Файл: Алгоритмика 57 классы Пояснительная записка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алгоритмика

5—7 классы

Пояснительная записка

Курс “Алгоритмика” рассчитан на обучение в течение одного года учеников пятого, шестого или седьмого класса средней общеобразовательной школы. Здесь приводится примерная программа курса для бескомпьютерного варианта обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельно одного урока продолжительностью один академический час.

При наличии доступа к компьютерам, на которых установлена система программной поддержки курса “Алгоритмика”, целесообразно увеличить нагрузку за счет введения дополнительно одного академического часа компьютерных занятий раз в две недели. При этом не следует стремиться к увеличению объема изучаемого материала, сделав упор на отработке знаний и навыков составления алгоритмов, полученных на бескомпьютерных занятиях.

Курс “Алгоритмика” рассматривается автором как часть курса математики. Основная цель курса — формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

Алгоритмическое мышление, наряду с алгебраическим и геометрическим, является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте, например, в рамках так называемого бытового сознания. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи.

Для обучения алгоритмике школьнику нужно только умение выполнять арифметические операции над целыми числами. Комбинаторные объекты легко овеществляются, с ними можно работать руками, а доказательства производить методом полного перебора. Обучение может происходить при активном использовании игр, театрализации задач.

Возможность работы с компьютером повышает интерес школьника, а значит, и эффективность его работы.

Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии Исполнителя. Это понятие в последние годы вошло в обиход преподавателей информатики, и большинство курсов основано именно на таком подходе. Исполнителя можно представлять себе роботом, снабженным набором кнопок. Каждая кнопка соответствует одному действию (может быть, довольно сложному), которые робот способен совершить. Нажатие кнопки вызывает соответствующее действие робота.


Робот действует в определенной среде. Чтобы описать Исполнителя, нужно задать среду, в которой он действует, и действия, которые он совершает при нажатии каждой из кнопок.

Основой для введения Исполнителей служат задачи. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм-стадий:

- манипуляция с физическими предметами;
- театрализация:
- манипуляция с объектами на экране компьютера;
- командный режим управления экранными объектами;

  •  управление экранными объектами с помощью линейных программ;

  •  продвинутое программирование с использованием процедур и других универсальных конструкций.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать и уметь использовать основные понятия курса «Алгоритмика», в том числе: Исполнитель, среда Исполнителя, конструкции, команды Исполнителя, состояние Исполнителя, алгоритм, простой цикл, ветвление, сложный цикл, условия, истинность условий, логические операции, эффективность и сложность алгоритма, координаты на плоскости, преобразование программ, параллельное программирование.

Учащиеся должны уметь решать простые задачи, в том числе: составлять линейные алгоритмы; составлять новые команды с помощью процедур; определять значение истинности простых и сложных условий; использовать циклы и ветвления; сравнивать эффективность различных алгоритмов; владеть элементами доказательности эффективности и невозможности предложенных решений; преобразовывать программы в соответствии с преобразованием исходных данных; владеть элементами параллельного программирования.

Программа курса изучения информатики

Алгоритмика

5 класс. В неделю 1 час. Всего 34 часа.



Содержание

Кол-во часов

1

Понятие алгоритма.

1

2

Свойства алгоритма.

1

3

Форма записи алгоритма.

1

4

Виды алгоритмов.

1

5

Исполнители алгоритмов.

1

6

Простейшая программа.

1

7-8

Что такое цикл? Правила использования оператора цикла.

2

9-10

Вложенные циклы.

2

11-12

Алгоритмы с обратной связью.

2

13-15

Цикл и условием. Правила использования цикла пока.

3

16-18

Что такое условный оператор? Правила использования условного оператора.

3

19

Сокращенная форма.

1

20-21

Что такое сложные условия. Правила использования сложных условий.

2

22-23

Зачем нужны переменные? Что такое переменная? Объявление переменных.

2

24-25

Арифметические выражения.

2

26-28

Цикл с параметром.

3

29

Диалоговые программы.

1

30-31

Вывод на экран. Праила использования оператора вывода.

2

32-33

Ввод данных. Правила использования оператора ввода.

2

34

Зачетная работа.

1


6 класс. В неделю 1 час. Всего 34 часа.



Содержание

Кол-во часов

1-2

Алгоритм. Свойства алгоритма.

2

3-4

Форма записи алгоритмов.

2

5-6

Виды алгоритмов.

2

7-8

Исполнители алгоритмов.

2

9

Алфавит языка Паскаль. Основные блоки ЭВМ.

1

10-11

Структура программы на языке Паскаль.

2

12-13

О типах данных. Имена.

2

14-15

Первая программа.

2

16-19

Арифметические операции. Выражения. Математические функции.

4

20-21

Операторы языка Паскаль. Оператор присваивания. Операторные скобки.

2

22-25

Составной оператор. Условный оператор.

4

26-29

Вложенные операторы IF.

4

30-33

Операторы цикла.

4

34

Зачетная работа.

1

7 класс. В неделю 1 час. Всего 34 часа.



Содержание

Кол-во часов

1

Алгоритм. Свойства алгоритма. Форма записи алгоритма.

1

2

Виды алгоритмов. Исполнители алгоритмов.

1

3

Алфавит языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.

1

4-5

Типы данных. Программа.

2

6-8

Арифметические операции. Выражения. Математические функции.

3

9-13

Операторы языка Паскаль (оператор присваивания, составной оператор, условный оператор, оператор цикла)

5

14-15

Алгоритм вычисления суммы n чисел.

2

16-17

Подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию.

2

18-19

Алгоритм вычисления n!

2

20-21

Алгоритма вычисления an.

2

22-24

Конструкция цикла с предварительной проверкой условия.

3

25-27

Конструкция цикла с последующей проверкой условия.

3

28

Еще раз о типах данных.

1

29-31

Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления.

3

32-33

Представление информации в ЭВМ. Формы представления чисел в ЭВМ. Представления чисел с плавающей точкой.

2

34

Зачетная работа.

1


ЛИТЕРАТУРА

1. Алгоритмика.5—7 кл.: Учебник и задачник для общеобразоват. учеб. заведение/А. К. Звонкий, А Г. Кулаков, С. К.Лавдо, А Л. Семенов, А. X. Шень.— М“:Дрофа, 1996, 1997.
2. Алгоритмика. 5—7 кл.: Методические рекомендации для учителя: Решение задач.— М.: Дрофа, 1997.