Файл: Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 14 классах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

На реализацию программы внеурочной деятельности «Эрудит» по общеинтеллектуальному направлению в МБОУ ООШ сПетровка выделяется:

в 1 классах – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)

во 2-4-х классах – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса "Эрудит"

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.

  • Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).



Личностные результаты и универсальные учебные действия

1 год обучения

Личностные: сформированность у детей любознательности, интереса к учению.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления.

Познавательные: умение определять, какая нужна информация; отбор необходимых источников: книги, словари, справочная литература, электронные носители; отбор, классификация полученной информации.

Коммуникативные: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом; распределять роли.

2 год обучения

Личностные: уважение чужого мнения, определение своей позиции; стремления к творческому решению познавательной задачи.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно, поиск средств и пути их осуществления; умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Познавательные: умение отбирать и классифицировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений.

Коммуникативные: умение прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.

3 год обучения

Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, сформированность желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

4 год обучения

Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта самостоятельно; работа по плану, проверка своих действий, при необходимости исправление ошибок; использование основных и дополнительных средств; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.

Ожидаемые результаты.

  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.

  • Рост личностных достижений.

  • Создание атмосферы успеха.

  • Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.

  • Накопление опыта творческой деятельности.

  • Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.

Содержание программы внеурочной деятельности «Эрудит»

Основные разделы программы. 1 класс

1.

Правила поведения в школе (1 час).

Правила дорожного движения (1 час).

Природа вокруг нас (6 часов).

Логика, задания на внимание(4 часа).

Познавательные игры и занятия(9 часов).

Интеллектуальные игры(2 часа).

Занимательная математика и геометрия(3 часа).

Литературные викторины и конкурсы (5 часов).

Проектная деятельность (2 часа).

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


Содержание занятий

1 занятие. Игра «Мы - школьники» (ко Дню знаний). Правила поведения в школе. Пословицы, поговорки, загадки и стихи о школе, знаниях. Игра «Доскажи словечко».

2 занятие. Игра «Дети и дорога». ПДД. Викторина о ПДД. Презентация о ПДД.

3 занятие. Викторина «В мире насекомых». Видеовикторина. Презентация.

4 занятие. Познавательная игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Знакомство с цветами радуги. Стихи о цветах. «Разноцветные» загадки.

5 занятие. Конкурс загадок об осени. Рассматривание осенних пейзажей известных художников. Беседа по картинам осени. Загадки об осени.

6 занятие. Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов.

7 занятие. Игра «Волшебные слова». Чтение «Волшебное слово» В. Осеевой. Загадки-задания о вежливых словах. Игра «Закончи предложение».

8 занятие. Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». Значение воды в жизни людей и животных. Просмотр презентации. Обсуждение. Кроссворд.

9 занятие. Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей. История родного города. Быт простых людей.

10 занятие. Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…». Загадки и сказочные конкурсы. Конкурс рисунков по сказкам.

11 занятие. Игра «Доскажи словечко». Игра с подбором пропущенных слов с опорой на логическую цепочку и рифму слов.

12 занятие. Мой домашний любимец. Мини-проект о домашнем животном.

13 занятие. Логика. Решение кроссвордов. Обучение разгадыванию кроссвордов. Использование Интернет-ресурсов, справочной литературы.

14 занятие. Моя коллекция. Мини-проект.

15 занятие. Игра «Геометрический конструктор». Загадки о геометрических фигурах. Загадки о животных. Составление фигурок животных из геометрических фигур.

16 занятие. Ребусы. Отгадывание и составление ребусов.

17 занятие. Конкурс «Самый смекалистый». Интеллектуальный конкурс по математике.

18 занятие. Животный мир Пустыни. Просмотр презентации. Викторина о животных и растениях пустыни.

19 занятие. Игра «Путешествие в страну Сказка». Конкурсы, загадки, занимательные задания по сказкам.

20 занятие. Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». Знакомство с профессиями в стихах. Игра на внимание. Ребусы- профессии.

21 занятие. Игра «Буква потерялась». Познавательная игра на закрепление знаний орфографии.

22 занятие. Игра «Что изменилось?». Игра на внимание. Сравнение рисунков, нахождение различий. Дорисовывание картинок.

23 занятие. Видеовикторина «Природа родного края». Животный и растительный мир области. Лекарственные растения, их назначение.

24 занятие. Просмотр презентации «Из глубины веков» . Знакомство с древними животными – динозаврами. Загадки в картинках. Ребусы.

25 занятие Математика – царица наук. Викторина. Математические задачи в стихах. Ребусы. Рисование по цифрам.

26 занятие. Математические лабиринты.

27 занятие. Викторина «В мире животных». Презентация о животных леса.

28 занятие. Игра-путешествие «Полет на Марс». Просмотр презентации на тему «Планеты солнечной системы». Загадки о планетах. Моделирование (из пластилина) и рисование Солнечной системы.

29 занятие. Просмотр видеоматериалов «Животные водоемов». Викторина о животных водоемов. Рисование «Животные водоемов».

30 занятие. Познавательная игра «История появления часов». Просмотр презентации. Загадки о времени и часах.

31.занятие. Видеовикторина «Времена года». Загадки о временах года.

32 занятие. Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир!» Просмотр презентации «9 мая – День Победы».

33 занятие. Игровое занятие «Ура, каникулы!». Веселые конкурсы и загадки о лете. Диагностика познавательных процессов младших школьников.