Файл: Совершенствование маркетинговых технологий продвижения продукции в Интернет среде.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Web-сайт компании обычно выступает центральным элементом коммуникативной политики, проводимой в Интернете. Поэтому так важна задача его продвижения, от успешной реализации которой в значительной степени зависит эффективность всей коммуникативной политики.
Развитие мировой информационной системы, появление и распространение различных форм электронной коммерции обусловили формирование концепции гипермаркетинга, или маркетинга в Интернет-среде, предметом которого является изучение и использование возможностей использования глобальной сети для удовлетворения потребностей потребителей и расширения рынков сбыта при снижении накладных расходов и обеспечении требуемого уровня экономической эффективности.
Особенности электронного рынка в значительной степени определяют специфику применения маркетинговых инструментов. К таким особенностям относятся:
1) доступность рынка для любых физических и юридических лиц;
2) отсутствие географических ограничений;
3) относительно низкий для предприятий барьер входа на рынок;
4) прямые каналы сбыта продукции, исключение промежуточных уровней;
5) возможность предоставления широкого выбора и адаптации товаров под конкретного потребителя;
6) информационная прозрачность рынка;
7) постоянное развитие рынка;
8) активные коммуникации, наличие обратной связи.
Товары и услуги, реализуемые на электронном рынке, можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют информационные продукты, которые могут быть предварительно продемонстрированы, такие как аудио- и видеопродукция.
Ко второй группе относятся товары, совершению покупки которых предшествует сбор значительного объема информации. Это автомобили, компьютеры, бытовая техника. К данной группе также относятся товары, имеющие невысокую стоимость, покупатели которых изучают аннотации и просматривают обзоры, например, книги.
В третью группу включаются товары и услуги, доставляемые с помощью Интернет, а именно: компьютерные программы, аренда автомобилей, услуги бронирования мест в гостиницах и продажи железнодорожных и авиабилетов, туристические услуги.
Четвертую группу составляют уникальные товары, реализуемые на электронных аукционах или в коллекционных магазинах.
К пятой группе относятся товары конечного потребления, при покупке которых особенно важное значение имеет фактор цены (одежда, игрушки товары для дома и т.п.). Отдельную группу составляют продукты питания.
В связи с особенностями каждой группы товаров разрабатывается комплекс маркетинговых мероприятий. Так, различны стратегии сбыта, используемые в сфере электронных продаж. Для информационных продуктов сроки и издержки выполнения заказов невелики, для товаров в физическом исполнении размер издержек будет зависеть от срока хранения товара, выбранного способа, объема, скорости доставки. Клиенты должны быть заранее проинформированы об условиях и стоимости доставки8.
Другой актуальной проблемой в настоящее время является реализация аналитической функции маркетинга, т.е. проведение маркетинговых исследований в Интернет. Развитие данного функционального направления сдерживается вследствие неразвитости российского электронного рынка. В настоящее время онлайн-исследования целесообразны, если: в качестве объекта исследования выступает информационный продукт; уровень распространения Интернет среди целевой аудитории достаточно высок (не менее 40%); генеральная совокупность охватывает пользователей сети и тот же результат может быть получен при меньших затратах.
Интернет может использоваться при изучении конкурентов, потребителей, товаров и цен. Онлайн-исследования позволяют определить социально-демографические характеристики целевой аудитории, получить оценку сайта, предлагаемых товаров и услуг. Вместе с тем не все направления исследований могут быть в полной мере реализованы в электронном варианте, например, при тестировании упаковки или рекламных роликов.
Основным преимуществом маркетинговых исследований через Интернет является возможность получения вторичных и первичных данных с более высокой скоростью и относительно низкими затратами. При использовании некоторых методов сбора данных автоматически готовится стенограмма дискуссии или обработка информации осуществляется в режиме реального времени. Кроме того, с помощью Интернет-опросов можно опросить географически разобщенных респондентов, изучить специфические проблемы, обсуждение которых в традиционной форме затруднено (интимные, личные проблемы)9.
Следует отметить также ряд недостатков Интернет-исследований :
-
доступ к услугам Интернет имеют не все граждане страны, особенно в «глубинке»; -
проблема обеспечения репрезентативности выборки; -
зависимость представления интерактивных форм и передачи информации от технического и программного обеспечения, применяемого респондентами; -
сложность проверки достоверности ответов респондентов; -
высокие требования к уровню подготовки персонала при проведении качественных исследований; -
невозможность дать необходимые респондентам разъяснения.
Существенным недостатком является низкий процент возврата анкет, характерный даже для панельных исследований, при которых респонденты дают согласие участвовать в маркетинговых исследованиях. Так, среди участников панели Фонда «Общественное мнение» доля согласившихся принять участие в конкретном опросе в период с осени до весны составляет 90%, летом – 65-75%. В связи с этим необходима мотивация потенциальных респондентов. С целью стимулирования пользователей сети могут использоваться следующие способы:
1. Условием получения доступа к услугам сайта является заполнение обязательной формы. Способ эффективен при небольшом количестве вопросов (2-3); при большем количестве пунктов пользователь может отказаться от посещения сайта.
2. Посетителям предлагается ответить на вопросы с целью повышения качества обслуживания покупателей или информирования о мнениях пользователей лиц, принимающих соответствующие решения.
3. Участников опроса информируют о некоторых результатах исследования.
4. Фактором, способствующим привлечению внимания участников, может быть созданный исследовательской компанией имидж.
5. Для респондентов организуются лотереи, розыгрыши призов, предоставляются купоны или скидки на приобретение каких-либо товаров или услуг, перечисляется определенное количество электронных денег.
6. При создании панелей участникам может предоставляться доступ к сети и адрес электронной почты.
Таким образом, можно утверждать, что в условиях формирования спроса на электронном рынке маркетинговые исследования в Интернет в перспективе получат достаточно широкое распространение при оценке емкости рынка, изучении потребительских предпочтений и конкурентной среды, исследовании эффективности маркетинговых коммуникаций.
ООО «Вайлдберриз» – это российский интернет-магазин, который
специализируется на торговле одеждой, обувью, электроникой, детскими
товарами, товарами для дома и различного рода аксессуарами. В настоящее
время на Wildberries можно купить товар на любой вкус и размер.
ООО «Вайлдберриз» был основан в 2004 году. Основателями интернет-магазина являются Владислав и Татьяна Бакальчук.
Штаб-квартира ООО «Вайлдберриз» находится в подмосковной
деревне Мильково. Юридический адрес ООО «Вайлдберриз»: Московская
область, Ленинский район, деревня Мильково, вл. 1 [30].
В 2012 г. ООО «Вайлдберриз» вышел на рынок Беллоруссии, в 2014г. начал принимать заказы и осуществлять доставку в Казахстан. В настоящее время помимо РФ ООО «Вайлдберриз»
работает также в Киргизии, Армении,Израиле и Италии [29].
По итогам 2015 года ООО «Вайлдберриз» стал самым популярным
у россиян отечественным интернет-магазином.
В первом полугодии 2016 года Wildberries вышел на первое место по онлайн-продажам среди компаний РФ (интернет-магазинов и офлайн сетей), что связывали с ростом числа собственных пунктов самовывоза.
Продажи интернет-магазина за весь 2016 год оценивались в 45,6 млрд. рублей.
В сентябре 2017 года под Подольском началось строительство нового распределительного центра компании, крупнейшего в РФ (на 145 тысяч м2).
В 2018 году интернет-магазин начал продажу продуктов питания.
Тогда же российский Forbes в очередном рейтинге самых дорогих компаний
Рунета вновь определил ООО «Вайлдберриз» на четвёртое место, оценив егокапитал в $602 млн. В 2019 году Wildberries вновь занял четвёртое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета, опубликованном на страницах журнала Forbes. Стоимость компании в 2019 году, по оценкам экспертов, составила 1,2 миллиарда долларов. Американский журнал Forbes в 2019 годувключил основателя компании Татьяну Бакальчук в рейтинг «Топ10 наиболее заметных новых миллиардеров — 2019» [29].
Бизнес-модель ООО «Вайлдберриз» характеризуют как онлайнгипермаркет, магазин универсального формата или маркетплейс (торговая площадка с товарами компаний-партнёров). Компания напрямую сотрудничает с производителями одежды и официальными дистрибьюторами. Они самостоятельно формируют ассортимент своих товаров в интернет-магазине и розничные цены, а ООО «Вайлдберриз» зарабатывает на комиссии по итогам продаж.
По форме собственности компания частная, принадлежит основателям – семье Бакальчук; не привлекает инвестиции, а развитие идёт за счёт собственных и заёмных средств. Как отмечал Forbes, ООО «Вайлдберриз» – одна из самых закрытых компаний на российском интернет рынке: основатель и генеральный директор Татьяна Бакальчук не общается с прессой и не участвует в профильных для рынка мероприятиях.
Организационная структура управления ООО «Вайлдберриз» представлена на рисунке .
Исходя из данных рисунка, можно отметить, что в организационной
структуре нет совета директоров, также невелико число руководителей
отделов и подразделений: структура управления проста, его стиль описывают
как демократический.
Штат предприятия состоит из отделов и подразделений, а так же
сотрудников работающих в данных подразделениях, все подразделения
подчиняются руководителю общества.
ООО «Вайлдберриз» в своей деятельности преследует цели, которые
распределены по уровням: стратегическая цель и тактические цели, которые
27
распределены по различным подразделениям предприятия, но все они
направлены на достижение общей цели управления – эффективное
экономическое развитие и получение прибыли.
С каждым годом финансово-экономические показатели ООО
«Вайлдберриз» продолжают расти. Компания является крупнейшим
интернет-магазином в РФ. Однако, чтобы успешность компании на
российском рынке необходимо проанализировать основные финансовоэкономические показатели деятельности предприятия.
Уставной капитал ООО «Вайлдберриз» составляет 10 110 000 руб [32].
При этом, стоит отметить, что все акции компании принадлежат
гениральному директору.
В настоящее время в РФ насчитывается более 180 тысяч пунктов
выдачи заказов. Далее на рисунке 2.2 представим выручку ООО
«Вайлдбрриз».
Исходя из данных рисунка, стоит отметить, что в исследуемом периоде
наблюдается увеличение показателей выручки ООО «Вайлдберриз». Данное
обстоятельство связно с тем, что интернет-магазин проводит активную
рекламную и ценовую политику, привлекает новых продавцов и
покупателей.
Отдельно, стоит отметить, что, не смотря на пандемию 2020 года, когда
большинство торговых предприятий испытывали убытки, финансовоэкономические показатели ООО «Вайлдберриз» только набирали свои
обороты (выручка компании по сравнению с 2019 годом выросла почти в 2