Файл: Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 126 02 05 Логистика Текстовое электронное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43
– изготовление продукции в соответствии с требованиями заказчика;
– послепродажное обслуживание клиентов;
– сохранение источников информации о рынке и др.
Шаг четвертый – изучение и анализ всех возможных структур международных це- пей поставок продукции организации
Здесь необходимо внимательно изучить, проанализировать и определить, какие из всех возможных структур международных цепей поставок продукции, наиболее до- ступны конечным потребителям.
В результате производится последовательный перебор возможных вариантов формирования международных цепей поставок продукции и их подробное описание, принимая во внимание протяженность международных цепей поставок (таблица 3.30).
Таблица 3.30. – Достоинства и недостатки международных цепей поставок продукции организации разной протяженности
Международная цепь поставок
Достоинства
Недостатки
1 2
3 1. Прямая цепь поставок
2. Расширенная цепь поставок
3. Максимальная цепь поставок
Примечание: собственная разработка
После оформления таблицы 3.30 необходимо сделать соответствующий вывод.
Особенностью международных цепей поставок является увеличение их длины.
Во время транспортировки продукции они проходят через разные страны, где продукция разгружается, перегружается и складируется. Подобные сложности можно объяснить пе- реходом продукции из рук одного участника цепей поставок в руки другого, а также нали- чием таможенных границ между странами.
В практике управления международными цепями поставок выделить четыре типа структуры международных цепей поставок продукции, которые соответствуют четырем стратегиям выхода на международные: стратегии первого, второго, третьего и четверто- го типов структур международных цепей поставок.
При использовании первого типа структуры международных цепей поставок про- дукция транспортируется напрямую из страны выпуска к покупателям на внешнем рынке
(рисунок 3.3).
Рисунок 3.3. – Структура международных цепей поставок продукции первого типа
Поставщик
(производитель)
Внешний рынок
♦
♦
♦
44
Среди преимуществ использования такой структуры можно назвать отсутствие необходимости создавать складские помещения на внешнем рынке. Серьезным недо- статком при этом являются возможное увеличение срока доставки и вероятность задер- жек товаров.
Второй тип структуры международных цепей поставок продукции пытается ре- шать некоторые проблемы, предполагая наличие консолидированного склада в между- народной логистической цепи между поставщиком (производителем) и покупателями на внешнем рынке (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4. – Структура международных цепей поставок продукции второго типа
Создание консолидированного склада позволяет снизить транспортные издерж- ки и уменьшить срок доставки.
Третий тип структуры международных цепей поставок продукции предусматривает наличие складского помещения (распределительного центра) на внешнем рынке (рисунок
3.5), что предоставляет покупателям большие возможности выбора, а организации – боль- шую гибкость при выполнении заказов, но требует затрат на его содержание.
Рисунок 3.5. – Структура международных цепей поставок продукции третьего типа
Четвертый тип структуры международных цепей поставок продукции предпола- гает возможность реализации товаров на разных международных рынках с одного стра- тегически расположенного склада (распределительного центра) (рисунок 3.6).
Основным преимуществом такой структуры является снижение затрат на содер- жание складских помещений при одновременном сохранении возможности более гиб- кого выполнения заказов клиентов, а также небольшого срока доставки. Однако это несет дополнительные транспортные затраты, связанные с арендой складских площа- дей. Чтобы избежать потерь от существования тарифов, склады можно располагать в свободных экономических зонах.
45
Рисунок 3.6. – Структура международных цепей поставок продукции четвертого типа
Решая, какую структуру международных цепей поставок организации выбрать, соответствующие специалисты должны принимать во внимание ряд факторов, таких как:
– характеристики продукции (ее ценность, возможность долгого хранения, ста- дия жизненного цикла, ожидаемая скорость оборота);
– характеристики рынка (размер рынка, количество покупателей, объем реализа- ции, ожидаемый уровень услуг, качество иностранных посредников, потенциал роста рынка);
– факторы, связанные с экспортом (маркетинговая стратегия в отношении экс- порта);
– характеристики внешней среды на иностранном рынке (сбытовая инфра- структура, политическая и экономическая стабильность, таможенные ограничения, наличие надежных иностранных партнеров и др.).
В рамках данной курсовой работы, в результате изучения и анализа возможных типов структуры международных цепей поставок продукции, необходимо выбрать наиболее предпочтительный для организации.
Выбор международных цепей поставок продукции – одно из важнейших реше- ний организации. Выбранная цепь поставок продукции влияет на все остальные реше- ния в области международной логистики.
Шаг пятый – принятие решения по поводу партнеров (участников) по международ- ным цепям поставок продукции
Здесь необходимо принять окончательное решение по поводу партнеров по международным цепям поставок продукции и последовательности их привлечения.
Процесс выбора партнеров по международным цепям поставок продукции предусматривает:
- определение степени доступности партнеров;
- проведение предварительного анализа партнеров;
- оценка партнеров;
- принятие окончательного решения по выбору партнеров.
46
При проведении предварительного анализа необходимо дать полную и досто- верную характеристику потенциальным партнерам (участникам) по международным це- пям поставок продукции организации. Результаты данного анализа оформляются в виде таблицы 3.31.
Таблица 3.31. – Результаты анализа потенциальных партнеров по международным цепям поставок продукции (конкретно) ОАО «…»
Потенциальный партнер, страна, город
Характеристика
1 2
1. Партнер 1 2. Партнер 2 3. Партнер 3
… n. Партнер n
Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8
: собственная разработка
По данным таблицы 3.31 необходимо сделать соответствующий вывод.
После проведения предварительного анализа потенциальных партнеров (участ- ников) по международным цепям поставок продукции организации следует провести их оценку по таким критериям, как:
- обеспечение производителя адекватной информацией о рынке;
- желание помочь организациям розничной торговли эффективно продавать товар производителя;
- желание приобрести всю линию товаров производителя;
- возможность предоставить необходимую территорию;
- доля рынка на данной территории;
- наличие собственного автопарка для доставки товаров организациям рознич- ной торговли;
- репутация оптового посредника на рынке;
- желание поддерживать ценовую политику производителя;
- техническая возможность обслуживания потребителей;
- соответствие складских помещений оптового посредника стандартам качества обслуживания;
- финансовое состояние посредника и др.
При проведении данной оценки, необходимо установить следующую балльную шкалу:
3 балла – полностью соответствует логистическим требованиям организации;
2 балла – средняя степень соответствия логистическим требованиям организации;
1 балл – низкая степень соответствия логистическим требованиям организации.
Результаты оценки потенциальных партнеров (участников) по международным цепям поставок продукции организации оформляются в виде таблицы 3.32.
По полученным результатам из таблицы 3.32 необходимо сделать соответствую- щий вывод.
47
Таблица 3.32. – Результаты оценки потенциальных партнеров по международным цепям поставок продукции (конкретно) ОАО «…»
Критерий оценки
Партнер
1
Партнер
2
Партнер
3
Партнер
4
Партнер
5
Партнер
n
1 2
3 4
5 6
7 1. Обеспечение, производителя адекватной информацией о рынке
2. Желание помочь розничным торговцам эффективно продать товар производителя
3. Желание приобрести всю ли- нию товаров производителя
4. Возможность предоставить необходимую территорию
5. Доля рынка на данной терри- тории
6. Наличие собственного авто- парка для доставки товаров организациям рознич- ной торговли
7. Репутация оптового посред- ника на рынке
8. Желание поддерживать це- новую политику производителя
9. Технические возможности обслуживания потребителей
10. Соответствие складских по- мещений оптового посредника стандартам качества обслужи- вания
11. Финансовое состояние посредника
Итого
Максимальное количество бал- лов
3n, где 3 – максимальная оценка партнера по каждому критерию;
n – количество учитываемых критериев
% от максимального количества баллов
Примечание: собственная разработка.
После подсчета количества баллов и определения процента от максимально возможного их количества осуществляется разбивка потенциальных партнеров по меж- дународным цепям поставок продукции организации на группы:
- в I группу включаются партнеры, получившие от 80 до 100% от общего числа баллов;
- во II группу включаются партнеры, получившие от 60 до 80% от общего числа баллов;
48
- в III группу – партнеры, получившие от 50 до 60% от общего числа баллов;
- в IV группу – партнеры, получившие менее 50% от общего числа баллов.
Распределение потенциальных посредников по международным цепям поставок продукции организации по полученным группам их оценки представляются в виде таб- лицы 3.33.
Таблица 3.33. – Распределение потенциальных партнеров по международным цепям поставок продукции (конкретно) ОАО «…» по группам
I группа
(80–100%)
II группа
(60–80%)
III группа
(50–60%)
IV группа
(менее 50%)
1 2
3 4
Примечание: собственная разработка.
По распределению потенциальных партнеров (согласно таблице 3.33) сделать соответствующий вывод.
После проведения данной предварительной оценки потенциальных партнеров для дальнейшего изучения предпочтение отдается партнерам, попавшим в I группу, т.к. они в наибольшей степени соответствуют предъявляемым требованиям. Партне- ры, попавшие во II группу, также хорошие и при небольших усилиях могут перейти в I группу. Партнеры III и IV групп требуют дополнительного анализа с точки зрения возможности перехода в более высокую группу (план роста компании, улучшение ка- чества предоставляемых услуг и т.п.), поэтому они из дальнейшего рассмотрения, как правило, исключаются.
Далее, в рамках данной курсовой работы проводится более подробный анализ партнеров по международным цепям поставок продукции организации, которые попали в группы I и II по таким важнейшим критериям, как:
- вклад в организацию реализации продукции производителя;
- компетентность персонала;
- готовность к снижению стоимости услуг при росте объемов реализации;
- способность к адаптации в период изменения спроса на продукцию произ- водителя;
- уровень удовлетворения нужд и запросов потребителей;
- вклад в рост организации-производителя и др.
Каждому критерию, используемому для данной оценки потенциальных партне- ров, экспертным путем присваивается весовой коэффициент в соответствии со степенью значимости критерия для выбора партнера.
При этом сумма весовых коэффициентов всех критериев оценки должна быть равной 1.
Результаты окончательной оценки потенциальных партнеров по международным цепям поставок каждого вида продукции организации на конкретный рынок оформля- ются в виде таблицы 3.34.
49
Таблица 3.34. – Окончательная оценка потенциальных партнеров по международным цепям поставок продукции (указать вид продукции) ОАО «…» на рынке … (указать страну)
Критерий оценки
Весовой коэффи- циент
ω
i
Партнер
№ 1
Партнер
№ 2
Партнер
№ 3
Партнер
№ n ба лл оц ен ка с у че том ве са ба лл оц ен ка с у че том ве са ба лл оц ен ка с у че том ве са ба лл оц ен ка с у че том ве са
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1. Вклад в организацию реали- зации продукции про- изводителя
2. Компетентность персонала
3. Готовность к снижению стоимо- сти услуг при росте объемов реализации
4. Способность к адаптации в период изменения спроса на продукцию произво- дителя
5. Уровень удовлетво- рения нужд и запро- сов потребителей
6. Вклад в рост орга- низации- производителя
Сумма баллов
1,000
–
–
–
–
Рейтинг
–
–
–
–
–
Примечание: собственная разработка.
По результатам расчетов таблицы 3.34 проводится окончательный выбор партне- ра по международным цепям поставок конкретного вида продукции организации на конкретный международный рынок (в конкретную страну), исходя из полученного рей- тинга и делается соответствующий вывод.
3.3.3 Определение месторасположения распределительного центра методом центра тяжести
После выбора целевых международных рынков реализации продукции организации необходимо определить наиболее рациональное месторасположение распределительного центра (склада). Для этого предлагается решить задачу с помощью метода центра тяжести, суть которого состоит в том, что необходимо определить границы международ-
50 ного рынка (региона) обслуживания, затем найти место для размещения центра (склада) в распределительной системе, обслуживающей определенное количество международных рынков (регионов), как это показано на рисунке 3.7.
Рисунок 3.7. – Определение месторасположения склада методом «центр тяжести»
Исходя из рисунка 3.7, международные рынки (регионы) реализации продукции могут не группироваться в одном секторе, а располагаться по всему региону обслужива- ния. Поэтому далее следует определить координаты городов данного региона, где бу- дет осуществляться поставка продукции, а также их годовое потребление.
Координаты определяются путем нанесения на карту региона или страны коор- динатной сетки (пример на рисунке 3.7). Так, например, координаты г. Москва – (29; 24), г. Ростов-на-Дону – (5; 10), г. Санкт-Петербург – (33; 35).
Исходные данные для определения месторасположения распределительного центра (склада) на внешнем рынке необходимо представить в виде таблицы 3.35.
Таблица 3.35. – Исходные данные для определения месторасположения распределительного центра (склада)
Наименование города
Координаты Х
Координаты Y
Годовой объем потребления
Q
i
, нат.ед.изм./год
1 2
3 4
1. Город А
2. Город Б
3. Город В
…
Примечание: собственная разработка.
51
Координаты центра тяжести грузовых потоков (X, Y), т.е. место (точка) возможно- го размещения собственного или арендованного распределительного центра (склада), определяются методом «центр тяжести» по формулам (3.8):
1 1
;
n
i
i
i
n
i
i
Q x
X
Q
1 1
,
n
i
i
i
n
i
i
Q y
Y
Q
(3.8) где
x
i
, y
i
– координаты i-го города;
n – количество городов;
Q
i
– количество планируемого объема реализации продукции в i-м городе, т.
На основе расчета координат центра тяжести грузовых потоков выявляется наиболее оптимальное месторасположение распределительного центра (склада), кото- рый необходимо выделить на рисунке 3.7.
Кроме того, следует описать условия хранения продукции и выявить требуемое оборудование для оснащения распределительного центра (склада).
3.3.4 Выбор способа поставки готовой продукции организации на международные рынки
Поставка готовой продукции организации на международные рынки осуществля- ется путем выбора вида транспорта международного сообщения, оптимального для пе- ревозки конкретных грузов, с привлечением транспортных организаций, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги на аутсорсинговой основе, по такой же схеме, ко- торая описана в п. 3.2.3 для выбора перевозчиков при поставке закупаемых организаци- ей материально-сырьевых ресурсов.
3.3.5 Определение затрат на формирование цепей поставок готовой продукции организации на внешний рынок
После выбора перевозчиков необходимо приступить к определению затрат на формирование цепей поставок каждого вида экспортируемой продукции организации на международный рынок.
Расчет затрат на реализацию каждого вида продукции на международном рынке следует осуществить после выбора базиса поставки (согласно Incoterms-2020), т.к. это повышает точность расчета.
Затраты на формирование международных цепей поставок каждого вида экспорти- руемой продукции организации включают в себя таможенную стоимость (контрактная сто- имость, затраты на страхование товара, транзакционные издержки, транспортные затраты), таможенные платежи (таможенные сборы, таможенные пошлины) и соответствующие налоги, устанавливаемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Результаты расчета таможенной стоимости (суммарных затрат на производ- ство и реализацию) каждого вида продукции должны быть представлены в виде таб- лицы 3.36.