Файл: Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 126 02 05 Логистика Текстовое электронное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 3 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА»
3.1 Первая (теоретическая) глава курсовой работы
В первой (теоретической) главе курсовой работы следует отслеживать развитие избранной проблематики, уделяя особое внимание специальным литературным источни- кам. В данной главе должны быть отражены современное понимание и трактовка рас- сматриваемого направления исследования в соответствии с выбранной тематикой иссле- дования. При этом характер изложения материала не должен быть сугубо описательным, в нем должны присутствовать элементы, отражающие собственное мнение, собственную точку зрения автора курсовой работы относительно рассматриваемого направления ис- следования. Следует обратить внимание на расхождения в трактовках, даваемых разными авторами, и на основе критического обзора имеющихся точек зрения обосновать и изложить собственную позицию по данному вопросу.
Источниками информации для написания теоретической части курсовой работы являются отечественные и зарубежные источники в виде учебников, учебных пособий, методических и научных трудов по выбранной тематике, интернет-источников, а также нормативно-правовых и законодательных документов, имеющих непосредственное от- ношение к данному направлению исследования.
При написании первой главы курсовой работы особое внимание следует уделять специальным источникам информации на иностранных языках.
При раскрытии экономической сущности выбранного понятия необходимо рас- сматривать не менее 20 источников.
На все использованные в теоретической главе курсовой работы источники ин- формации должны быть соответствующие ссылки в тексте работы.
Как уже было отмечено ранее, написание теоретической главы курсовой работы осуществляется студентом по выбору, согласно тематике, изложенной в приложении А данных методических указаний.
При изложении материалов в виде таблиц или иллюстраций (рисунков, графиков, схем, диаграмм) должен обязательно следовать соответствующий вывод, отражающий понимание содержимого в данной таблице или показываемого на данной иллюстрации.
Первая глава курсовой работы завершается соответствующими краткими, четки- ми, логически и последовательно обоснованными выводами, которые затрагивают все рассмотренные в данной главе пункты и подпункты.
Примерный план первой главы курсовой работы имеет следующий вид:
1 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ГРУЗОПЕРЕ-
ВОЗКАМИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
1.1 Экономическая сущность понятия «перевозчик»
1.2 Роль автомобильных грузоперевозок в международных цепях поставок
1.3 Конвенция и нормативные документы, регламентирующие осуществление международных автомобильных грузоперевозок
1.4 Управление рисками при организации международных автомобильных грузо- перевозок
15 1.5 Стратегические направления повышения эффективности управления автомо- бильными грузоперевозками в международных цепях поставок
Выводы по первой главе
3.2 Формирование цепей поставок закупаемых материально-сырьевых ресурсов на внешний рынок
Вторая глава курсовой работы «Формирование цепей поставок закупаемых мате- риально-сырьевых ресурсов на внешний рынок» носит чисто аналитический характер, включает полное описание организации и выпускаемой ею продукции, а также процесс формирования международных цепей поставок закупаемых организацией материально- сырьевых ресурсов.
Международные цепи поставок закупаемых организацией материально-сырьевых ресурсов формируются по материалам, отражающим ее основный вид деятельности.
Здесь выявляются потенциальные поставщики основных материально-сырьевых ресурсов и осуществляется окончательный их выбор, устанавливаются все возможные участники международных цепей поставок, осуществляется выбор вида (типа) транспорта, произво- дится расчет таможенных платежей на ввозимые материально-сырьевых ресурсов, опре- деляется сумма затрат на формирование международных цепей поставок материально- сырьевых ресурсов.
Исходными данными для написания второй главы курсовой работы служат мате- риалы, изложенные в приложении Б данных методических указаний, которые оформля- ются в виде примера, представленного в таблице 3.1.
Таблица 3.1. – Исходные данные по необходимым материально-сырьевым ресурсам для ОАО «…»
Вариант
32
Организация
ОАО «Атлант»
Материально-сырьевые ресурсы
Компрессоры – 800 шт.
Холодильная камера – 600 шт.
Примечание: из методических указаний.
При этом выбор варианта осуществляется по списку студентов в журнале либо по другим критериям, устанавливаемым преподавателем-руководителем. Кроме того, по согласованию с преподавателем-руководителем, студент может предложить другую организацию по своему усмотрению при условии наличия достоверных данных по ней в соответствии с заданием на курсовое проектирование.
3.2.1 Общая характеристика организации и выпускаемой ею продукции
Общая характеристика организации включает следующие сведения:
краткая историческая справка: юридическое название организации, дата со- здания, цель и задачи создания, основные этапы становления и развития, традиции;
устав организации: организационно-правовая форма, форма собственности, состав и структура учредителей, права и ответственность организации;
16
отраслевая принадлежность организации, ее место и роль в региональном, национальном и мировом экономическом пространстве;
виды (направления) деятельности и специализации организации;
миссия организации;
стратегические цели и задачи развития организации;
управление организацией: органы управления и их правовой статус, тип, со- став и структура управления организацией (схематическое изображение).
Выпускаемая организацией продукция характеризуется следующими сведениями:
- виды материально-сырьевых ресурсов, необходимых для обеспечения произ- водства (в ассортименте);
- основные рынки закупок материально-сырьевых ресурсов и доля внешнего рынка;
- виды выпускаемой организацией продукции (в ассортименте);
- основные рынки реализации готовой продукции и доля внешнего рынка;
- экономическая, социальная, экологическая и иная значимость выпускаемой организацией продукции.
Общая характеристика организации и выпускаемой ею продукции завершается кратким и логически обоснованным выводом.
3.2.2 Оценка и выбор поставщиков закупаемых материально-сырьевых ресурсов
Важность выбора поставщиков материально-сырьевых ресурсов объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одних и тех же материально-сырьевых ресурсов, но и тем, что поставщики должны быть, прежде всего, надежными партнерами для реализации стратегий обеспечения беспере- бойного производства и устойчивого развития организации.
В современных рыночных условиях осуществления своей производственно- хозяйственной деятельности у организации возможны два направления выбора постав- щиков материально-сырьевых ресурсов:
выбор поставщиков из числа организаций, которые уже были поставщиками
(или ими являются) и с которыми уже установлены деловые и доверительные отноше- ния. Это облегчает выбор, т.к. подразделение, занимающееся закупками, располагает точными данными о деятельности этих организаций;
выбор новых поставщиков в результате поиска и анализа рынка, на котором организация уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности). Для проверки потенциальных поставщиков зачастую необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в от- ношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьез- ный шанс получить большой заказ материально-сырьевых ресурсов.
В данной курсовой работе предлагается применять именно второй вариант вы- бора поставщиков из-за отсутствия доступа к достоверной информации об имеющихся
(старых) поставщиках.
Решение задачи выбора поставщиков осуществляют по следующим основным этапам:
1) поиск потенциальных поставщиков;
2) анализ потенциальных поставщиков;
3) оценка потенциальных поставщиков.
17
Поиск потенциальных поставщиков осуществляется путем:
– объявления конкурсов (тендеров);
– изучения рекламных материалов, фирменных каталогов и проспектов, объяв- лений в средствах массовой информации и т.п.;
– посещения ярмарок и выставок;
– переписки, деловых и личных контактов с потенциальными поставщиками и др.
Выявление, изучение и анализ источников закупки материально-сырьевых ресур- сов и их поставки не являются разовым мероприятием, а должны проводиться система- тически, базируясь на различных источниках информации.
Анализ потенциальных поставщиков проводится на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков, а именно:
- цена;
- условия платежа;
- качество продукции;
- надежность поставок (обязательства по соблюдению договоров по срокам по- ставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции и т.п.);
- упаковка товара;
- удаленность поставщика от покупателя (потребителя);
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей у поставщика;
- управление качеством у поставщика (наличие международной системы менедж- мента качества ISO 9001);
- хорошая репутация поставщика в своей отрасли;
- удобная и легкая система закупок;
- морально-психологический климат у поставщика (возможность забастовок);
- способность обеспечивать поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- финансовая устойчивость поставщика и его кредитоспособность;
- возможность формирования долгосрочных деловых отношений и др.
Оценка потенциальных поставщиков осуществляется на основе:
- критериев выбора поставщиков;
- анализа значимости материально-сырьевых ресурсов для производственного процесса;
- значимости (важности) каждого критерия;
- оценок поставщиков по каждому критерию.
Характеристика потенциальных поставщиков каждого вида необходимых ма- териально-сырьевых ресурсов для организации необходимо представить в виде таб- лицы 3.2.
Оценка потенциальных поставщиков – наиболее ответственный момент для ор- ганизации, т.к. именно от этого будет зависеть экономическая эффективность осуществ- ления закупок и управления международными цепями поставок материально-сырьевых ресурсов.
18
Таблица 3.2. – Характеристика потенциальных поставщиков … (конкретного ресурса) для ОАО «…»
Наименование поставщика
Место регистрации
(страна и город)
Характеристика поставщика
1. …
…
2. ,,,
…
…
… n. …
…
1 2 3 4 5 6 7 8
Примечание: собственная разработка на основе источников […].
В логистике (в т.ч. международной) выделяют четыре основных метода, на осно- ве которых производится оценка потенциальных поставщиков материально-сырьевых ресурсов в организацию:
1) метод оценки затрат;
2) метод доминирующих характеристик;
3) метод категорий предпочтения;
4) экспертный метод.
Метод оценки затрат предполагает наличие множества возможных поставщиков, для каждого из которых рассчитывают все затраты и доходы, в результате чего выбира- ют наиболее выгодного поставщика по критерию общей прибыли.
Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном, самом с точки зрения заказчика главном, критерии при выборе поставщиков.
Метод категорий предпочтения предполагает наличие обширной и разнообраз- ной информации о потенциальных поставщиках из множества источников, которая поз- воляет рассматривать каждый критерий наравне с остальными, в то время как для орга- низации только один критерий является ключевым.
Экспертный метод является наиболее распространенным. В его основу положен анализ специалистами-экспертами через множество критериев потенциальных постав- щиков и описание процедуры получения их интегральной экспертной оценки с после- дующим присвоением каждому рейтинга.
Каждый метод оценки потенциальных поставщиков имеет свои достоинства и недостатки.
В рамках данной курсовой работы для оценки потенциальных поставщиков мате- риально-сырьевых ресурсов в организацию рекомендуется применять экспертный ме- тод, т.к. он дает научно-экономическое обоснование выбора конечного поставщика.
Все критерии оценки потенциальных поставщиков материально-сырьевых ресурсов в организацию делят на три группы: количественные, качественные и ре- лейные.
Количественные критерии напрямую подаются количественной оценке. К ним относятся цена, надежность поставок, удаленность поставщика от покупателя (потреби- теля), сроки выполнения текущих и экстренных заказов и др.
Качественные критерии подаются количественной оценке косвенным путем
(скверно – отлично). К ним относятся качество поставленной продукции, хорошая репу- тация поставщика в своей отрасли, условия платежа, упаковка товара, финансовая устойчивость поставщика, его кредитоспособность и др.
19
Релейными называются критерии, которые можно оценивать на «да» или «нет».
К ним относятся управление качеством (наличие у поставщика международной системы менеджмента качества ISO 9001), наличие резервных мощностей у поставщика, возмож- ность формирования долгосрочных деловых отношений и др. Выделение релейных кри- териев повышает объективность оценки потенциальных поставщиков материально- сырьевых ресурсов и сокращает объем работы экспертов, т.к. их отсутствие у потенци- ального поставщика автоматически исключает его из дальнейшей оценки, т.е. потенци- альный поставщик выбывает из участия в процессе.
Данное деление критериев на группы позволяет использовать различные подхо- ды к их определению при расчете интегральной оценки для потенциальных поставщи- ков материальных ресурсов.
Для удобства в курсовой работе необходимо выделять основные критерии оцен- ки потенциальных поставщиков каждого вида материально-сырьевых ресурсов для ор- ганизации и представить результаты в виде таблицы 3.3.
Таблица 3.3. – Основные критерии оценки потенциальных поставщиков …
(конкретного ресурса) для ОАО «…»
Критерий
Поставщики
А
B
…
Z
I. Количественные:
1. Цена продукции, дол/нат.ед.изм.
A
1A
A
1B
…
A
1Z
2. Надежность поставок (максимум – 1)
A
2A
A
2B
…
A
2Z
3. Удаленность поставщика, км
A
3A
A
3B
…
A
3Z
4. Сроки выполнения заказов, дни
A
4A
A
4B
…
A
4Z
II. Качественные:
5. Качество продукции скверно - отлично скверно - отлично скверно - отлично
6. Репутация в своей отрасли скверно - отлично скверно - отлично
… скверно - отлично
7. Условия платежа скверно - отлично скверно - отлично
… скверно - отлично
8. Финансовая устойчивость скверно - отлично скверно - отлично
… скверно - отлично
III. Релейные:
9. Наличие международной системы ме- неджмента качества (СМК ISO 9000) да/нет да/нет
… да/нет
10. Наличие резервных мощностей да/нет да/нет
… да/нет
11. Возможность формирования долго- срочных деловых отношений да/нет да/нет
… да/нет
12. Удобная и легкая система закупок да/нет да/нет
… да/нет
Примечание: собственная разработка.
Одним из подходов к ранжированию критериев, по которым рассчитываются их весовые коэффициенты, является применение метода парных сравнений, при использо- вании которого заполняется соответствующая матрица.