Файл: Министерство просвещения Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 407
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Академия реализации
государственной политики и профессионального развития работников
образования Министерства просвещения Российской Федерации
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Информационная безопасность детей: социальные и технологические
аспекты
Разработчик(и) программы:
Невская О.В., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», без
степени
Шмавонян С.А., ГАОУ ДПО г. Москвы "Корпоративный университет"
Новиков К.А., ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
Федорова Ю.В., ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России", к.п.н.
Москва, 2021
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области информационной безопасности детей.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Учитель
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Воспитательная деятельность
(Профстандарт: 01.001
Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего образования)
(воспитатель, учитель))
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
(воспитательная деятельность)
⁻ приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации; ⁻
действующие нормативные документы в области информационной безопасности детей; ⁻
основные информационные угрозы; ⁻
основные механизмы защиты детей от информационных угроз.
⁻ применять механизмы выявления и защиты детей от основных социальных угроз; ⁻
применять механизмы выявления и защиты детей от возникающих угроз при работе с персональными устройствами; ⁻
применять механизмы выявления и защиты детей от фишинга; ⁻
применять механизмы выявления и защиты от угроз, связанных с кибербуллингом; ⁻ применять механизмы выявления и защиты детей от угроз, связанных с экстремизмом, группами смерти и
АУЕ* (*Запрещена на территории
РФ)
Руководитель образовательного учреждения
Должностные обязанности по ЕКС
Знать
Уметь
Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения,
принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах,
обеспечивает соблюдение требований,
предъявляемых к условиям образовательного процесса,
образовательным программам,
результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении.
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; Конвенцию о правах ребенка;
достижения современной психолого- педагогической науки и практики;
⁻ организовывать деятельность по выявлению и защите детей от основных социальных угроз; ⁻ организовывать деятельность по защите детей от возникающих угроз при работе с персональными устройствами; ⁻
организовывать деятельность по защите детей от фишинга; ⁻ организовывать деятельность по защите детей от угроз,
связанных с кибербуллингом; ⁻
организовывать деятельность по защите детей от угроз, связанных с экстремизмом, группами смерти и АУЕ*
(*Запрещена на территории РФ)
1.3. Категория слушателей:
Руководители, заместители руководителей образовательных организаций общего образования,
учителя, реализующие программы общего образования, преподаватели общеобразовательных дисциплин в системе СПО
1.4. Форма обучения – Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 48 ч.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
руководители образовательных организаций, преподаватели общеобразовательных дисциплин
(учебных предметов) образовательных организаций среднего профессионального образования,
учителя, реализующие программы общего образования
Инвариантный модуль
№
п/п
Наименование разделов
(модулей) и тем
Всего
часов
Виды учебных занятий,
учебных работ
Самостоятельная
работа, час
Формы
контроля
Лекция,
час
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1.1
Государственная политика в сфере общего образования Российской
Федерации. Нормативное регулирование в области информационной безопасности детей
2 0
0 2
1.2
Цифровая трансформация образования
2 0
0 2
тест
Итого
4 0
0 4
Вариативный модуль
№
п/п
Наименование разделов
(модулей) и тем
Всего
часов
Виды учебных занятий,
учебных работ
Самостоятельная
работа, час
Формы
контроля
Лекция,
час
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
Вариативная часть для руководителей/учителей
44 19 10 15 2
Вариативная часть для руководителей)
0 0
0 0
2.1
Модуль 1. Планирование и организация деятельности по защите детей от социальных угроз сети Интернет (Всего часов - 9, лекций - 4,
интерактивных занятий - 3,
самостоятельной работы - 2)
0 0
0 0
2.1.1
Планирование и организация деятельности по обеспечению информационной безопасности в образовательной организации.
0 0
0 0
2.1.2
Планирование и организация деятельности по выявлению признаков коллективной интернет-истерии
0 0
0 0
2.1.3
Планирование и организация деятельности по предотвращению ситуаций,
связанных со скулшутингом
0 0
0 0
2.1.4
Планирование и организация деятельности по выявлению признаков опасного досуга учащихся
0 0
0 0
практическая работа
2.2
Модуль 2. Планирование и организация деятельности по выявлению технологических угроз сети Интернет (Всего часов - 7, лекций - 3,
интерактивных занятий - 2,
самостоятельной работы - 2)
0 0
0 0
2.2.1
Планирование и организация деятельности по защите от вредоносных программ
0 0
0 0
2.2.2
Планирование и организация деятельности по внедрению в практику образовательной организации правил сетевой гигиены
0 0
0 0
2.2.3
Планирование и организация деятельности по Безопасному использованию интеллектуальной собственности и предотвращению нарушений авторского права
0 0
0 0
практическая работа
2.3
Модуль 3. Планирование и организация деятельности по защите от психологических и техно-психологических угроз сети Интернет (Всего часов -
6, лекций - 3, интерактивных занятий - 1, самостоятельной работы - 2)
0 0
0 0
2.3.1
Планирование и организация деятельности по профилактике онлайн- игровой зависимости
0 0
0 0
2.3.2
Планирование и организация деятельности по профилактике в образовательной организации фрейпинга, скама, угроз псевдоблаготворительности
0 0
0 0
2.3.3
Планирование и организация деятельности по защите детей от фишинга
0 0
0 0
практическая работа
2.4
Модуль 4. Планирование и организация деятельности по защите детей от социально- технологических угроз сети
Интернет (Всего часов - 11,
лекций - 5, интерактивных занятий - 3, самостоятельной работы - 3)
0 0
0 0
2.4.1
Планирование и организация деятельности по
Предотвращению вовлечения детей в незаконную деятельность в сети Даркнет.
0 0
0 0
2.4.2
Планирование и организация деятельности по защите детей от опасностей,
связанных с наркоторговлей в
Darknet
0 0
0 0
2.4.3
Планирование и организация деятельности по обеспечению безопасной работы учеников и педагогов в соцсетях
0 0
0 0
2.4.4
Планирование и организация деятельности по профилактике кибербуллинга
0 0
0 0
практическая работа
2.5
Модуль 5. Планирование и организация деятельности по защите детей от социально- психологических угроз сети
Интернет (Всего часов - 9,
лекций - 4, интерактивных занятий - 1, самостоятельной работы - 4)
0 0
0 0
2.5.1
Планирование и организация деятельности по профилактике экстремизма
0 0
0 0
2.5.2
Планирование и организация деятельности по защите детей от опасностей,
связанных с группами смерти и ARG
0 0
0 0
2.5.3
Планирование и организация деятельности по профилактике вовлечения детей в АУЕ* и другие нонконформистские субкультуры
0 0
0 0
2.5.4
Планирование и организация деятельности по защите детей от груминга и секстинга
0 0
0 0
практическая работа
Итоговая аттестация
(Самостоятельная работа - 2
часа)
0 0
0 0
тест
3
Вариативная часть для учителей
0 0
0 0
3.1
Модуль 1. Социальные угрозы сети Интернет (Всего часов -
9, лекций - 4, интерактивных занятий - 3, самостоятельной работы - 2)
0 0
0 0
3.1.1
Информационная безопасность.
0 0
0 0
3.1.2
Коллективная интернет- истерия
0 0
0 0
3.1.3
Скулшутинг
0 0
0 0
3.1.4
Опасный досуг
0 0
0 0
практическая работа
3.2
Модуль 2. Технологические угрозы сети Интернет
0 0
0 0
3.2.1
Вредоносные программы
0 0
0 0
3.2.2
Сетевая гигиена
0 0
0 0
3.2.3
Безопасное использование авторского контента
0 0
0 0
практическая работа
3.3
Модуль 3. Психологические и техно-психологические угрозы сети Интернет (Всего часов - 7, лекций - 3,
интерактивных занятий - 2,
самостоятельной работы - 2)
(Всего часов - 6, лекций - 3,
интерактивных занятий - 1,
самостоятельной работы - 2)
0 0
0 0
3.3.1
Феномен онлайн-игровой зависимости
0 0
0 0
3.3.2
Фрейпинг, скам,
псевдоблаготворительность
0 0
0 0
3.3.3
Фишинг
0 0
0 0
практическая работа
3.4
Модуль 4. Социально- технологические угрозы сети
Интернет (Всего часов - 11,
лекций - 5, интерактивных занятий - 3, самостоятельной работы - 3)
0 0
0 0
3.4.1
Что такое Darknet
0 0
0 0
3.4.2
Наркоторговля в Darknet
0 0
0 0
3.4.3
Правила безопасности соцсетей
0 0
0 0
3.4.4
Кибербуллинг
0 0
0 0
практическая работа
3.5
Модуль 5. Социально- психологические угрозы сети
Интернет (Всего часов - 9,
лекций - 4, интерактивных занятий - 1, самостоятельной работы - 4)
0 0
0 0
3.5.1.
Экстремизм
0 0
0 0
3.5.2
Группы смерти и ARG
0 0
0 0
3.5.3
АУЕ* и нонконформистские субкультуры
0 0
0 0
3.5.4
Груминг и секстинг
0 0
0 0
практическая работа
Итоговая аттестация
(Самостоятельная работа - 2
часа
0 0
0 0
тест
Итого
44 19 10 15
2.2. Рабочая программа
Инвариантный модуль
1.1 Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации.
Нормативное регулирование в области информационной безопасности детей (
самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Образовательное законодательство Российской Федерации. Цели и ключевые задачи Российской Федерации в сфере образования. Показатели федеральных проектов. Механизмы достижения поставленных целей. Единая система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области информационной безопасности.
1.2 Цифровая трансформация образования ( самостоятельная работа - 2 ч. )
Самостоятельная работа·Национальная цель «Цифровая трансформация». Суть цифровой трансформации образования. Технологическое обновление и новая дидактика образования,
персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий. Актуальные навыки и практики преподавания в цифровую эпоху.
Анализ мер, реализуемых Правительством Российской Федерации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»: цели,
задачи, основные мероприятия и результаты реализации. Выполнение тестовых заданий.
Вариативный модуль
2 Вариативная часть для руководителей
2.1 Модуль 1. Планирование и организация деятельности по защите детей от
социальных угроз сети Интернет
2.1.1 Планирование и организация деятельности по обеспечению информационной
безопасности в образовательной организации ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч.
)
Лекция·Организация работы по использованию алгоритма безопасного использования сети
Интернет: Актуальные угрозы информационной безопасности и защита информации при организации урока. Проведение аудита сайта на предмет возможности его использования в образовательной деятельности. Анализ типовых ошибок, меры по их предотвращению,
устранению и защите образовательной организации от угроз сети Интернет
Самостоятельная работа·Изучение учебных материалов по теме. Ответы на вопросы для
самопроверки. Выполнение заданий в цифровой среде
2.1.2 Планирование и организация деятельности по выявлению признаков
коллективной интернет-истерии ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Тренды, челленджи, флешмобы, опасный досуг. Подростковый суицид как соцсетевой феномен. Особенности социально-психологического и технологического характера. Анализ механизмов социальных платформ Google (Facebook, Youtube, Instagram), Mail.ru (МойМир,
Вконтакте), ByteDance (Tiktok) для организации технологической работы в ситуациях потенциальных или актуальных угроз с точки зрения родительской и преподавательской аудитории
Практическая работа·Анализ предложенных ситуаций и выявление признаков интернет- угрозы. Определение типа информационной угрозы путем анализа предложенных ситуаций.
Определение технологии, методики и инструментов предотвращения информационных угроз
2.1.3 Планирование и организация деятельности по предотвращению ситуаций,
связанных со скулшутингом ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Организация работы по анализу признаков возникновения ситуаций школьной стрельбы (скулшутинга): методология проверки аккаунтов несовершеннолетних в социальных сетях для выявления признаков субкультуры «школьных стрелков». Анализ данных,
поведенческих признаков и вопросы профилактики
Практическая работа·Анализ предложенных ситуаций и выявление признаков интернет- угрозы. Определение типа информационной угрозы путем анализа предложенных ситуаций.
Определение технологии, методики и инструментов предотвращения информационных угроз
2.1.4 Планирование и организация деятельности по выявлению признаков опасного
досуга учащихся ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Планирование и организация мероприятий по выявлению ситуаций с опасным досугом, руферов, зацеперов и т.п. Признаки и методология проверки аккаунтов несовершеннолетних в социальных сетях для выявления признаков субкультуры руферов,
зацеперов и т.п.
Практическая работа·Практическая работа № 1. (Выполняется онлайн на интерактивном занятии). Организация деятельности по анализу ситуаций и выявлению признаков интернет- угрозы. Определение типа информационной угрозы путем анализа предложенных ситуаций.
Определение технологии, методики и инструментов предотвращения информационных угроз.
Самостоятельная работа·Изучение материалов по теме. Ответы на вопросы для самопроверки. Выполнение заданий в цифровой среде.
2.2 Модуль 2. Планирование и организация деятельности по выявлению
технологических угроз сети Интернет
2.2.1 Планирование и организация деятельности по защите от вредоносных программ (
лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Организация защиты от вредоносного ПО – вирусы, черви, трояны, бэкдоры, руткиты,
ботнеты, макровирусы и т.п., - принципы работы, назначение, векторы атаки. Спам и навязчивая реклама как разновидность вредоносного ПО. Квалифицированные хакерские атаки, вирусы-шифровальщики.
Практическая работа·Организация противодействия распространённым ошибкам, создающим уязвимости для кибератак. Распространенные ошибки, приводящие к уязвимостям подключенных к сети Интернет устройств. Ответственность за нарушение правил сбора,
хранения, использования и удаления охраняемой законом информации.
Самостоятельная работа·Изучение материалов по теме. Ответы на вопросы для самопроверки. Выполнение заданий в цифровой среде.
2.2.2 Планирование и организация деятельности по внедрению в практику
образовательной организации правил сетевой гигиены ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Применение в образовательной организации практических рекомендаций по защите от современных угроз − алгоритмов безопасного использования сети Интернет: как
2.1.2 Планирование и организация деятельности по выявлению признаков
коллективной интернет-истерии ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Тренды, челленджи, флешмобы, опасный досуг. Подростковый суицид как соцсетевой феномен. Особенности социально-психологического и технологического характера. Анализ механизмов социальных платформ Google (Facebook, Youtube, Instagram), Mail.ru (МойМир,
Вконтакте), ByteDance (Tiktok) для организации технологической работы в ситуациях потенциальных или актуальных угроз с точки зрения родительской и преподавательской аудитории
Практическая работа·Анализ предложенных ситуаций и выявление признаков интернет- угрозы. Определение типа информационной угрозы путем анализа предложенных ситуаций.
Определение технологии, методики и инструментов предотвращения информационных угроз
2.1.3 Планирование и организация деятельности по предотвращению ситуаций,
связанных со скулшутингом ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Организация работы по анализу признаков возникновения ситуаций школьной стрельбы (скулшутинга): методология проверки аккаунтов несовершеннолетних в социальных сетях для выявления признаков субкультуры «школьных стрелков». Анализ данных,
поведенческих признаков и вопросы профилактики
Практическая работа·Анализ предложенных ситуаций и выявление признаков интернет- угрозы. Определение типа информационной угрозы путем анализа предложенных ситуаций.
Определение технологии, методики и инструментов предотвращения информационных угроз
2.1.4 Планирование и организация деятельности по выявлению признаков опасного
досуга учащихся ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Планирование и организация мероприятий по выявлению ситуаций с опасным досугом, руферов, зацеперов и т.п. Признаки и методология проверки аккаунтов несовершеннолетних в социальных сетях для выявления признаков субкультуры руферов,
зацеперов и т.п.
Практическая работа·Практическая работа № 1. (Выполняется онлайн на интерактивном занятии). Организация деятельности по анализу ситуаций и выявлению признаков интернет- угрозы. Определение типа информационной угрозы путем анализа предложенных ситуаций.
Определение технологии, методики и инструментов предотвращения информационных угроз.
Самостоятельная работа·Изучение материалов по теме. Ответы на вопросы для самопроверки. Выполнение заданий в цифровой среде.
2.2 Модуль 2. Планирование и организация деятельности по выявлению
технологических угроз сети Интернет
2.2.1 Планирование и организация деятельности по защите от вредоносных программ (
лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Организация защиты от вредоносного ПО – вирусы, черви, трояны, бэкдоры, руткиты,
ботнеты, макровирусы и т.п., - принципы работы, назначение, векторы атаки. Спам и навязчивая реклама как разновидность вредоносного ПО. Квалифицированные хакерские атаки, вирусы-шифровальщики.
Практическая работа·Организация противодействия распространённым ошибкам, создающим уязвимости для кибератак. Распространенные ошибки, приводящие к уязвимостям подключенных к сети Интернет устройств. Ответственность за нарушение правил сбора,
хранения, использования и удаления охраняемой законом информации.
Самостоятельная работа·Изучение материалов по теме. Ответы на вопросы для самопроверки. Выполнение заданий в цифровой среде.
2.2.2 Планирование и организация деятельности по внедрению в практику
образовательной организации правил сетевой гигиены ( лекция - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Применение в образовательной организации практических рекомендаций по защите от современных угроз − алгоритмов безопасного использования сети Интернет: как