Файл: Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 14 классах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные разделы программы. 2 класс

1.

Правила поведения в школе (1 час).

2.

Правила дорожного движения (1 час).

3.

Природа вокруг нас (3 часа).

4.

Логика, задания на внимание (4 часа).

5.

Познавательные игры и задания (9 часов).

6.

Интеллектуальные игры (3 часа).

7.

Занимательная математика и геометрия (2 часа).

8.

Литературные викторины и конкурсы (4 часа).

9.

Занимательная грамматика (5 часов).

10


Проектная деятельность (2 часа).

Содержание занятий

1 занятие. Игра «Счастливый случай» (ко Дню знаний). Веселые задания, загадки о школе. Правила поведения в школе.

2 занятие. Игра «Светофорик». Просмотр презентации, викторина. Стихи о безопасности дорожного движения. Конкурс рисунков «Безопасное колесо».

3занятие. Викторина «Самый, самая, самое». Веселые задания. Ребусы. Кроссворд.

4 занятие. Мероприятие «Праздник красок». Пословицы и поговорки об осени. Рисование осенних пейзажей.

5 занятие. Занимательная грамматика. Задания по русскому языку в стихах. Веселый диктант.

6 занятие. Игра «Экологическое ассорти». Путешествие по станциям. Загадки, экологические конкурсы и задания.

7 занятие. Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть. Путешествие по маршрутному листу. Просмотр презентации. Загадки, задания на тему «Вежливость».

8 занятие. Игровая программа «Давайте поиграем»! Занимательные конкурсы и задания на развитие логики.

9 занятие. Познавательная игра «Короб чудес». Знакомство с народными ремеслами в игровой форме.

10 занятие. Мероприятие « Жить – с книгою дружить». Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотечным фондом. Литературная викторина.

11 занятие. Устный журнал «Пословица всем углам помощница». Презентация «Пословицы в картинках». Обсуждение пословиц, их значения. Задание: собери пословицу.

12 занятие. Путешествие по океану орфографических знаний. Игра-путешествие. Задания на знание орфографии в игровой форме.

13 занятие. Конкурс кроссвордов. Отгадывание и составление кроссвордов с использованием справочной литературы, энциклопедий.

14 занятие. Профессии моих родителей. Мини-проект.

15 занятие. Мой город. Мини-проект.

16. занятие. Игра «В гостях у Феи сказочного леса». Чтение-обсуждение отрывков из сказок. Загадки о сказочных героях. Литературный кроссворд по сказкам.

17 занятие. Конкурсная программа «Отгадай-ка!». Отгадывание ребусов и шарад.

18 занятие. Игра-путешествие в сказочную страну. Сочинение сказок.

19 занятие. КВН по сказкам Г.Х. Андерсена. Загадки. Чтение отрывков из сказок, определение названия по отрывку из сказки. Определение названия произведения по иллюстрации к нему.

20 занятие. Игра «В День святого Валентина». Веселые игры и конкурсы.

21 занятие. Игра «Автомобильная страна».Знакомство с историей появления транспорта. Просмотр презентации. Викторина о транспортных средствах.

22 занятие. Турнир Шерлоков Холмсов. Интеллектуальная игра.

23 занятие. Игра-соревнование «Мамин праздник». Командное соревнование.

24 занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра.

25 занятие. Конкурс «Смекай, считай, отгадывай». Математические задания и загадки. Задачи на внимание.

26 занятие. Час занимательной математики. Конструирование из геометрических фигур. Задания на внимание и логику. Лабиринты. Раскрашивание картинок по цифрам и вычислительным действиям.

27 занятие. Игра-путешествие «Необитаемые острова» (ко Дню смеха). Занимательные веселые

конкурсы. Путешествие по станциям.

28 занятие. Игровая программа «Летим в космос». Знания о космосе и космонавтике. Презентация о космосе. Загадки. Кроссворд.

29 занятие. КВН «Во саду ли, в огороде». Задания и загадки об овощах и ягодах. Рисование.

30 занятие. Час игры «Путешествие во времени». Презентация. Викторина.

31 занятие. Викторина «Удивительные превращения». Занимательные задания на развитие логического мышления.

32 занятие. Конкурс рисунков «Этот День Победы!». Выражение своих мыслей и чувств посредством рисунка. Защита рисунков детьми.

33 занятие. Весёлая викторина о профессиях. Задания в стихах, ребусы. Рисование людей различных профессий.

34 занятие. Итоговое занятие «Летний карнавал». Конкурсы, задания на тему «Лето». Награждение активных кружковцев. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
Основные разделы программы. 3 класс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

Правила поведения в школе (1 час).

Правила дорожного движения (1час).

Природа вокруг нас (6 часов).

Логика, задания на внимание (3 часа).

Познавательные игры и занятия (7 часов).

Интеллектуальные игры (5 часов).

Занимательная математика и геометрия (4 часа).

Литературные викторины и конкурсы (3 часа).

Занимательная грамматика (2 часа).

Проектная деятельность (2 часа).

Содержание занятий

1 занятие. Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику.

2 занятие. Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра.

3 занятие. Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм.

4 занятие. «Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков.

5 занятие. Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка.

6 занятие. Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу.

7 занятие. История моей фамилии. Мини-проект.

8 занятие. Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков.

9 занятие. Веселая познавательная игра «На ошибках учатся».

10 занятие. Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг.

11 занятие. Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним

12 занятие. Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги. Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним.

13 занятие. Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы.

14 занятие. Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям.

15 занятие. Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах.

16 занятие. Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам.

17 занятие. Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку.

18 занятие. Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация.

19 занятие. Игра «Там на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям.

20 занятие. История появления денег. Тематическое занятие. Презентация. Загадки о деньгах из детских литературных произведений.

21 занятие. Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир».

22 занятие. Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра.

23 занятие. Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра.

24 занятие. «Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра.

25 занятие. Конкурс «Её величество – МАТЕМАТИКА». Математические задачи, задачи на логику, внимание.

26 занятие. Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике.

27 занятие. Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентация о животных морей и океанов.

28 занятие. Путешествие в космос. Мини-проект.

29 занятие. Викторина «Удивительные деревья». Викторина на выявление и закрепление знаний о деревьях и кустарниках.

30 занятие. Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме.

31 занятие. Аукцион знаний. Интеллектуальная игра.

32 занятие. История родного города. Экскурсия в краеведческий музей.

33 занятие. Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями. Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко»

34 занятие. Итоговое занятие кружка «Юный эрудит». Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение за активное участие в работе кружка, за участие в интеллектуальных конкурсах.



Основные разделы программы. 4класс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Правила поведения в школе (1 час).

Правила дорожного движения (1 час).

Природа вокруг нас (3 часа).

Логика, задания на внимание (3 часа).

Познавательные игры (3 часа).

Интеллектуальные игры (3 часа).

Занимательная математика и геометрия (5 часов).

Литературные конкурсы и викторины (4 часа).

Занимательная грамматика (7 часов).

Проектная деятельность (3 часа).

Итоговое занятие кружка (1 час).




Содержание занятий

1 занятие. Организационное занятие. Ситуационные упражнения «Я в школе». Веселая игра на закрепление знаний о правилах поведения в школе.

2 занятие. Игра «Внимание: дорога!». Интеллектуальная игра на знание ПДД.

3 занятие. Игра «Продолжи логическую цепочку». Задания в стихах.

4 занятие. «Забытые профессии». Познавательная игра. Презентация. Викторина.

5 занятие. Словесные раскопки. История возникновения слов.

6 занятие. «Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. Загадки. Ребусы. Конструирование из геометрических фигур.

7 занятие. В гостях у любимой книги. Экскурсия в библиотеку. Викторина по знаниям детской литературы.

8 занятие. Конкурс рисунков «Моя планета». Рисунки на экологическую тематику.

9 занятие. Шарады. Ребусы. Составление анаграмм.

10 занятие. Турнир смекалистых. Интеллектуальная игра на знание математики, русского языка.

11 занятие. Как они пишутся? Знакомство и работа с орфографическими словарями.

12 занятие. Шкатулка с богатствами русского языка. Познавательная игра.

13 занятие. Литературный кроссворд. Разгадывание и составление кроссворда с использованием дополнительных источников информации.

14 занятие. Математические головоломки. Интеллектуальная игра.

15 занятие. «Сочини математическую сказку». Творческий конкурс.

16 занятие. Эти забавные животные. Познавательная игра. Конкурсы.

17 занятие. Игра на внимание «Вставь нужное слово». Задания на внимание.

18 занятие. Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». Игра по станциям. Загадки, задания, рисунки, кроссворд, музыкальные задания.

19 занятие. Можно ли сломать язык? Знакомство и работа со словарем С.И.Ожегова.

20 занятие. «В космическом пространстве». Просмотр видеоматериалов. Викторина.

21 занятие. Весёлая геометрия. Задания в стихах.

22 занятие. Загадки природы. Викторина.

23 занятие. Потерянное слово. Игра на внимание.

24 занятие. Веселый диктант на внимание.

25 занятие. Математические загадки. Задачи в стихах, задачи-шутки.

26 занятие. «По следам событий». Сочинения-миниатюры

27 занятие. «Моя родословная». Мини-проект.

28 занятие. «Космос сегодня». Мини-проект.

29 занятие. «Мир вокруг нас». Викторина на знание окружающего мира.

30 занятие. «Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра.

31 занятие. «Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг.

32 занятие. «Мои знаменитые земляки». Мини-проект.

33 занятие. «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. Тема «Великая Отечественная война»

34 занятие. Итоговое занятие кружка. Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение детей за участие в интеллектуальных конкурсах, проектной деятельности.

Тематическое планирование

1 класс




п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе.

1

-

1

2

Правила дорожного движения.

1

-

1

3

Природа вокруг нас.

6

1

5

4

Логика, задания на внимание.

4

-

4

5

Познавательные игры и занятия.

9

1

8

6

Интеллектуальные игры.

2

-

2

7

Занимательная математика и геометрия.

3

-

3

8

Литературные викторины и конкурсы.

5

-

5

9

Проектная деятельность.

2

1

1

Итого часов:

33

3

30


Тематическое планирование

2 класс



п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе.

1

-

1

2

Правила дорожного движения.

1

0,5

0,5

3

Природа вокруг нас.

3

-

3

4

Логика, задания на внимание

4

-

4

5

Познавательные игры и задания.

9

-

9

6

Интеллектуальные игры.

3

-

3

7

Занимательная математика и геометрия.

2

-

2

8

Литературные викторины и конкурсы.

4

-

4

9

Занимательная грамматика.

5

-

5

10

Проектная деятельность.

2

0,5

1,5

Итого часов:

34

1

33



Тематическое планирование

3 класс



п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе.

1

-

1

2

Правила дорожного движения.

1

-

1

3

Природа вокруг нас.

6

0,5

5,5

4

Логика, задания на внимание.

3

-

3

5

Познавательные игры и занятия.

7

-

7

6

Интеллектуальные игры.

5

-

5

7

Занимательная математика и геометрия.

4

0,5

3,5

8

Литературные викторины и конкурсы.

3

-

3

9

Занимательная грамматика.

2

-

2

10

Проектная деятельность

2

-

2

Итого часов:

34

1

33



Тематическое планирование

4 класс



п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе.

1

-

1

2

Правила дорожного движения.

1

0,5

0,5

3

Природа вокруг нас.

3

-

3

4

Логика, задания на внимание.

3

-

3

5

Познавательные игры.

3

-

3

6

Интеллектуальные игры.

3

-

3

7

Занимательная математика и геометрия.

5

-

5

8

Литературные конкурсы и викторины.

4

-

4

9

Занимательная грамматика.

7

0,5

6,5

10

Проектная деятельность

3

-

3

11

Итоговое занятие кружка

1

1

-

Итого часов:

34

2

32






Календарно-тематическое планирование

1 класс



п/п

Тема по программе

Цели

Дата

1.

Игра «Мы - школьники» (ко Дню знаний).

-расширить кругозор младших школьников;

-учить работать в группе




2.

Игра «Дети и дорога».

-формирование знаний детей по правилам дорожного движения,

- учить работать в группе




3.

Викторина «В мире насекомых».

-развивать познавательную активность,

-формирование логического мышления




4.

Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

-совершенствовать знания о цветах,

-формировать любознательность




5.

Конкурс загадок об осени.

-развивать у детей быстроту мышления, смекалку,

- систематизировать наблюдения в природе




6.

Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов.

-развивать у учащихся интеллектуальные способности,

-систематизировать наблюдения в природе




7.

Игра «Волшебные слова».

-вспомнить о пользе вежливых слов,

-учить быть вежливыми в различных ситуациях,

-развивать познавательную активность




8.

Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь».

-расширять кругозор,

- способствовать обогащению словарного запаса детей




9.

Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей.

-формировать познавательную активность детей,

- познакомить с историей родного города




10.

Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…»

-прививать интерес к чтению сказок,

-формировать потребность регулярного чтения книг,

- расширять кругозор детей.




11.

Игра «Доскажи словечко».

-способствовать обогащению словарного запаса детей,

- прививать интерес к устному народному творчеству




12.

Мой домашний любимец. Мини-проект.

-формировать умение определять, какая нужна информация,

-отбирать необходимые источники информации, классифицировать её,

-учить работе в группах




13.

Логика. Решение кроссвордов.

-учить разгадывать кроссворды,

-развивать логическое мышление,

-способствовать обогащению словаря




14.

Моя коллекция. Мини-проект.

-учить определять, какая нужна информация,

-отбирать необходимые источники информации, классифицировать её,

-обучение работе в группах




15.

Игра «Геометрический конструктор»

-развивать творческие способности у учащихся,

-формирование умения конструирования фигурки животных из геометрических фигур




16.

Ребусы.

-развивать у детей сообразительность, -учить разгадывать ребусы




17.

Конкурс «Самый смекалистый»

-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления,

- учить разгадывать ребусы,

-воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи




18.

Животный мир Пустыни. Просмотр презентации. Викторина.

-формирование познавательной активности,

-расширение кругозора,

-развитие памяти и внимания




19.

Игра «Путешествие в страну Сказка»

-вспомнить некоторые сказки по их отрывкам,

-побуждать к чтению народных и авторских сказок,

-развивать любознательность




20.

Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».

-способствовать расширению кругозора детей о мире профессий,

-учить работать в группах,

-развитие устной речи




21.

Игра «Буква потерялась»

-способствовать расширению кругозора детей,

-прививать любовь к родному языку,

-систематизировать знания, полученные на уроках письма




22.

Игра «Что изменилось?»

-развивать внимание, наблюдательность,

- формировать логическое мышление




23.

Видеовикторина «Природа родного края»

-развивать сообразительность, логическое мышление, смекалку,

-воспитывать любовь к природе




24.

Просмотр презентации «Из глубины веков»

-развивать познавательную активность, любознательность,

-расширять кругозор детей




25.

Математика – царица наук. Викторина.

-развивать интерес к точным наукам,

-формирование логического мышления




26.

Математические лабиринты.

-прививать любовь к точным наукам,

-закрепление навыка устного счета




27.

Викторина «В мире животных».

-углублять знания детей о животном мире,

- развивать воображение, память, речь




28.

Игра-путешествие «Полет на Марс».

-формирование представлений о космосе и космонавтике,

-развитие любознательности,

-расширение кругозора учащихся




29.

Просмотр видеоматериалов «Животные водоемов». Кроссворд.

-развивать познавательную активность,

- воспитывать любовь к природе и охране окружающей среды




30.

Тематическое занятие. История появления часов.

-расширять представление детей о времени,

- развивать воображение, фантазию




31.

Видеовикторина «Времена года».

-способствовать расширению кругозора детей,

-развивать память, мышление, речь




32.

Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир!»

-воспитывать чувство патриотизма,

-развивать творческие способности,

-формирование умения выражать свои мысли и чувства в рисунке




33

Игровое занятие «Ура, каникулы!»

-развивать коллективизм, дружелюбие,

- формировать сообразительность, смекалку,

-диагностика познавательных процессов младших школьников






Календарно-тематическое планирование

2 класс



п/п

Тема по программе

Цели

Дата

1.

Игра «Счастливый случай» (ко Дню знаний).

-расширить кругозор младших школьников,

-учить работать в группе.




2.

Игра «Светофорик».

-обобщить и систематизировать знания детей по правилам дорожного движения




3.

Весёлая викторина «Самый, самая, самое».

-формировать познавательную активность,

-развивать логическое мышление.




4.

Мероприятие «Праздник красок».

-совершенствовать знания о цветах палитры,

- воспитывать любовь к устному народному творчеству




5.

Занимательная грамматика

-развивать у детей быстроту мышления, смекалку,

-прививать любовь к родному языку




6.

Игра «Экологическое ассорти».

-развивать у учащихся интеллектуальные способности,

-систематизировать наблюдения в природе,

-прививать экологическую культуру




7.

Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

-вспомнить о пользе вежливых слов,

-расширять словарный запас детей,

-прививать культуру речи




8.

Игровая программа «Давайте поиграем»!

-развивать у детей быстроту мышления, речь,

-способствовать обогащению словарного запаса учащихся




9.

Познавательная игра «Короб чудес».

-развивать познавательную активность детей,

- познакомить с народными ремёслами




10.

Мероприятие « Жить – с книгою дружить».

-развивать интерес к чтению,

-формировать потребность регулярного чтения книг,

- расширять кругозор детей




11.

Устный журнал «Пословица всем углам помощница».

-способствовать обогащению словарного запаса детей,

- прививать любовь к устному народному творчеству




12.

Путешествие по океану орфографических знаний.

-воспитывать уважение и любовь к родному языку,

-закрепление изученных орфограмм,

- развивать речь, воображение




13.

Конкурс кроссвордов.

-учить разгадывать кроссворды,

-развивать логическое мышление,

-способствовать обогащению словаря младших школьников




14.

Профессии моих родителей. Мини-проект.

-формировать умение определять, какая нужна информация,

-отбирать необходимые источники информации, классифицировать её,

-учить работе в группах,

оформлению и предоставлению информации




15.

Мой город. Мини-проект.

-формировать умение определять, какая нужна информация,

-отбирать необходимые источники информации, классифицировать её,

-учить работе в группах,

-учить оформлению и предоставлению информации




16.

Игра «В гостях у Феи сказочного леса».

-развивать у детей сообразительность, фантазию, воображение,

-прививать чувство товарищества и взаимопомощи




17.

Конкурсная программа «Отгадай-ка!»

-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления,

- учить разгадывать ребусы,

-воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.




18.

Путешествие в сказочную страну.

- вспомнить некоторые сказки по их отрывкам,

- развивать воображение, творчество, смекалку, память




19.

КВН по сказкам Г.Х. Андерсена.

-вспомнить некоторые сказки по их отрывкам,

-развивать память, речь, мышление,

- побуждать к чтению народных и авторских сказок




20.

Игра «В День святого Валентина».

-способствовать расширению кругозора детей,

-развивать культуру устной речи




21.

Игра «Автомобильная страна».

-способствовать расширению кругозора детей,

-формировать познавательный интерес




22.

Турнир Шерлоков Холмсов.

-развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление




23.

Игра-соревнование «Мамин праздник».

-развивать сообразительность, логическое мышление, смекалку,

- воспитывать чувство товарищества




24.

«Турнир смекалистых».

-развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку,

-воспитывать чувство товарищества




25.

Конкурс «Смекай, считай, отгадывай».

-развивать интерес к точным наукам,

-развивать память, речь, мышление, воображение




26.

Час занимательной математики.

-прививать интерес к точным наукам,

-развивать логическое мышление, внимание




27.

Игра-путешествие «Необитаемые острова» (ко Дню смеха).

-углублять знания детей о растительном и животном мире,

- развивать воображение, память, чувство юмора




28.

Игровая программа «Летим в космос».

-расширить знания детей о космонавтике,

-развивать познавательную активность




29.

КВН «Во саду ли, в огороде».

-развивать интерес к садово-огородному делу,

-развитие устной речи, чувства юмора,

- воспитывать любовь к природе




30.

Час игры «Путешествие во времени».

-расширять представление детей о времени,

- развивать воображение, фантазию




31.

Викторина «Удивительные превращения».

-способствовать расширению кругозора детей,

-развивать логическое мышление




32.

Конкурс рисунков «Этот День Победы!»

-воспитывать чувство патриотизма,

-развивать творческие способности,

-учить детей выражать свои мысли и чувства посредством рисунка,

-формировать умение защищать свой рисунок или проект




33

Весёлая викторина о профессиях.

-развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку,

-способствовать подготовке к выбору профессии




34.

Итоговое занятие «Летний карнавал». Диагностика познавательных процессов младших школьников

-способствовать сплочению детского коллектива,

-развитие мышления, воображения,

-диагностика познавательных процессов младших школьников