления внешности проявляется в склонности переодеваться в самые различные наряды, приобретать характерный внешний облик той социальной группы, в которую они в данный момент включены (или тешат себя иллюзией, что включены). И не просто переодеваться, но преображаться! Формально-поведенчески и, что самое интересное, внутренне тоже.

В такие минуты истероид не просто выглядит, как типичный (даже наиболее яркий, узнаваемый) представитель этой группы, но и ощущает себя им. Сама личность его существенно трансформируется. Один и тот же человек, щедро наделенный истероидными качествами, одинаково легко и комфортно чувствует себя и во фраке, на высочайшем приеме, и в телогрейке, сидя на деревенской завалинке, и в военном мундире, щеголевато прохаживаясь вдоль строя...

При этом, будучи одетым во фрак, он (специально не настраиваясь, не заставляя себя!) размышляет о благе Отечества, о преимуществах монархии перед демократией и об иных высоких материях; телогрейка настраивает его на домотканно-лирический лад. «Инда взопрели озимые, — думает он, лениво щурясь. — «Рассупонилось красно солнышко, растолдыкнуло свои лучи по белу светушку ..».


Мундир заставляет его беспрестанно чертыхаться, врать напропалую о былых боях и походах, бранить в голос подчиненных, сквозь зубы — начальство, и мечтать о прибавке к жалованью*...
* Любопытно, что истерия как психическое заболевание не имеет, по сути, специфических симптомов (болезненных проявлений). Больной истерией имитирует (неосознанно) признаки других — самых разнообразных — заболеваний: внезапно развившейся глухоты, немоты, паралича конечностей, бронхиальной астмы, даже эпилептического припадка... При этом имитирует так, как сам представляет эти заболевания (в собственной интерпретации). Подчеркнем, это не симуляция, это именно неосознаваемая имитация, очень даже неприятная и разрушительная для самого больного истерией (истерика). Заметьте, как много общего с истероидностью. Разница в том, что истерик имитирует различные болезни, а истероид — различные характеры, социальные роли, результаты поведения.
Чтобы так преображаться, знаете, кем надо быть? — Правильно. Никем. Чем более в реальном характере выражена истероидная тенденция, тем больше личность напоминает некий конструктор, который легко разбирается и собирается вновь, но всякий раз — в совершенно иной конфигурации.

Сколько-нибудь устойчивого ядра личности просто не существует. Постоянно присутствует только одно — эгоцентризм. Личность становится изменчивой, как форма жидкости, зависящая исключительно от формы сосуда, в который ее наливают. Для истероида таким сосудом становится социальное окружение.

Интересный пример. Очень известная (если не сказать, выдающаяся) певица на одном из своих концертов сказала, обращаясь к публике: «Не путайте меня с героинями моих песен. Я не такая, как они». И добавила (внимание!):

«Я вообще не знаю, какая я». Очень откровенная и психологически точная самооценка истероида!*
*Разумеется, одной истероидности для того, чтобы стать выдающимся артистом или вообще кем-либо, состоявшимся в жизни, мало. Для этого в реальном характере должна обязательно присутствовать паранояльная тенденция. Но об этом позже.


Добавив эти штрихи к общей характеристике истероидного радикала, мы не уклонились в сторону, а попутно обосновали еще одну важную особенность истероидной внешности — изменчивость. Никто так часто не меняет свой внешний вид (посредством прически, макияжа, одежды и т. п.), как истероиды.

В некоторых случаях изменчивость приобретает характер контрастности. Истероид любит быть ярким. Но что делать, если вокруг много ярких, нарядных людей? Как выделиться на их фоне? Остается одно — прийти на праздник жизни в отчетливо затрапезном одеянии. Убрать любые проявления радости из собственной внешности: волосы в пучок и под серый плат, румяна, помаду, серьги и бусы — долой, на ноги — боты «прощай молодость»... И вот оно — вожделенное внимание окружающих!


Для истероида нет более драматичной ситуации, чем встреча где-нибудь в общественном месте с человеком, нарядившимся в точно такое же платье! Обостренно реагируют истероиды и в тех случаях, когда оказывается, что они — из-за каких-то нелепых случайностей — одеты неподобающим образом.

Помните, у Саши Черного: «Зачем же индивид удрал с концерта вспять? — Забыл в рассеянности галстук повязать!»

К сказанному добавим, что любой человек, уделяющий внимание собственной внешности, имеет в характере истероидный радикал.

При этом его выраженность, «процентное содержание» относительно других радикалов, определяется не в последнюю очередь тем, насколько человек внимателен к своей внешности, сколько времени, сил и средств он тратит на ее оформление. Если забота о внешности является основным занятием индивидуума, ради которого он часто пренебрегает всеми остальными, следовательно, он — истероид.

В оформлении пространства (жилья, рабочего кабинета и т. д.) истероидный радикал проявляется практически теми же свойствами, что и в оформлении внешности. Яркостью, претензией на оригинальность, изменчивостью, склонностью имитировать предметную субкультуру социальной группы, к которой он принадлежит (или, чаще, хотел бы принадлежать) в этот период его жизни.
Пример 3.
Имитация предметной культуры
И снова вспоминается Эллочка-Людоедка. Ей так хотелось выглядеть не хуже дочери голландского миллионера, что она тратила все свое «воображение дятла» и все небольшие семейные финансы на приобретение вещей, хотя бы приблизительно имитирующих роскошь. Знаменитые стулья, приобретенные Эллочкой на аукционе под носом у опростоволосившегося Великого Комбинатора, были данью этой самой мотивации. В обыденной жизни мы также нередко наблюдаем нечто подобное. Человек, сидящий на антикварном стуле, за антикварным столовым прибором, наверняка — хоть чуть-чуть! — воображает себя отпрыском и наследником богатого и знатного рода. Обратите внимание, истероид по-разному произносит тосты, закусывает, рассказывает застольные истории и т. п., когда он пьет вино из пластикового стаканчика и когда — из старинного хрустального бокала с монограммой.

Свойством истероидности является также нескрываемый эгоцентризм. Собственные фотографии: соло, в окружении семьи и — на почетном месте — в обществе известных персон, дипломы, кубки, призы, именные значки и пр. убедительно свидетельствуют, что у хозяина этого интерьера самое любимое слово — «Я». Попадая в интерьер, созданный истероидом и принадлежащий ему, даже неискушенный наблюдатель сразу же и без труда получает максимум позитивной информации о личности его обитателя.