Файл: Виктор Пономаренко Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика семь радикалов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 951
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Пример 4
Автору пришлось как-то побывать в квартире одного знаменитого психотерапевта, часто выступающего на эстраде с гипнотическими «опытами». Первое, что бросилось в глаза, была большая афиша, на которой красовалось имя обитателя квартиры, его научные и эстрадные регалии...
Таким образом, интерьер истероида персонифицирован и используется в интересах самопрезентации.
Истероиды обожают всевозможные безделушки, отдавая предпочтение ярким, экзотическим, редким экземплярам.
Привычки истероида — тоже своего рода безделушки, имеющие привкус имитации реальной деятельности Истероид нередко подражает коллекционерам, собирая подобие реальной коллекции. История, стоимость и иные качества собираемых вещей ему важны не сами по себе, а Лишь постольку, поскольку они способны вызвать широкий социальный резонанс, сделать их обладателя центром всеобщего внимания. И здесь он стремится быть, с одной стороны, оригинальным, с другой — понятным подавляющему большинству потенциальных зрителей...
Любопытно, что если истероид курит, то, как правило, трубку или сигары. Это эффектно, элегантно, значительно и... на самом деле — не более чем имитация курения.
Многие из привычек истероида связаны с оформлением внешности. Поэтому среди его вещей особое место занимают специально предназначенные для этого инструменты, украшения и т. д.
Ну и, разумеется, истероида легко узнать по яркости и разнообразию его гардероба. Постоянное его пополнение, приобретение все новых и новых туфлей, шляпок, перчаток, платьев, кофточек, галстуков и т. д. — главная привычка истероидов.
Наличие истероидного радикала обнаруживается также в характерных мимике и жестикуляции, отличительными особенностями которых являются манерность, театральность, претенциозность. Истероиды любят красивые, «выигрышные» позы, призванные свидетельствовать о «высоком происхождении», «элитном воспитании». Они принимают подобные позы во всех случаях, независимо от содержания и объективного значения происходящего (кроме тех, когда они по той или иной причине подражают шизоидам, о которых мы поговорим позже). Выражение их лиц часто приобретает характер произвольно надеваемых ими «мимических масок», формально соответствующих роли (имитируемому психологическому состоянию), которую истероиды в данный момент играют.
«Маска высокомерия», «маска недоумения», «маска гнева», «маска дружелюбия», «маска сочувствия», «маска приветливости»... Именно формально, поскольку при этом довольно отчетливо чувствуется их неискренность, деланность, наличие в них признаков наигрывания, имитации реальных переживаний.
Эти характерные для истероидов феномены гениальными штрихами обозначает Толстой, описывая, в частности, поведение Бориса Друбецкого — персонажа великого романа «Война и мир»:
«Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, — все это было самое модное и сотте й faut... Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с короткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Но нечаянно... он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к N.N. и к S.S.».
На этом обсуждение особенностей внешнего вида, обусловленных наличием в характере истероидного радикала, позвольте завершить. Надеюсь, они определены достаточно ясно, и могут теперь служить для вас, уважаемые коллеги, опознавательными (психодиагностически значимыми) признаками истероидности, т. е. поведенческой тенденции, проистекающей из данного радикала.
Качества поведения.
Что за характер скрывается за яркой истероидной внешностью? Прежде всего, следует отметить удивительную способность истероидов производить на людей наиболее выигрышное впечатление с первых же минут знакомства. Подчеркнем, наиболее выигрышное. То есть с самого начала они выставляют напоказ лучшее, что в них есть. Поворачиваются к окружающим «фасадом». В дальнейшем впечатление от них идет на убыль.
Они много обещают, охотно и широко декларируют масштабные намерения, убеждают — на словах — в наличии у всех присутствующих и, прежде всего, у них самих больших возможностей и т. п., словом, активно создают иллюзию всеобщего благополучия и гарантированного успеха. На это, в основном, и уходят их силы. Дальше их поведенческий «сценарий» просто не прописан.
«Сейчас отсюда вылетит птичка!» — говорят они, завладевая вниманием окружающих. При этом в их собственном психическом пространстве рождается маленькая иллюзия, что птичка все-таки вылетит. Для них такой поворот событий вроде бы даже не исключен, хотя рассудком они понимают, что птички нет и взяться ей неоткуда.
Иллюзия длится до тех пор, пока истероид и его зрители готовы, хотят в нее верить. Затем какой-нибудь юный эпилептоид, устав от ожидания, занудливо спрашивает: «А где же птичка?» — И злобно констатирует: «А птички-то никакой и нет. Обманули!» Иллюзия рушится, зрители расходятся. Истероид принимается — нет, не за разведение птичек, — а за создание новых иллюзий и поиск новых зрителей.
Социальная гибкость, то есть широкая приспособляемость к самым различным, разнообразным социальным условиям, группам людей, видам деятельности, — также важное свойство истероидов. Они гибки, потому что поверхностны.
Пример 5
Вот, например, характерный случай, произошедший на съемочной площадке знаменитого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Он снимал очередной фильм на революционную тему и требовал от костюмеров документально точного сходства артиста, исполнявшего роль А.Ф. Керенского, с оригиналом. «Во что был одет Керенский?» — грозно спрашивал дотошный режиссер. Костюмеры нерешительно мялись. Вдруг из толпы статистов вышел бородатый немолодой мужчина и заявил: «Александр Федорович носил френч защитного цвета с университетским значком на груди». «Откуда вы это знаете?» — удивился заинтригованный Эйзенштейн. «Я был министром Временного правительства», — с достоинством ответил незнакомец... Возможно ли представить, чтобы, например, Ленин, Дзержинский и Свердлов, в случае провала Октябрьской революции, в поисках хлеба насущного или просто, от нечего делать, подались в массовку на съемки фильма, скажем, «Корнилов в июле»! А истероидный экс-министр сделал подобный шаг. И многие другие его коллеги тоже. Они, устав бороться, приспособились. Нашли для себя возможность спастись, ужиться с новой властью. Уверен, этот бывший министр с удовольствием увидел бы и обратил внимание знакомых на появление своего имени в титрах к революционному фильму...
Не потому ли победа осталась тогда за «твердокаменными большевиками?
Попробуйте-ка быть гибким, будучи твердо убежденным в чем-либо, имея собственные устойчивые принципы, правила, взгляды, добиваясь желаемого конкретного результата. Не получится. Придется сталкиваться с противоположным мнением, бороться, негодовать, защищаться, дистанцироваться от оппонентов и злопыхателей... Нельзя быть гибким, занимаясь реальным делом. Легко меняться, подстраиваясь под социальное окружение, можно только за счет замены одной иллюзии на другую. Так происходит с истероидом.
Главное для него — при любом раскладе сохранить благожелательное внимание к своей персоне. Только вниманием он по-настоящему дорожит.
Наличие истероидного радикала определяет и способность к ролевому поведению. Увлеките истероида новой, желательно — необычной, неординарной, ролью и вскоре вы его не узнаете. Он, как будет вам казаться, полностью, кардинально изменится. *
*Разумеется, на самом деле он не приобретет сколько-нибудь устойчивых качеств «новой» личности. Но имитация будет впечатляющей (хотя и непродолжительной)!
Истероидный радикал (особенно в сочетании с гипертимным) наделяет человека способностью к экспромту. Отсутствие заранее определенного алгоритма поведения, пробелы в информации об условиях, в которых ему предстоит проявить себя, истероида не смущают. Напротив, он вдохновляется возможностью заменить скучноватую реальность гораздо более яркой иллюзией. Кроме того, в основе экспромта — артистизм, талант гибко приспосабливаться к любым обстоятельствам за счет быстрого выбора и убедительного исполнения подходящей к случаю роли.
Пример 6.
Как тут не вспомнить вновь Остапа Бендера! Его истероидность и гипертимность помогали ему выходить из самых трудных положений. Одно проникновение на агитационный теплоход под видом свободного художника чего стоит! «Я закончил ВХУТЕМАС с отличием!» Это заявление и вся остальная неуемная болтовня Великого Комбинатора — яркий пример истероидного экспромта.
Вот какова она — истероидность. Она (и только она!) делает человека заметным, гибким, артистичным. Согласитесь, не самые плохие качества для этой жизни. Уже не говоря о способности творить иллюзию. Иллюзия правит миром, господа! В девяносто девяти случаях из ста мы охотнее выберем иллюзию, чем правду. Причем, как правило, именно иллюзию благополучия. Не верите? — Давайте проверим.
Ответьте, только честно. Вам удобнее думать, что вы живете в уютном, чистом, безопасном доме или что подвал вашего жилища кишит крысами, у мусоропровода постоянно питается и ночует бомж с открытой формой туберкулеза, которого время от времени теснят, претендуя на его территорию, «отмороженные» наркоманы?
Что профессия, которой вы посвятили всю свою жизнь, по-настоящему востребована обществом, исполнена смысла и пользы или что вы большую часть рабочего времени (годы напролет!) толчете воду в ступе?
Что вы женаты на доброй и чуткой женщине, подруге ваших суровых дней, которая денно и нощно заботится о вас или...?
Впрочем, чувствую, заносит. Проклятая эпилептоидность!
Мир так устроен, уважаемые коллеги, что с приобретением любого позитивного свойства одновременно приобретается и его негативное «второе я». Это частное проявление диалектики.
В отношении истероидного радикала мы обязаны сказать что оборотной стороной сопряженной с ним социальной гибкости является беспринципность. Умение и желание истероида производить яркое впечатление на новых людей превращаются в склонность время от времени менять круг друзей, переходить из одного коллектива в другой и т. п. Талант актера, имитатора, «иллюзиониста» ведет к отказу от реальной деятельности в пользу иллюзии, имитации результата.
Экспромт оборачивается т. н. «псевдологией» — вдохновенным враньем, посвященным своим или, реже, чужим успехам.*
* В отличие от обычного, рядового вранья, псевдология возникает не нарочно, из корысти или коварства, а на высоте возбуждения, когда желание создать иллюзию у истероида столь сильно, что он искренне верит собственному вымыслу.
Говорят, истероиды хорошо чувствуют людей, их настроение, умеют под него подстраиваться. Это не совсем так. Истероидам, с их сугубым эгоизмом, эгоцентризмом, люди важны только как публика, внимающая и хлопающая в ладоши. Они никого не настроены понимать, никому не сочувствуют, они умеют лишь имитировать психологическое состояние собеседника, по типу «зеркального отражения», не более. Впрочем, иногда и этому бываешь рад.
Задачи.
В предыдущей главе мы условились о том, что в разделе «задачи» будут нами обсуждаться те виды деятельности, которыми обладатель изучаемого радикала способен заниматься с минимальным психическим напряжением, те результаты, на достижение которых он нацелен независимо от внешней (в т. ч. материальной) стимуляции.
Да, коллеги, вы не ослышались. Характер рождает наиболее мощную (перед которой бледнеет даже столь ценимое нынче денежное вознаграждение) мотивацию к определенному виду деятельности.
Истероид всегда и везде, в чем бы ни заключались его должностные обязанности, по какому бы департаменту он ни числился, занимается почти исключительно самопрезентацией. Никогда глубоко не проникая в содержание деятельности, он искренне убежден, что может справиться с любым заданием, было бы желание. Однако дальше его присутствия во всевозможных президиумах, масштабного публичного прожектерства, обещаний всеобщего непременного процветания, клятв «лечь на рельсы» в случае неуспеха, эффектного позирования перед зрителями и слушателями и т. п. дело не идет.
Мы с вами должны знать, что истероид: а) любому своему занятию (даже если его принудили составлять бухгалтерскую отчетность или чистить отхожее место) постарается обеспечить максимум общественного внимания; б) при столкновении с первыми реальными трудностями резко начнет терять к работе интерес и, в конце концов, бросит ее недоделанной; в) на требование дать отчет о полученных результатах мгновенно, экспромтом, нарисует панораму многочисленных ожидаемых и неожиданных успехов (почти сплошь иллюзорных). И так будет всегда. Хотите, поощряйте его за это материально, хотите — лишайте сладкого.