Файл: Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 126 02 05 Логистика Текстовое электронное издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
При перевозкематериально-сырьевых ресурсов с привлечением аутсорсинговых организаций (аутсорсеров) в качестве грузоперевозчиков их выбор осуществляется на ос- нове экспертного метода по такой же схеме, что и при выборе потенциальных поставщи- ков материально-сырьевых ресурсов, придерживаясь определенных критериев в интере- сах организации.
Характеристика потенциальных перевозчиков каждого вида необходимых мате- риально-сырьевых ресурсов для организации следует представить в виде таблицы 3.11.
Таблица 3.11. – Характеристика потенциальных перевозчиков … (конкретного ресурса) для ОАО «…»
Наименование перевозчика
Место регистрации
(страна и город)
Характеристика перевозчика
1 2
3 1. …

2. ,,,



n. …

Примечание: собственная разработка на основе источников […].
Как и при оценке потенциальных поставщиков, все критерии оценки потенциаль- ных перевозчиков материально-сырьевых ресурсов в организацию делят на три группы: количественные, качественные и релейные.
К основным количественным критериям оценки потенциальных перевозчиков относятся стоимость (тариф) перевозки груза, надежность перевозки, сроки доставки.
Между тем следует знать, что расчет стоимости (тарифа) перевозки груза автомо- бильным транспортом обычно основывается на базе основных затрат, необходимых для транспортировки. Тарифы зависят от типов и видов груза, маршрута, по которому прохо- дит доставка, наличия определенных условий транспортировки.
К основным качественным критериям оценки потенциальных перевозчиков отно- сятся качество обслуживания, сохранность груза, репутация перевозчика, условия пла- тежа, финансовая устойчивость.
Основным релейным критерием оценки потенциальных перевозчиков является страхование груза.
Для удобства в курсовой работе необходимо выделять основные критерии оцен- ки потенциальных перевозчиков каждого вида материально-сырьевых ресурсов для ор- ганизации и представлять результаты в виде таблицы 3.12.
Отсутствие у потенциального перевозчика страхования груза автоматически его исключает из дальнейшей оценки, т.е. потенциальный перевозчик выбывает из участия в процессе.
Ранги критериев оценки потенциальных перевозчиков методом парных сравне- ний определяются по каждому виду закупаемых материально-сырьевых ресурсов, в ре- зультате чего заполняется матрица, оформленная в виде таблицы 3.13.


28
Таблица 3.12. – Основные критерии оценки потенциальных перевозчиков …
(конкретного ресурса) для ОАО «…»
Критерии
Перевозчики
А
B

Z
1 2
3

n
I. Количественные:
1. Стоимость (тариф) перевозки груза, долл./нат.ед.изм.км
A
1A
A
1B

A
1Z
2. Надежность перевозки груза (максимум – 1)
A
2A
A
2B

A
2Z
3. Сроки доставки груза, дни
A
4A
A
4B

A
4Z
II. Качественные:
4. Качество обслуживания скверно–
отлично скверно–
отлично скверно–
отлично
5. Сохранность груза
6. Репутация перевозчика скверно–
отлично скверно–
отлично
… скверно–
отлично
7. Условия платежа скверно–
отлично скверно–
отлично
… скверно–
отлично
8. Финансовая устойчивость скверно–
отлично скверно–
отлично
… скверно–
отлично
III. Релейные:
9. Страхование груза да/нет да/нет
… да/нет
Примечание: собственная разработка.
Таблица 3.13. – Ранжирование критериев оценки потенциальных перевозчиков методом парных сравнений
Критерии
1
. С
тоимос ть пе ре воз ки
2
. На де жн ос ть п ере воз ки
3
. С
роки д
ост ав ки
4
. Ка че ст во о бсл уж ива н
ия
5
. С
ох ранн ост ь гру за
6
. Реп ут аци я п ере воз чика
7
. У
слов ия пл ат ежа
8
. Фи н
ан сов ая у
ст о
йчивос ть
Сумм а
Ранг
X
j
1 2
3 4
5 6
7 8
9 1
0 11
X
k
1. Стоимость перевозки
1 2. Надежность перевозки
1 3. Сроки доставки
1 4. Качество обслуживания
1 5. Сохранность груза
1 6. Репутация перевозчика
1 7. Условия платежа
1 8. Финансовая устойчивость
1
Примечание: собственная разработка.

29
По результатам ранжирования критериев методом парных сравнений, необхо- димо выбрать зависимость для расчета весовых коэффициентов (ω
i
), учитывающих сте- пень влияния критериев на интегральную оценку потенциальных перевозчиков.
При оценке потенциальных перевозчиков, расчет весового коэффициента каждо- го критерия, занимающего i-ранг (ω
i
), рассчитывается по формуле (3.2).
Для дальнейшего выполнения курсовой работы, необходимо разделить количе- ственные и качественные критерия оценки потенциальных перевозчиков по каждому виду закупаемых материально-сырьевых ресурсов.
Оценка потенциальных перевозчиков по количественным критериям
Исходные данные для оценки потенциальных перевозчиков каждого вида заку- паемых материально-сырьевых ресурсов, как по количественным, так и по качествен- ным критериям, представлены в таблице 3.12.
Для конкретизации, исходные данные для оценки потенциальных перевозчиков каждого вида закупаемых материально-сырьевых ресурсов по количественным крите- риям состоят из их значений для каждого потенциального перевозчика (A
ij
) и оформля- ются согласно таблице 3.14.
Таблица 3.14. – Исходные данные для оценки потенциальных перевозчиков … (конкретного ресурса) для ОАО «…» по количественным критериям
Критерии
Перевозчики
Ранг
А
B

Z
1 2
3


n
1. Стоимость перевозки, долл./нат.ед.изм.км
A
1A
A
1B

A
1Z
2. Надежность перевозки (максимум – 1)
A
2A
A
2B

A
2Z
3. Сроки доставки, дн.
A
3A
A
3B

A
3Z
Примечание: собственная разработка.
Обработка результатов количественных критериев оценки потенциальных пере- возчиков производится в соответствии с методами квалиметрии и предусматривает следующие этапы:
1. Составление таблицы 3.15, включающей в себя весовые коэффициенты критериев

i
), их эталоны (наилучшее значение каждого критерия), а также значения критериев с уче- том весовых коэффициентов и эталонов для каждого потенциального перевозчика (a
ij
).
Таблица 3.15. – Результаты оценки потенциальных перевозчиков … (конкретного ресурса) для ОАО «…» по количественным критериям
Критерии
Весовой коэффици- ент ω
i
Эталон
Перевозчики
Ранг
А
B

Z
1 2
3 4
5


n
1. Стоимость перевозки
ω
1
(min)
a
1A
a
1B

a
1Z
2. Надежность перевозки
ω
2
(max)
a
2A
a
2B

a
2Z
3. Сроки доставки
ω
3
(min)
a
3A
a
3B

a
3Z
Суммарная количественная оценка с учетом ω
i


Примечание: собственная разработка.


30 2. Для каждого количественного критерия определяется эталонное значение
(максимальное (A
max
) или минимальное (A
min
)) – в зависимости от влияния критерия на общую оценку потенциальных перевозчиков.
3. Если в качестве эталонного значения количественного критерия выбрано наибольшее (A
max
), то все значения критерия данной строки по потенциальным перевоз- чикам (A
ij
) делят на эталон и в соответствующие клетки таблицы 3.15 заносят значения a
ij
, рассчитываемые по формуле (3.4).
4. Если в качестве эталонного значения количественного критерия выбрано наименьшее (A
min
), то эталон делят на другие значения критерия данной строкипо по- тенциальным перевозчикам(A
ij
) и в клетки таблицы 3.15 заносят значения a
ij
, рассчиты- ваемые по формуле (3.5).
После полного выполнения расчетов, результаты заносят в таблицу 3.15 и опре- деляется суммарная количественная оценка количественных критериев по всем потен- циальным перевозчикам с учетом весового коэффициента ω
i
Оценка потенциальных перевозчиков по качественным критериям
Процесс оценки потенциальных перевозчиков каждого вида закупаемых органи- зацией материально-сырьевых ресурсов по качественным критериям производится по такой же схеме, как и при оценке потенциальных перевозчиков.
Средние и граничные (диапазон) значения стандартов качественных критериев оценки потенциальных перевозчиков закупаемых материально-сырьевых ресурсов по шкале желательности Харрингтона приведены в таблице 3.7.
Исходные данные для оценки потенциальных перевозчиков каждого вида закупа- емых материально-сырьевых ресурсов по качественным критериям представлены в таб- лице 3.12.
Далее, необходимо присвоить качественным критериям количественную оценку, пользуясь данными из таблицы 3.7 (оценка качественных критериев по шкале желатель- ности Харрингтона) и представить результаты оценки в виде таблицы 3.16.
Для конкретизации, исходные данные для оценки потенциальных перевозчи- ков каждого вида закупаемых материально-сырьевых ресурсов по качественным кри- териям (см. таблицу 3.16) состоят из их значений для каждого потенциального пере- возчиков (A
ij
).
Таблица 3.16. – Исходные данные для оценки потенциальных перевозчиков …
(конкретного ресурса) для ОАО «…» по качественным критериям
Критерии
Перевозчики
Ранг
А
B

Z
1 2
3


n
4. Качество обслуживания
A
4A
A
4B

A
4Z
5. Сохранность груза
A
5A
A
5B

A
5Z
6. Репутация перевозчика
A
6A
A
6B

A
6Z
7. Условия платежа
A
7A
A
7B

A
7Z
8. Финансовая устойчивость
A
8A
A
8B

A
8Z
Примечание: собственная разработка.


31
Обработка результатов качественных критериев оценки потенциальных перевоз- чиков производится в соответствии с методами квалиметрии и предусматривает следу- ющие этапы:
1. Составление таблицы 3.17, включающей в себя весовые коэффициенты крите- риев (ω
i
), их эталоны (наилучшее значение каждого критерия), а также значения крите- риев с учетом весовых коэффициентов и эталонов для каждого потенциального пере- возчика (a
ij
).
Таблица 3.17. – Результаты оценки потенциальных перевозчиков … (конкретного ресурса) для ОАО «…» по качественным критериям
Критерии
Весовой коэффи- циент ω
i
Эталон
Перевозчики
Ранг
А
B

Z
1 2
3 4
5


n
4. Качество обслуживания
ω
4
(max)
a
4A
a
4B

a
4Z
5. Сохранность груза
ω
5
(max)
a
5A
a
5B

a
5Z
6. Репутация перевозчика
ω
1   2   3   4   5   6   7   8

6
(max)
a
6A
a
6B

a
6Z
7. Условия платежа
ω
7
(max)
a
7A
a
7B

a
7Z
8. Финансовая устойчивость
ω
8
(max)
a
8A
a
8B

a
8Z
Суммарная количественная оценка с учетом ω
i


Примечание: собственная разработка.
Весовой коэффициент каждого качественного критерия, занимающего i-ранг (ω
i
), рассчитывается по формуле (3.2).
2. Для каждого качественного критерия определяется эталонное значение (мак- симальное (A
max
) или минимальное (A
min
)) в зависимости от влияния критерия на общую оценку потенциальных перевозчиков.
3. Если в качестве эталонного значения качественного критерия выбрано наибольшее (A
max
), то все значения критерия данной строки по потенциальным перевоз- чикам (A
ij
) делят на эталон и в соответствующие клетки таблицы 3.17 заносят значения
a
ij
, рассчитываемые по формуле (3.4).
4. Если в качестве эталонного значения качественного критерия выбрано наименьшее (A
min
), то эталон делят на другие значения критерия данной строкипо по- тенциальным перевозчикам(A
ij
) и в соответствующие клетки таблицы 3.17 заносят зна- чения a
ij
, рассчитываемые по формуле (3.5).
После полного выполнения расчетов результаты заносят в таблицу 3.9 и опреде- ляют суммарную количественную оценку качественных критериев по всем потенциаль- ным перевозчикам с учетом весового коэффициента ω
i
Оценка потенциальных перевозчиков каждого вида материально-сырьевых ре- сурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности организации завершается составлением итоговой таблицы 3.18, объединяющей результаты оценки их по количественным (см. таблицу 3.15) и качественным (см. таблицу 3.17) критериям.
Вместе с тем необходимо знать, что в составе таблицы 3.18 интегральная оценка весовых коэффициентов по количественным и качественным критериям оценка потен- циальных перевозчиков должна быть равной 1, иначе расчеты будут неправильны.

32
Таблица 3.18 – Итоговые результаты оценки потенциальных перевозчиков … (конкретного ресурса) для ОАО «…» по количественным и качественным критериям
Критерии
Весовой коэффи- циент ω
i
Эталон
Перевозчики
А
B

Z
1 2
3 4
5

n
Количественные:
1. Стоимость перевозки
ω
1
(min)
a
1A
a
1B

a
1Z
2. Надежность перевозки
ω
2
(max)
a
2A
a
2B

a
2Z
3. Сроки доставки
ω
3
(min)
a
3A
a
3B

a
3Z
Суммарная количественная оценка с учетом ω
i

Качественные:
4. Качество обслуживания
ω
4
(max)
a
4A
a
4B

a
4Z
5. Сохранность груза
ω
5
(max)
a
5A
a
5B

a
5Z
6. Репутация перевозчика
ω
6
(max)
a
6A
a
6B

a
6Z
7. Условия платежа
ω
7
(max)
a
7A
a
7B

a
7Z
8. Финансовая устойчивость
ω
8
(max)
a
8A
a
8B

a
8Z
Суммарная количественная оценка с учетом ω
i


Интегральная оценка
1,000

Рейтинг


Примечание: собственная разработка.
Интегральная оценка потенциальных перевозчиков представляет собой сумму значений их количественных и качественных критериев с учетом веса (значимости) каж- дого критерия, который зависит от занимаемого им ранга. Потенциальному перевозчи- ку, имеющему наибольшее значение интегральной оценки, присваивается первый рей- тинг. Потенциальному перевозчику со следующим значением интегральной оценки при- сваивается второй рейтинг и т.д.
Следовательно, по полученным в таблице 3.18 результатам на основе рейтинга осуществляется выбор наилучшего из потенциальных перевозчиков с учетом первосте- пенных для организации критериев. Именно с таким наилучшим из потенциальных пе- ревозчиков необходимого материально-сырьевого ресурса организация будет заклю- чать договор на его перевозку.
Такой процесс будет осуществлять организация для оценки потенциальных пере- возчиков каждого вида материально-сырьевых ресурсов с последующим выбором наилучшего из них.
3.2.4 Определение затрат на формирование цепей поставок закупаемых материально-сырьевых ресурсов на внешнем рынке
После выбора поставщиков и перевозчиков необходимо приступить к определе- нию затрат на формирование международных цепей поставок закупаемых организацией материально-сырьевых ресурсов.
Расчет затрат на закупку каждого вида материально-сырьевого ресурса следует осуществить после выбора базиса поставки (согласно Incoterms-2020), т.к. это повышает точность расчета.