Файл: Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 126 02 05 Логистика Текстовое электронное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Затраты на формирование международных цепей поставок закупаемых организа- цией материально-сырьевых ресурсов включают в себя таможенную стоимость (контракт- ная стоимость, затраты на страхование товара, транзакционные издержки, транспортные затраты), таможенные платежи (таможенные сборы, таможенные пошлины) и соответ- ствующие налоги (акциз, налог на добавленную стоимость).
Результаты расчета таможенной стоимости (суммарных затрат на закупку) каждо- го вида материально-сырьевого ресурса представляют в виде таблицы 3.19.
Таблица 3.19. – Результаты расчета суммарных затрат на закупку … (конкретного ресурса) для ОАО «…», руб.
Наименование затрат
Сумма, бел. руб.
Примечание
1 2
3 1. Контрактная стоимость ресурса, С
С = a*b*v
a – цена, $(€)/нат.ед.изм.;
b – курс $(€) в день декларирования
(по курсу НБ Республики Беларусь);
v – количество (объем) ресурса, нат.ед.изм.
2. Затраты на страхование груза
(товара), З
стр
З
стр
= 0,005*С
0,5% от контрактной стоимости ресурса
3. Транзакционные издержки,
И
тр
И
тр
= 0,0001*С
0,01% от контрактной стоимости ресурса
4. Транспортные затраты, З
тр
З
тр
= n*t*b*d
n – количество транспортных средств, ед.;
t – тариф на перевозку груза,
$(€)/нат.ед.изм.км;
b – курс $(€) в день декларирования
(по курсу НБ Республики Беларусь);
d – расстояние перевозки груза до границы территории Республики Бе- ларусь, км
Суммарные затраты на закупку ресурсов
(таможенная стоимость)
З
сум
= С + З
стр
+ И
тр
+Т
тр
п.1 + п.2 + п.3 + п.4
Примечание: собственная разработка.
После определения таможенной стоимости необходимого импортного мате- риально-сырьевого ресурса следует рассчитать соответствующие таможенные пла- тежи, согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), и результаты расчета предста- вить в виде таблицы 3.20.
На основе затрат на закупку каждого вида материально-сырьевого ресурса и со- ответствующих таможенных платежей необходимо определить затраты на формирова- ние международной цепи поставок по его закупке с привлечением транспорта на аут- сорсинговой основе и результаты расчета представить в виде таблицы 3.21.
34
Таблица 3.20. – Результаты расчета таможенных платежей на ввозимый …
(конкретный ресурс) для ОАО «…», руб.
Показатель
Расчет
Значение
Примечание
1 2
3 4
1. Таможенные сборы
(сбор за таможенное оформление)
Согласно коду
ТН ВЭД ЕАЭС (уточнить) https://www.tws.by/
→ НСИ
→ ТН ВЭД ЕАЭС
2. Таможенная стоимость ресурса таблица 3.19 3. Таможенная пошлина
Согласно коду
ТН ВЭД ЕАЭС (уточ- нить): в процентах от таможенной стои- мости, либо в евро, либо в долларах США https://eec.eaeunion.org/
→ ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ →
Единый таможенный тариф (ЕТТ) →
Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможен- ной стоимости, либо в евро, либо в долларах США)
4. Акцизный налог
(акциз) (если товар подакцизный)
(п.2 + п.3)*ставка акцизного налога;
Ставка акцизного налога – … %
5. Налог на добавленную стоимость (НДС)
(п.2 + п.3 + п.4) *ставка НДС;
Ставка НДС – 20%
Итого п.1 + п.3 + п.4 + п.5
Примечание: собственная разработка.
Таблица 3.21. – Результаты расчета затрат на формирование международной цепи поставок
… (конкретного ресурса) для ОАО «…», руб.
Наименование затрат
Сумма, руб.
Примечание
1 2
3 1. Таможенная стоимость ресурса таблица 3.19 2. Таможенные сборы таблица 3.20 3. Таможенная пошлина таблица 3.20 4. Акциз (если товар подакцизный) таблица 3.20 5. Налог на добавленную стоимость (НДС) таблица 3.20
Итого
Примечание: собственная разработка.
В результате расчета затрат на формирование международной цепи поставок по закупке каждого вида материально-сырьевого ресурса необходимо определить сум- марные затраты на формирование международных цепей поставок по закупке всех ви- дов материально-сырьевых ресурсов для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности организации и представить их в виде таблицы 3.22.
По результатам анализа содержимого в каждой таблице второй главы курсовой работы, должен быть сделан соответствующий вывод.
35
Таблица 3.22. – Суммарные затраты на формирование международных цепей поставок по закупке … (конкретных ресурсов) для ОАО «…», руб.
Наименование затрат
Сумма, руб.
Примечание
1 2
3 1. Таможенная стоимость: п.1.1 + п.1.2 в том числе:
1.1 ресурс № 1 таблица …
1.2 ресурс № 2 таблица …
2. Таможенные сборы: п.2.1 + п.2.2 в том числе:
2.1 ресурс № 1 таблица …
2.2 ресурс № 2 таблица …
3. Таможенная пошлина: п.3.1 + п.3.2 в том числе:
3.1 ресурс № 1 таблица …
3.2 ресурс № 2 таблица …
4. Акциз (если товар подакцизный): п.4.1 + п.4.2 в том числе:
4.1 ресурс № 1 таблица …
4.2 ресурс № 2 таблица …
5. Налог на добавленную стоимость (НДС): п.5.1 + п.5.2 в том числе:
5.1 ресурс № 1 таблица …
5.2 ресурс № 2 таблица …
Итого
Примечание: собственная разработка.
Вторая глава курсовой работы завершается соответствующими краткими, четки- ми, логически и последовательно обоснованными выводами, которые затрагивают все рассмотренные в данной главе пункты (подпункты).
3.3 Формирование цепей поставок готовой продукции на внешний рынок
Формирование цепей поставок готовой продукции организации на внешний ры- нок составляет третью главу курсовой работы.
Исходными данными для написания третьей главы курсовой работы служат ма- териалы, изложенные в приложении Б данных методических указаний. Их необходимо- оформить как и пример, представленный в таблице 3.23.
Таблица 3.23. – Исходные данные для реализации готовой продукции ОАО «…»
Вариант
32
Организация
ОАО «Атлант»
Готовая продукция
Холодильник – 550 шт.
Стиральная машина – 490 шт.
Примечание: из методических указаний.
36 3.3.1 Изучение, анализ и оценка международных рынков реализации готовой продукции организации
Перед тем как изучить и проводить подробный анализ международных рынков организации следует установить свои международные маркетинговые цели и опреде- лить решаемые задачи для их достижения.
Процесс анализа международных рынков можно разделить на три этапа:
1. Организация должна определить желаемую долю экспорта по отношению ко всему объему производимой и реализуемой продукции.
2. Организация должна решить задачу выхода на несколько международных рынков или на глобальный мировой (внешний) рынок.
3. Организация должна принять решение о выборе конкретных международных рынков, т.е. рынков конкретных стран определенного типа для экспорта своей продукции.
Международные рынки реализации производимой организацией продукции можно проранжировать по таким двум основным параметрам, как:
- привлекательность рынков;
- риски выхода на тот или иной рынок.
Привлекательность рынков определяется на основании таких факторов, как язык, местные законы, географическое положение, уровень жизни населения, стабильность экономики и политики, схожесть культурных традиций и др.
В рамках данной курсовой работы в качестве основных факторов анализа и оценки привлекательности международных рынков (по странам) для организации будут выбраны:
- численность населения (млн чел.);
- валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (у.е./год);
- среднестатистический уровень доходов населения (у.е./год):
- разнообразие ассортимента продукции (в баллах).
В качестве факторов анализа и оценки рисков на международных рынках будут выбраны:
- расстояние от организации до столицы страны-импорта (км);
- уровень инфляции национальной валюты (%);
- наличие барьеров для входа на рынок (есть/нет);
- количество конкурентов на данном рыке (шт.).
По каждому виду подлежащей экспорту продукции организации необходимо про- водить маркетинговые исследования для выявления нужд в ней и выбора потенциальных международных рынков ее реализации, в результате чего выбирают не менее 10 стран для сравнения.
Значения факторов анализа и оценки потенциальных международных рынков реализации каждого вида продукции организации должны быть представлены в виде таблицы 3.24.
В целях повышения качества анализа и оценки потенциальных международных рынков реализации продукции организации для составления данной таьлицы необхо- димо использовать самые свежие данных.
Для обеспечения общего подхода к оценке критериев привлекательности и рис- ков на потенциальных международных рынках необходимо перевести их к единой си- стеме измерения – баллы.
37
Таблица 3.24. – Значения факторов анализа и оценки потенциальных международных рынков реализации … (указать конкретный вид продукции)
Страна
Фактор
Ст р
ан а
1
Ст р
ан а
2
Ст р
ан а
3
Ст р
ан а
4
Ст р
ан а
5
Ст р
ан а
6
Ст р
ан а
7
Ст р
ан а
8
Стана
9
Ст р
ан а
1 0
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11
Привлекательность
1. Численность населения, млн чел.
2. ВВП на душу населения, долл.США/год
3. Средний уровень доходов населения, долл.США/год
4. Разнообразие ассортимента продукции, балл
Риск
1. Расстояние до столицы, км
2. Уровень инфляции, %
3. Наличие барьеров для входа на рынок (да/нет)
4. Количество конкурентов, шт.
Примечание: собственная разработка.
Если самое большое (наибольшее) значение фактора по странам является наилучшим (эталоном), то ему присваивается 10 баллов по данной стране, а остальные значения данного фактора по другим странам рассчитываются по формуле (3.6)
10,
ij
ij
эij
K
k
K
(3.6) где
k
ij
– значение i-го фактора по j-й стране по 10-балльной оценке;
K
ij
– фактическое значение i-го фактора по j-й стране;
K
эij
– фактическое эталонное значение i-го фактора по j-й стране.
Если же самое маленькое (наименьшее) значение фактора по странам является наилучшим (эталоном), то ему присваивается 10 баллов по данной стране, а остальные значения данного фактора по другим странам рассчитываются по формуле (3.7)
10.
эij
ij
ij
K
k
K
(3.7)
Округление балльной оценки производится до двух знаков после запятой.
Если оценка факторов по странам уже сделана в баллах (например, разнообразие ассортимента), то эти значения автоматически переносятся из таблицы 3.24 в таблицу 3.25.
По факторам, которые оцениваются ответами «да/нет» (например, наличие барье- ров для выхода на рынок), при ответе «нет» ставится 10 баллов, при ответе «да» – 0 баллов.
38
Относительно такого фактора оценки стран, как «количество конкурентов», сту- дент должен обосновать свой выбор относительно того, что лучше (больше или меньше конкурентов), после чего определиться с эталоном.
После выполнения соответствующих расчетов балльная оценка потенциальных международных рынков реализации каждого вида продукции организации по факторам оформляется в виде таблицы 3.25.
Таблица 3.25. – Балльная оценка потенциальных международных рынков реализации …
(указать конкретный вид продукции) по факторам
Страна
Фактор
Стр ан а
1
Стр ан а
2
Стр ан а
3
Стр ан а
4
Стр ан а
5
Стр ан а
6
Стр ан а
7
Стр ан а
8
Стана
9
Стр ан а
1 0
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11
Привлекательность
1. Численность населения
2. ВВП на душу населения
3. Средний уровень доходов населения
4. Разнообразие ассортимента продукции
Сумма баллов
Риск
1. Расстояние до столицы
2. Уровень инфляции
3. Наличие барьеров для входа на рынок
4. Количество конкурентов
Сумма баллов
Примечание: собственная разработка.
На основании данных из таблицы 3.25 (суммы баллов по странам), строится карта сегментации «привлекательность-риск» выбранных стран как потенциальных междуна- родных рынков реализации каждого вида продукции организации (рисунок 3.2). Все страны, для потенциального экспорта продукции организации, располагают на карте точками (ось Х – привлекательность, ось Y –риск).
Наиболее предпочтительными для выбора будут страны с большей привлека- тельностью и с меньшим риском.
Согласно построенной карте сегментации, международные рынки (страны) реализа- ции продукции организации, попавшие в нижний правый квадрат карты (IV), будут являться наиболее привлекательными и перспективными с минимальным риском. Если рассматрива- емые рынки (страны) будут располагаться в верхнем правом квадрате (III), то они потребуют дальнейшего изучения с точки зрения возможного повышения привлекательности и сниже- ния риска. Неперспективными будут рынки (страны), расположенные в нижнем левом квад- рате карты сегментации (I), они менее привлекательны, несмотря на их низкий уровень риска.
Нельзя вообще работать с рынками (со странами), расположенными в верхнем левом квад- рате (II), так как риск здесь велик, а привлекательность находится на низком уровне.
39
Рисунок 3.2. – Карта сегментации «привлекательность – риск» потенциальных стран-импортеров продукции организации
Следовательно, рисунок 3.2 позволит принять окончательное решение относи- тельно того, на какие международные рынки (страны) выходить для реализации данной продукции организации.
3.3.2 Построение цепей поставок продукции организации на международные рынки
Международные цепи поставок продукции организации строятся для обслужива- ния тех международных рынков (стран), которые уже выбраны на рисунке 3.2 на карте сегментации «привлекательность – риск».
Построение международных цепей поставок продукции организации на внешний рынок состоит из пяти шагов, пройдя которые организации сможет добиться желаемого успеха в данном направлении логистической деятельности.
Шаг первый – анализ цепей поставок продукции конкурентов
Необходимо здесь провести всестороннее изучение и анализ всех возможных цепей поставок продукции основных (потенциальных) конкурентов, которые находятся в тех выбранных странах, в результате чего будет разрабатываться маркетинговую и ло- гистическую стратегию освоения данных международных рынков.
Анализ основных конкурентов проводится в три этапа.
На первом этане составляется база данных по двум основным конкурентам в каждой стране для каждого вида продукции и дается их подробная характеристика, что оформляется в виде таблицы 3.26.
По результатам таблицы 3.26 необходимо сделать соответствующий вывод.
В описании основных конкурентов должны присутствовать следующие характе- ристики:
– их долгосрочные и краткосрочные цели;
– их тактика и стратегия;
– концепция их логистической модели «9P»: продукт (product), цена (price), место размещения/распространения (place), продвижение (promotion), взаимодействие между производителями и поставщиками, продавцами и покупателями товара (people), процессы
40 оказания услуг (process), физическая характеристика/физическое свидетельство (physical evidence), связи с общественностью (public relations), личные продажи (personal selling);
– их маркетинговые позиции на обслуживаемом сегменте;
– их международный статус и др.
Таблица 3.26. – Характеристика основных конкурентов ОАО «…» в … (страны) по производству … (конкретного товара)
Наименование компании (фирма), страна, город
Характеристика
Сильные стороны
Сильные стороны
1 2
3 4
Основные конкуренты в стране № …
1. Компания А, г. …
2. Компания B, г. …
Основные конкуренты в стране № …
3. Компания C, г. …
4. Компания D, г. …
Примечание: собственная разработка.
На втором этапе производится оценка сильных и слабых сторон основных конку- рентов. Сделать это можно с помощью SWOT-анализа (анализа сильных и слабых сто- рон, возможностей и угроз).
При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон основных конкурентов, необходимо уделять внимание тем характеристикам (показателям), кото- рые наиболее значимы с точки зрения покупателей.
Основными критериями, которые должны учитываться, и по которым может осу- ществляться оценка слабых и сильных сторон основных конкурентов, являются:
- монополия на определенные технологии производства продукции (оказание услуг);
- высокий уровень качества производимой продукции (оказываемых услуг);
- возможность сервисного обслуживания до и после продажи;
- скорость поставки продукции (выполнения заказа);
- надежность поставки установленного объема продукции и в необходи- мые сроки;
- квалификация персонала;
- возможность установления устойчивых связей с постоянными и клиентами и др.
Результаты анализа и оценки сильных и слабых сторон основных конкурентов в каждой стране по конкретному виду продукции должны быть оформлены в виде таблицы 3.27.
По приведенным в таблице 3.27 данным необходимо сделать соответствующий вывод относительно положения организации среди конкурентов.
41
Таблица 3.27. – Результаты анализа и оценки сильных и слабых сторон основных конкурентов ОАО «…» в … (страны) по производству … (конкретного товара)
Критерий
Очень хорошо
(5)
Хорошо
(4)
Удовле- твори- тельно (3)
Плохо
(2)
Очень плохо
(1)
1 2
3 4
5 6
1. Монополия на определенные техно- логии производства продукции (оказа- ние услуг)
2. Высокий уровень качества произво- димой продукции (оказываемых услуг)
3. Возможность сервисного обслужи- вания до и после продажи
4. Скорость поставки продукции (вы- полнения заказа)
5. Надежность поставки установленно- го объема продукции и в необходимые сроки
6. Квалификация персонала
7. Возможность установления устойчи- вых связей с постоянными и клиентами наша организация; конкурент 1; конкурент 2
Примечание: собственная разработка.
На третьем этапе производится оценка возможных действий конкурентов в каж- дой стране, вследствие чего необходимо прогнозировать стратегию каждого конкурента в будущем. При этом нужно опираться на информацию, уже собранную в базе данных во время оценки сильных и слабых сторон конкурентов, а также в результате изучения ситуации на рынке в целом, после чего результаты прогнозирования представляются в виде таблицы 3.28.
Таблица 3.28. – Результаты прогнозирования тактики и стратегии конкурентов ОАО «…» в … (стране)
Наименование компании (фирма), страна, город
Тактика
Стратегия
1 2
3
Основные конкуренты в стране № …
1. Компания А, г. …
2. Компания B, г. …
Основные конкуренты в стране № …
3. Компания C, г. …
4. Компания D, г. …
Примечание: собственная разработка.
После оформления таблицы 3.28 необходимо сделать соответствующий вывод.
42
Шаг второй – анализ требований клиентов (конечных потребителей) к удовлетво- рению их потребностей
Здесь необходимо оценить, что клиенты (конечные потребители) требуют от ор- ганизации, реализующей продукцию.
Классификация покупателей по группам на важные, средней значимости и менее значимые может проводиться с помощью метода АВС-анализа. Например, для покупа- телей товаров производственно-технического назначения метод АВС-анализ включает исследование не одного показателя (например, объем товарооборота по одной группе клиентов), а наиболее значимых качественных показателей и характеристик (например, платежеспособность, солидность организации, платежный баланс, длительность деловых коммуникаций и т.п.). По результатам АВС-анализа формируется своеобразный портфель клиентов, который показывает, здорова ли структура потребителей, определяющая спрос на продукцию.
Шаг третий – определение и уточнение функций партнеров по международным цепям поставок (участников цепей поставок) продукции организации
Здесь надо определить функции участников международных цепей поставок каждого вида продукции организации так, чтобы были четко понятны обязанности каж- дого участника.
Результаты данного анализа должны быть представлены в виде таблицы 3.29.
Таблица 3.29. – Функции участников международных цепей поставок продукции ОАО «…»
Участник цепей поставок
Функции
1 2
1. Производитель
2. Транспортные организации
3. Организации оптовой торговли
4. Организация розничной торговли
5. Банковские (финансовые) учреждения
6. Страховые организации (компании)
7. Рекламные агентства
…
Примечание: собственная разработка
После оформления таблицы 3.29 необходимо сделать соответствующий вывод.
С точки зрения производителя, основными критериями распределения функций между участниками международных цепей поставок продукции организации, являются:
– снижение затрат на реализацию продукции;
– максимизация рыночной доли организации;
– максимизация доходов от реализации продукции;
– увеличение прибыли от реализации продукции;
– минимизация инвестиционных рисков;
– удовлетворение требований потребителей в отношении технической инфор- мации о продукции;
– относительный легкий доступ к продукции;